Почему родители боятся «военных» игрушек
Многие родители осознанно ограждают детей от «жестокой» стороны жизни, связанной с оружием. Часть из них – убежденные пацифисты. Они верят, что могут сделать мир добрее, не давая в руки детям игрушечного оружия.
Другие уверены, что шумные догонялки со стрелялками провоцируют в детях развитие агрессии и жестокости.
Еще одна категория взрослых руководствуется предубеждениями, основанными на подсознательном страхе смерти. Им неприятно слышать от ребенка слова «Я тебя убил!», даже если те произносятся в адрес плюшевого зайца.
Так или иначе, совсем оградить детей от игр в войну – задача практически невыполнимая. Да и нужно ли это? Мы спросили экспертов о том, как родителям относиться к «вооруженным» играм, как не допустить развития в детях агрессивности и направить «воинственную» энергию в мирное русло.
Игрушечное оружие снижает агрессивность
Детский и семейный психолог Мария Лапушкина объяснила, почему такие игры не вредны, а, напротив, полезны для детей.
«Вопреки распространенному среди родителей мнению, игры детей в игрушечное оружие не увеличивают агрессивность, а, наоборот, снижают ее. Возможность пострелять из игрушечного пистолета (палочки, дощечки и т.д.) позволяет детям выразить свою злость и недовольство в безопасной для окружающих, символической форме, восстановить душевное равновесие и получить удовольствие от игры.
Запрет на подобные игры приводит к тому, что недовольство накапливается, дети чаще срываются, огрызаются и дерутся. А иногда на фоне невыраженных негативных чувств у них появляются психосоматические симптомы.
Игра определенно отличается от реальности, и дети знают это. Как и то, что убивать и причинять людям боль – плохо. Игра служит ведущим средством общения в детском возрасте и, играя, в том числе в военные игры, дети учатся общаться друг с другом. Они меряются силами, пробуют себя в разных ролях, придумывают стратегии и тактики, что способствует развитию интеллекта и навыка ориентироваться в различных ситуациях».
Детский психолог Матвей Берхин придерживается примерно такой же точки зрения.
«Нормально, чтобы у ребенка в наборе был кто-то «страшный». И пистолет, и другие предметы, при помощи которых можно выражать агрессию, но с такой идеей: «Мы живых людей не бьем, а в игре бывает, что кто-то на кого-то нападает». Потому что если запретить агрессию в игре, то ребенок, не находя для нее выхода, может направить ее в жизнь».
Капитан запаса, руководитель военно-спортивного патриотического клуба «Юный десантник» (г. Москва) Вячеслав Скворцов считает, что игры с оружием не должны становиться очередным видом развлечения. Применение оружия, пусть даже в игре, должно быть оправдано определенными целями, и донести это до детей – задача родителей.
«Игры детей в войну – это социальные игры, в которых отрабатываются модели поведения в экстремальных условиях. В этих играх дети копируют те действия, которые им в разных формах предлагает современное общество (фильмы, ТВ, компьютерные игры, пример окружающих взрослых и т.д.). Оно же ответственно за правильные установки для молодого поколения.
Дети будут играть с игрушками в виде оружия, пока в мире есть в нем необходимость. И пацифизм чаще всего – не защита от агрессии, а способ ухода от реальной действительности. Вместо того чтобы развивать личность, давать ей дополнительные навыки, которые могут стать ключевыми в определенный момент в деле защиты самого себя, близких, Отечества, пацифисты занимают позицию страуса».
Покупая детское пневматическое оружие, внимательно изучайте инструкцию к нему. Не игнорируйте возрастные ограничения. Помните, что популярные силиконовые патроны не гарантируют отсутствия травм, и отдавайте предпочтение тем видам игрушечных винтовок, которые имеют ослабленный, травмобезопасный выстрел. Находитесь рядом с ребенком, пока не убедитесь, что он освоил все правила обращения с игрушечным оружием.
Также читайте: О чем может рассказать игра ребенка.