На четвертом месяце жизни малыш длительно гулит и начинает смеяться в голос. Он хорошо узнает мать, выделяя ее среди прочих людей. При этом мамино лицо обычно вызывает более «деловую» реакцию, чем папино: папу он воспринимает скорее как товарища по играм и заливается при его появлении радостным смехом. В 3-4 месяца малыш становится способен различать цвета – прежде всего желтый и синий, кроме того, он различает предметы по размеру.
В 4 месяца ребенок обычно поворачивается со спины на бок, уверенно захватывает поданную или подвешенную над кроваткой игрушку, держит руками во время кормления грудь матери или бутылочку.
В возрасте 5 месяцев ребенок умеет поворачиваться со спины на живот, при поддержке подмышки стоит на выпрямленных ногах. Он хорошо знает не только родителей, но и других членов семьи, различает их лица и голоса. Малыш начинает отличать «своих» и «чужих», и при появлении в комнате незнакомого человека может испугаться, заплакать. В этом возрасте ребенок начинает снимать губами с ложки густую или полугустую пищу. Различает красный и зеленый цвета.
К 6 месяцам ребенок, как правило, поворачивается с живота на спину, свободно берет игрушки, до которых может дотянуться, и пытается подползать к тем, до которых не дотягивается. Может довольно долго играть одной игрушкой; начинает предпочитать некоторые из них. При поддержке подмышки малыш переступает ногами. Ребенок произносит первые слоги: подражая взрослым, может произносить «ба-ба-ба», «па-па-па», «ва-ва-ва». С удовольствием разглядывает себя в зеркало. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки.
Особенности воспитания ребенка от 3 до 6 месяцев
Главными задачами воспитания в этом возрасте являются:
• дальнейшее развитие двигательных умений;
• формирование способности узнавать и различать;
• создание поведенческих стереотипов (выработка реакции на интонацию слова «нельзя», а к концу первого полугодия жизни – формирование пищевого поведения при возможном введении прикорма).
Необходимо продолжать разговаривать с ребенком, стимулируя его на ответный лепет. Низко склоняясь над ним, нужно тщательно проговаривать слова (можно использовать стишки, прибаутки). Повторить их за вами ребенок еще не может, но навыки артикуляции при этом получает. Важно, чтобы речь взрослых была эмоционально окрашенной. Кричать на ребенка, конечно, не надо, но продемонстрировать свое огорчение или недовольство какими-то его действиями с помощью интонации не только можно, но и нужно.
При этом слово «нельзя» должно произноситься со спокойной твердостью, с холодноватой отстраненной интонацией. Естественно, нужно придерживаться единства и постоянства требований: то, что было нельзя вчера, не может быть можно сегодня, а то, что запрещает мама, не может разрешать папа. К 5-6 месяцам ребенок должен хорошо узнавать запретительную интонацию.
Показывая ребенку игрушки сбоку, стимулируют его самостоятельное переворачивание: при этом можно слегка помогать ребенку, потягивая его за руку. Сажать или ставить ребенка в этом возрасте не советуют. Подвешивать игрушки над грудью ребенка нужно на расстоянии его вытянутых рук.
Игрушки должны быть яркими, разноцветными, звучащими, легко моющимися и удобными для захватывания. Можно давать малышу для игры кусочки тканей разной фактуры – шелка, бархата, шерсти. Разные тактильные ощущения, полученные при их ощупывании, стимулируют развитие мозга.
Довольно быстро ребенок привыкает к игрушке и перестает разглядывать ее. Однако если показать ее в паре с каким-то иным предметом – другого размера и формы, интерес к старой игрушке возрождается. Малыш вновь подолгу разглядывает ее, переводя взгляд на новую игрушку. Возбудителем внимания становится новизна предмета. Стремление к разнообразию отражает познавательную потребность ребенка, и взрослым очень важно ее удовлетворять, стимулируя способность малыша сравнивать, узнавать, запоминать. Для этого не нужно постоянно покупать новые игрушки, важно лишь периодически менять их и по-разному комбинировать.