НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Медицинские аспекты воспитания детей 6-9 месяцев

5 июня 2013
Второе полугодие жизни – важнейший этап в физиологическом развитии ребенка. Продолжается созревание нейронов коры головного мозга, укрепляются мышцы спины и ног. Малыш начинает понимать взрослых – формируется «сенсорная речь», дающая возможность двустороннего общения.
Источник: Фото: Legion Media.Ru

В результате развития двигательных навыков ребенок начинает передвигаться сам и постепенно овладевает пространством. На седьмом месяце жизни большинство детей начинает ползать. Навык ползания считается одним из важнейших в моторном развитии ребенка. Нужно всячески приветствовать попытки малыша освоить его. Сначала это происходит случайно, в результате неосознанных и хаотичных движений конечностей, когда ребенок старается дотянуться до игрушки или переместиться поближе к маме. Полностью формируются содружественные движения мышц, и в 7 месяцев ребенок движется к намеченной цели осознанно.

К 7 месяцам малыш способен осуществлять некоторые действия с предметами: постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает и бросает их. Он осваивает питье из чашки, которую держит взрослый.

Малыш начинает понимать обращенную к нему речь: на вопрос «где?» указывает взглядом место нахождения знакомого ему объекта.

Восьмой месяц жизни приносит новые результаты развития моторики: малыш встает на четвереньки; он не просто сидит, когда его посадят, но самостоятельно садится, ложится и встает у опоры. Постепенно ребенок учится, придерживаясь, перемещаться вдоль нее. Долго играет игрушками (толкает, катает, стучит, вынимает), во время кормления сам держит хлеб. Лепет малыша становится интонационно окрашенным: все лучше и чаще он повторяет произносимые взрослым короткие слова. Понимает обращенную к нему речь, осваивает махание рукой при прощании («до свидания»), играет в «ладушки», выполняет простейшие просьбы («дай ручку»).

К девяти месяцам ребенок решается на первые шаги, держась двумя руками за поддерживающие руки взрослого. Ищет нужную ему игрушку и может в ответ на обращенный к нему вопрос выбрать ее из множества других. Вынимает один предмет из другого. Знает свое имя и откликается на него. Сам пьет из чашки, держа ее двумя руками. «Пляшет» под музыку. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

Воспитатели ребенка 6-9 месяцев должны всячески стимулировать развитие двигательной активности: побуждать малыша к ползанию, вставанию и ходьбе с опорой, подзывая его к себе или показывая ему яркие игрушки. Многие родители огорчаются, когда ребенок в 6-7 месяцев сам еще не садится. Между тем физиологи считают, что ползать ребенок должен научиться раньше, чем сидеть.

Надо показывать ребенку элементарные действия с предметами. Игрушки советуют не подвешивать над кроваткой или манежем, а класть в них. Приходит время мячей и кубиков, коробочек и кастрюлек, каталок и фигурок животных. Все игрушки должны быть из легко моющихся материалов (навык бросания их на пол дети осваивают очень быстро!), яркими, многоцветными и достаточно крупными, чтобы ребенок не мог засунуть их целиком в нос или рот. Дети любят звучащие предметы, с удовольствием вновь и вновь пытаются заставить фигурки «запеть».

По-прежнему много внимания должно уделяться развитию речи: надо не только разговаривать с ребенком, отчетливо называть все новые или заинтересовавшие его предметы, но и читать ему короткие стишки, петь песенки. Добиваясь понимания речи, играть с ребенком в простейшие игры («где?», «ладушки», «сороку»). Не пренебрегайте ими: многие ладонно-пальчиковые игры, дошедшие до нас от предков, имеют глубокий физиологический смысл. Потирая ладошку малыша или массируя его пальчики, мы стимулируем биологически активные точки, регулирующие деятельность внутренних органов.

Особое внимание нужно уделить формированию навыков опрятности. На период бодрствования надо снимать памперсы. В 8-9 месяцев, если малыш проснулся сухим, советуют сразу высаживать его на горшок и непременно хвалить, когда пребывание на нем оказывается результативным. Горшок должен быть теплым, легко моющимся, устойчивым. Для полноценного опорожнения кишечника очень важно, чтобы ребенок при дефекации упирался ногами в пол. Время пребывания на горшке не должно превышать 3-5 минут.

Врач-педиатр