НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Откуда и почему появился синдром дефицита внимания

13 декабря 2017
Лет восемь тому назад я работала редактором в глянцевом журнале. Однажды в редакцию позвонил вице-президент одной известной нефтяной компании и попросил о встрече с журналистом, сказав, что у него есть серьезная и интересная тема для публикации. Руководству стало любопытно, и меня откомандировали выяснить, что за дело.
Источник: Migration

Ситуация была поразительно нетипичной. Мы беседовали в огромном кабинете с видом на Кремль, мой собеседник выглядел соответственно должности – успешным, жестким и занятым. Странным было то, что он с жаром рассказывал мне о детской болезни, от которой страдает его ребенок и которую не умеют лечить, поэтому надо обязательно писать и призывать общественность обратить на это внимание. Тогда я впервые и услышала слова «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) и придала значение лишь рассуждениям о том, что подходящие лекарства у нас в стране запрещены, а надо бы разрешить и ввозить. «Ага, это бизнес!» – нашла я для себя объяснение той беседе, которая не имела продолжения.

Но все последующие годы я наблюдала, как аббревиатура «СДВГ» становится все более «модной», если так можно сказать о болезни. И вот в интернете уже появились родительские сообщества детей с СДВГ, в магазинах – книги на эту тему. Но главное – эти четыре буквы все чаще стали звучать в речи родителей. Некоторые утверждают, что этим синдромом страдает чуть ли не половина современных детей. Захотелось выяснить, как же обстоит дело на самом деле? Что это за болезнь (или не болезнь), которой раньше не было, а теперь она не только есть, но еще и поражает такое количество детей?

Краткая история вопроса

Собственно, все содержание проблемы есть уже в названии – дефицит внимания и гиперактивность. Ребенок не в состоянии зафиксировать свое внимание на чем-то дольше нескольких минут, постоянно находится в движении, не способен контролировать себя. Причем гиперактивность, как и дефицит внимания, могут присутствовать как вместе, так и по отдельности. Одни дети носятся как сумасшедшие, не слыша и не видя ничего вокруг, а другие, наоборот, все делают супермедленно потому, что не могут сосредоточиться.

Впервые подобное поведенческое расстройство было описано еще в конце XIX века, но в качестве диагноза появилось в 1987 году. Именно тогда психиатры сошлись во мнении, что некоторые нарушения в поведении, скорее всего, связаны с незрелостью лобных долей мозга. И привычные способы воспитания и обучения – особенно обучения – с ними не работают. Поэтому для них необходимо выработать какие-то специальные формы помощи и признать, что они больны, а не имеют дурной характер. С той поры у множества детей, которых принято был считать хулиганами, оторвами, безнадежными двоечниками и тупицами, появился шанс на более благосклонное отношение к ним в обществе.

Источник: Migration

В 90-х годах диагноз СДВГ был поставлен такому количеству детей в США и Европе, что речь пошла об эпидемии. Сегодня в разных странах называют цифры от 2% до 28% детей, а это значит, что почти в каждом классе почти наверняка есть ребенок с СДВГ.

Я отношусь к тем, кто этот диагноз ставил. Я проводила тестирование + 2-3 коллеги наблюдали за ребенком в течение определенного промежутка времени, а воспитатели и детский врач высылали нам свои заключения. И вот тогда ставился диагноз. Психолог вообще не имеет право это делать.

Причины СДВГ до сих пор не ясны. В специальном буклете Национального института психического здоровья США (National Institute of Mental Health) приводятся все теории возникновения синдрома, по поводу которых проводились исследования. Это – и наследственность, и курение матери во время беременности, и свинец, содержащийся в краске для стен, и употребление сахара и пищевых добавок. Но ни один из этих факторов не был признан полностью ответственным за появление синдрома. Компьютер, телевизор и мобильный телефон тоже, как выяснилось, не влияют на возникновение СДВГ, они лишь усложняют диагностику: если ребенок целый час может просидеть перед экраном, трудно поверить, что у него проблемы с концентрацией. Но, тем не менее, это так, ведь компьютер и телевизор не требуют усилий, чтобы удерживать внимание на экране, в отличие от книги или задачки по математике.

Как определить СДВГ?

Главный и, по сути, единственный способ диагностики синдрома – это анкета, которую заполняют родители и учителя (или воспитатели), отмечая определенные черты поведения, присущие ребенку. Эти черты характеризуют степень гиперактивности, невнимательности и импульсивности – трех китов СДВГ. Анкет существует много, вот несколько пунктов одной из них.

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях, из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). 
4. Легко отвлекается на посторонние стимулы. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. Часто ломает все предметы подряд (в то же время делает вид, что не он это делал).
5. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, крутится и вертится. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте и так далее.

Считается, что для того чтобы поставить диагноз СДВГ, одновременно должно присутствовать определенное количество признаков, причем появляются они до 7 лет, наблюдаются на протяжении как минимум шести месяцев в отсутствии серьезных причин вроде переезда, болезни, развода родителей и т.п. Кроме того, в описании диагноза сказано, что поведение человека, страдающего СДВГ, должно создавать серьезные проблемы и дома, и в социуме.

Ни анализы, ни аппаратные исследования мозга не могут достоверно показать СДВГ, поэтому все строится именно вокруг подобных опросников. Здесь таится множество подводных камней, ведь каждый ребенок частенько бывает забывчивыми и рассеянным, невнимательным и неуклюжим, нетерпеливым и импульсивным.

Как же отличить особенности возраста или характера от заболевания?

Воспитатели в один голос уверяли меня, что ребенок гиперактивный, неусидчивый, и вообще ему нужно пройти комиссию. Садиковый психолог перед школой выдала совсем другое заключение: уравновешенный, сохраняет внимание на протяжении всего занятия, к школе готов. И сейчас в первом классе он среди лучших учеников, есть грамота за победу в математической олимпиаде.
Одним из немногих мест в нашей стране, где серьезно занимаются проблемой СДВГ и где обследуют детей на предмет этого диагноза, является Институт возрастной физиологии РАО. Я задала эти вопросы директору института, доктору биологических наук, профессору, академику РАО Марьяне Михайловне Безруких.
«Очевидный недостаток – субъективность. Наши исследования показывают, что при опросе разных членов семьи (мамы, папы, бабушки) или разных педагогов результаты «диагностики» оказываются прямо противоположными.
Отдельного внимания заслуживают сами анкеты, так как содержащиеся в них вопросы дезориентируют и родителей, и педагогов. Если использовать утверждения некоторых анкет, то у нас должно быть не меньше 90% детей с СДВГ. Например: «Часто неспособен удерживать внимание на деталях, из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности». Первая часть утверждения не может быть использована для оценки деятельности детей дошкольного возраста и детей до 8 лет, потому что у них только формируются механизмы избирательного внимания, позволяющие «удерживать внимание на деталях». То есть формулировка не соответствует возрастным особенностям развития этой функции. Вторая часть – «из-за небрежности и легкомыслия» содержит недопустимое оценочное суждение. В то время как дети с СДВГ, которые действительно не могут концентрировать внимание, делают это не из-за «небрежности или легкомыслия», а из-за незрелости или нарушений в развитии определенных структур мозга.
Источник: Migration

Или: «Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения – школьных заданий, домашней работы». Не ясно, что понимается под «длительным сохранением умственного напряжения». Один родитель будет считать, что ребенок в первом классе может делать уроки полчаса, другой – час, третий потребует, чтобы сидел, «пока все не выполнит». Есть родители, которые требуют от дошкольника «внимательности» и «усилия воли» на неинтересных занятиях, а эти требования невыполнимы. Строго говоря, такая формулировка возможна только в оценке деятельности взрослого человека, да и то не каждого.

Далее – «легко отвлекается на посторонние стимулы». Все дети дошкольного и младшего школьного возраста легко отвлекаются, это нормальная реакция, соответствующая возрастным особенностям организации внимания. И, кстати, в этих анкетах не указан возраст, а это значит, что их используют и в работе с дошкольниками, и в работе со школьниками, и с подростками – а это недопустимо».

Опасные ошибки

Если ребенок может сосредоточиться на Лего или пазлах, совершенно не означает, что проблем с концентрацией нет. Просто данный вид деятельности нравится. А если что-то не нравится, насколько он может сконцентрироваться и удерживать внимание? Есть методики для развития этого.

Много лет детей с СДВГ считали невоспитанными хулиганами, которых надо научить правильно себя вести, а если не получается, то наказывать. Такие дети неудобны, они раздражают, их пытаются ругать и стыдить, не понимая, что они не в состоянии контролировать свои действия и эмоции. На родителей тоже оказывалось огромное давление.

В последние годы с появлением информации о СДВГ маятник постепенно отклоняется, точнее, несется в другую сторону. «Одна из причин повышенного интереса к СДВГ, – говорит Марьяна Безруких, – снижение сроков начала обучения в школе и сверхранняя (с двух-трех лет) подготовка к школе. И подготовка, и обучение в школе, особенно в нашей стране, с жесткими требованиями к поведению и деятельности, которые очень часто не может выполнить даже здоровый ребенок. В итоге нормальному живому ребенку, не вписывающемуся в рамки требований, часто ставят диагноз, причем делают это педагоги, воспитатели, психологи и сами родители, не имея необходимых знаний, квалификации, да и права постановки диагноза».

Ребенку младше 6 лет поставить диагноз СДВГ практически невозможно

На самом деле с уверенностью сказать, что у ребенка СДВГ, может только грамотный психиатр. В крайнем случае – невролог или психолог, специализирующиеся на такого типа расстройствах. Но никак не учитель, школьный психолог и уж тем более – сами родители. Например, в Израиле, диагноз может быть поставлен только после всестороннего обследования ребенка психологом, неврологом, отоларингологом, офтальмологом, педиатром, психиатром, и все это – в дополнение к результатам опросника, заполненного учителем и членами семьи, иногда используется даже интерактивная компьютерная программа T.O.V.A. – Test of Variables of Attention. Иначе есть большая вероятность ошибиться и перепутать СДВГ с другими нарушениями: неврозоподобными расстройствами, депрессией, аутизмом и даже воспалениями, опухолями или травмой мозга. Также можно принять за него просто темперамент или последствия педагогических и воспитательных ошибок.

О том, как лечить ребенка, которому все-таки поставили диагноз СДВГ, читайте в продолжении нашего материала.

Журналист