НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Как строить отношения с участковым педиатром

2 декабря 2013
Далеко не все родители бывают довольны участковыми педиатрами. Но может быть дело не в том, что врачи недостаточно внимательны к малышу? Возможно, стоит пересмотреть свое собственное отношение на взаимоотношения с врачом.
Источник: Migration

Готовясь к написанию данной статьи, мы провели опрос среди пользователей проекта «Дети Mail.Ru» и пришли к нескольким выводам. Во-первых, россияне по-прежнему выказывают большее доверие муниципальным поликлиникам и больницам, нежели коммерческим. Во-вторых, число «довольных» и «недовольных» детскими врачами родителей поделилось почти поровну, что позволяет говорить о двух наиболее популярных поведенческих моделях последних.

Одни родители всецело доверяют профессионализму врача и редко ставят его авторитет под сомнение. Как правило, к такому доктору родители обратились «по рекомендации» друзей, соседей и т.д.

Другая категория родителей придерживается диаметрально противоположной точки зрения. Они скептически относятся к так называемой «бесплатной» медицине и предпочитают использовать возможности полиса обязательного медицинского страхования разве что для проведения вакцинации. Если же ребенок болен или у него появились симптомы, которые дают повод для беспокойства, то за помощью родители обращаются в коммерческую клинику. Хотя, в сущности, платная клиника не гарантирует пациенту «хорошего» врача.

«Язык до выздоровления доведет»

Задавайте вопросы педиатру. Часто мамы, входя в кабинет врача, словно теряют дар речи. В итоге доктор, встречая молчаливое равнодушие со стороны родителя, тоже не стремится к общению. Он на автомате записывает необходимые ему показатели здоровья ребенка (рост, вес, температуру), производит осмотр, результаты которого также фиксирует в амбулаторной карте малыша.

У мамы термины доктора часто вызывают, как минимум, недоумение, как максимум – панику. Но даже когда ее гложут эти чувства, она не вступает с педиатром в диалог. Искать ответы на свои вопросы мама отправляется в интернет. Странное дело, слово врача каждый раз подвергается сомнению, а слово соседки (другой мамы) возводится в ранг единственно ценного. Родителям важно понять, что как только они начнут демонстрировать заинтересованность состоянием ребенка, общаться с врачом, он сразу из «плохого» переквалифицируется в «профи».

Как общаться с «плохим» педиатром

Я не хожу на все эти бессмысленные осмотры «для галочки» в бесплатную поликлинику. Может где-то и есть нормальные врачи, но нам не повезло: ни с педиатром, ни с поликлиникой в целом. Ходим к другому хорошему врачу. Как возникают проблемы, она направляет нас к узким специалистам. Делаем все для здоровья ребенка, а не для галочки в поликлинике.

Если врач, несмотря на все попытки родителя наладить диалог, остается безучастен к состоянию здоровья ребенка, стоит предпринять меры. Только не нужно кричать и нарушать общественный порядок. Документ, регулирующий отношения пациента и медицинского работника называется «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Если вы уверены, что врач оказывает ребенку медицинскую помощь недостаточно качественно, обратите его внимание на статью 31 раздела VI. В ней говорится о вашем праве родителя в любой момент получить карту ребенка для ознакомления. В статье отдельно оговаривается, что врач обязан дать родителю подробные и доступные разъяснения по своим записям, если они оказались непонятными. Более того, правовой документ обязывает врача общаться с пациентом «уважительно и гуманно».

Если это не возымело действия, пишите жалобу на имя главврача в двух экземплярах (один оставляете у себя, заверив ее в регистратуре или у секретаря в приемной главврача). По факту письменного заявления он будет вынужден начать проверку. Если в поликлинике ваше заявление проигнорировали, смело пишите «выше», в Министерство Здравоохранения. Не забудьте к жалобе приложить заявления в поликлинику, которые доказывают равнодушие к вашим требованиям со стороны медицинского персонала поликлиники. Также можно подготовить письменную жалобу в страховую компанию, которая выдала вам полис ОМС или ДМС.

А как, собственно, понять, кто перед вами находится, «плохой» или «хороший» врач?

Признаки «плохого» врача:

• позволяет себе критиковать действия других врачей: «Какой двоечник назначил вам этот препарат?»;
• не упустит возможности сделать акцент на собственном профессионализме: «Если бы я не обратил внимание на этот симптом, дело кончилось бы плохо»;
• практикует метод запугивания в общении с родителями;
• назначает более 5 препаратов единовременно;
• не слушает рассказ родителей о событии, предшествовавшем появлению жалоб на здоровье. Ребенок в присутствии врача может вести себя нехарактерно для его истинного самочувствия, поэтому сбрасывать со счетов анамнез мамы и папы ни в коем случае нельзя;
• выписывает рецепт, который можно приобрести только в конкретной аптеке. Это может означать, что врач попросту лоббирует чьи-то интересы. А это, в свою очередь, ставит под сомнение необходимость приема препарата вообще.

Признаки «хорошего» врача:

• доброжелательно встречает пациентов. Охотно отвечает на вопросы родителей, пытается найти контакт с ребенком, заслужить его доверие;
• предлагает родителям как минимум две стратегии лечения ребенка, объясняя преимущества и недостатки каждой;
• хорошо ориентируется в лекарственных препаратах, существующих на фармацевтическом рынке;
• соблюдает элементарные правила этикета. «Хороший» врач никогда не войдет в квартиру в грязной обуви. Он наденет бахилы, помоет руки и попросит чистое полотенце.

Инструкция для родителей

Но и родителям, собираясь в поликлинику, необходимо обстоятельно подготовиться. К тому же не забывайте – вы, как и врачи, должны вести себя корректно, и вежливо.

Вчера узнала, что наш новый дом уже относится не просто к другому участку, но даже к другой поликлинике. Очень расстроилась. Мой педиатр для нас уже как член семьи: старшую дочку с годика наблюдает, племянника тоже, маленькую мою начал вести. Врач замечательный, все бы такие были. И вот теперь надо с ним расставаться.

1. Прежде, чем идти к врачу, понаблюдайте некоторое время за поведением ребенка, «соберите» как можно больше информации о симптоматике.

2. Подготовьтесь к встрече с доктором. Подробно расскажите все признаки отклонений в состоянии здоровья, которые вы заметили.

3. Не стоит задавать вопросы «в дверях», как бы невзначай. Велика вероятность, что педиатр ответит вам слишком поверхностно.

4. Будьте искренни с врачом, но не подсказывайте ему диагноз. Если вы начитались «страшилок» в интернете и уже приписали своему малышу редкое заболевание, позвольте, все-таки, врачу сделать свою работу.

5. Если вы сомневаетесь в правильности диагноза, отправляйтесь к другому доктору аналогичного профиля.

6. Если вы убеждены, что у ребенка определенные отклонения, а педиатр настаивает на его абсолютном здоровье, попросите его осмотреть ребенка вместе – пусть он объяснит беспокоящие вас симптомы.

7. Часто врачи назначают детям препараты, в которых перечислено огромное количество побочных действий. Разумеется, беспокойство родителей понятно и даже обосновано. Что делать в этом случае? В идеале лучше проконсультироваться у нескольких специалистов. Иногда бывают случаи, когда лекарство, несмотря на риск побочного эффекта, принесет ребенку больше пользы, чем вреда.

Уверены, если оба участника коммуникации, и родитель, и врач, начнут разговаривать друг с другом, количество «хороших» врачей и благодарных родителей резко увеличится. Удачи! И здоровья вашим детям!