Об этом и многом другом рассказала доцент Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук Лариса Овчаренко.
Исследования на тему общения с детьми о драматических событиях и тревожных новостях проводятся психологами, социологами, а также специалистами в сфере медиа и коммуникаций. Эти исследования необходимы для того, чтобы понять, как дети воспринимают тревожные новости и как на них реагируют, как стрессовые события влияют на их психоэмоциональное состояние, и какую роль во всем этом играют новостные и информационные платформы.
Изучив наиболее известные работы Джин Твендж, Дэниела Гоулмана и Лори Десаутельса, доцент Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук Лариса Овчаренко подготовила ряд рекомендаций, которые могут оказаться полезными для родителей и воспитателей.
Главное правило: о любых событиях, даже о самых трагических, с ребенком нужно разговаривать, честно называя вещи своими именами. Но при этом важно учитывать возрастные возможности восприятия этой информации.
Когда ребенок начинает плакать, из-за того что ему страшно, взрослые, желая его успокоить, говорят: «Не переживай, вытри слезы. Все хорошо». И тут случается диссонанс. Ребенок думает: «Как же может быть хорошо, если мне плохо?»
Чтобы этого избежать, взрослому необходимо объяснить, что же происходит на самом деле, и дать ребенку возможность выразить свои чувства — тогда ему в голову не придут самые фатальные выводы.
Некоторые дети, конечно, могут перестать плакать, отвлечься, но это только внешне — негативные эмоции никуда не денутся.
Поэтому так важно помочь сыну или дочке отреагировать, дать возможность поплакать, позлиться, при этом быть с ним рядом. И если надо, даже честно сознаться: «Я тоже боюсь, но мы найдем выход, мы справимся».
Как говорить о сложном с детьми разного возраста
С дошкольником
Рассказывать в подробностях о причинах трагических событий дошкольнику не стоит. Можно обрисовать ситуацию в общих чертах на том уровне, на котором ребенок готов это воспринять. Главное донести: мама с папой рядом, мы все вместе. Ты в безопасности в своей семье.
Дошкольнику нужно понимать, что есть взрослые, которые всегда находятся рядом с ним: родители, бабушки-дедушки, воспитатели, старший брат.
Со школьником
Младшему школьнику важно донести ту же мысль: «Мне жаль, что сейчас это с нами происходит. Но мы сделаем все, чтобы ты лично и наша семья были в безопасности».
Важно напомнить ребенку о правилах, которые нужно соблюдать: не поднимать на улице брошенные предметы, не ходить одному, не разговаривать с незнакомцами.
С подростком
С подростками лучше разговаривать как со взрослыми: бережно ввести в контекст.
Главное — не нагружать их ответственностью за происходящие события и за принятые в этих событиях решения.
В разговоре с подростком смерть можно называть смертью, не заменять это слово «уходом» и «полетом на небеса». Важно честно говорить о своих переживаниях и смотреть, на что откликается ребенок. Если у него уже был в жизни опыт утраты, потери, — это один разговор. Если такое случается впервые, — другой.
Для детей 14-18 лет очень важно, чтобы взрослые с ними говорили и помогали справиться с тревогой.
Они хотят услышать такие слова: «Мы — семья. В мире может происходить все что угодно, но на нашей микро-территории мы будем стараться создавать атмосферу безопасности настолько, насколько это возможно».
Как тревожность проявляется у детей
- Повышение уровня агрессии. При стрессе выделяются гормоны — кортизол и адреналин. Они требуют выхода. Ребенок любого возраста начинает чаще злиться и раздражаться без повода.
- Нарушения сна. Он может стать прерывистым, беспокойным, ребенка начинают мучить кошмары. Как следствие — быстрая утомляемость, вспыльчивость, возбудимость, перемены настроения.
- Изменение игровых сюжетов у дошкольников. Дети начинают чаще играть в «войнушку» и в преступников. Через игру они пытаются отрефлексировать свои переживания и кого-то спасти (особенно если у ребенка уже есть опыт проживания утраты).
- Изменение пищевого поведения у подростков. Может наблюдаться как отказ от еды, так и бесконтрольное заедание стресса — тут все индивидуально.
- Простуды и обострение хронических заболеваний. На фоне стресса иммунитет ослабевает. Ребенок начинает болеть чаще обычного.
- Поведенческие изменения. Например, ребенок отказывается выходить из дома, у него падает интерес не только к учебе, но и к любимым занятиям.
Как помочь детям пережить информационно-новостной стресс: три совета
Самое ценное в тяжелые времена — человеческое общение. Люди как никогда нуждаются друг в друге, а дети — в спокойных и уверенных родителях.
Поэтому взрослому стоит следить за своим эмоциональным состоянием. Если необходимо, — поработать с психологом. Как говорится, сначала наденьте маску на себя, потом — на ребенка.
1. Разговаривайте с ребенком об эмоциях
Спрашивайте, что его сегодня порадовало, огорчило или напугало, что ему приснилось. Так вы не только станете ближе друг другу, но и поможете ребенку развивать эмоциональную сферу его личности.
2. Обнимайтесь
Ученые давно выяснили, что при объятиях вырабатывается окситоцин, который помогает лучше справляться с напряжением и взрослым, и детям.
Важное правило: если ребенок сам идет к вам, чтобы обнять, отвечайте ему взаимностью ровно столько, сколько ему захочется, пока он первый не разомкнет рук.
Так он напитается положительными эмоциями от родителей и будет способен вынести многое.
3. Проводите с ребенком больше времени
Если нет такой возможности, максимально увеличивайте качество проведенных вместе часов. Играйте, разговаривайте, смотрите то, что интересно ребенку, читайте вместе книги. Ничего нового в этом нет, но в нынешние непростые времена это особенно важно.
Чем больше заботливый родитель будет находиться рядом, тем лучше.
Подросток всем видом будет показывать, что родители ему не нужны. Главное, спокойно выдерживать это отвержение, и напоминать: «Даже если ты злишься и не хочешь со мной разговаривать, я все равно рядом, ты можешь мне позвонить, я — тот человек, который тебе всегда поможет».
Фото на обложке материала: Freepik
Читайте также: