О гуманитариях впервые заговорили в XIX веке. Правда, тогда этот термин применяли исключительно к взрослым. Сейчас наука и культура развиваются такими темпами, что определять склонности ребенка начинают почти с пеленок. В школах появляются классы с гуманитарным уклоном. Но вдруг ученик попросту не желает утомлять себя математическими формулами – ведь считается, что литература несравнимо легче?
Комплекс талантов: какой перевесит
Склонность к гуманитарным или техническим наукам проявляется не раньше 4-5 класса, до этого ребенок еще анализирует окружающий мир и набирается опыта. Многие мамы замечают, что по мере увеличения предметов в школьном расписании круг интересов школьника заметно расширяется, и он хаотично, как кажется взрослым, хочет заниматься всем и сразу.
Проходит немного времени и у большинства школьников отчетливо проявляется склонность к тому или иному виду наук. Есть и те, кому одинаково легко и интересно заниматься как физикой, так и историей, но их традиционно меньшинство.
Машкова Светлана, учитель истории и английского языка, МБОУ Одинцовская СОШ No 1: «Почему-то считается, что дети с аналитическим складом ума, кроме хорошего знания точных наук, довольно неплохо разбираются в литературе, истории, а вот гуманитарии – почти никогда не ориентируются в точных науках. Но это не совсем так. Во-первых, аналитические способности нужны и при изучении гуманитарных предметов. Во-вторых, дети сейчас очень мало читают, речь не развита. Поэтому ярко выраженных гуманитариев не видно.
Наши отличники успевают одинаково хорошо и по предметам точного цикла, и гуманитарного. Многие из тех детей, которые у меня хорошо успевают по английскому, намного хуже справляются с историей, однако распределение успеваемости по русскому и математике примерно одинаковое.
Думаю, что в детском возрасте подобное деление – на «технарей» и «гуманитариев» – искусственное, и проблема эта надуманная. Наверное, можно начинать говорить об этом после 10 класса, да и то есть вероятность ошибиться. Современная молодежь прагматична, во всем ищет выгоду. В этом плане гуманитарные предметы у большинства моих учеников относятся к серии «оно мне не надо», поэтому как раз гуманитарная сфера, на мой взгляд, остается не развитой».
Математика — не для нас?
Как правило, если ребенок, старательно занимающийся дома математикой, получает невысокие отметки по этому предмету, родители тут же убеждают и его и себя, что «это потому, что он у нас – «чистый гуманитарий». Школьник получает еще больше доказательств своим убеждениям, что для пятерок необходим какой-то необыкновенный талант. Вряд ли это будет стимулом для того, чтобы попытаться преодолеть страх к точным наукам.
Но нередко встречается иной подход: родители полагают, что их сын или дочь ленится и попросту не желает приложить дополнительных усилий, чтобы справиться с проблемой. В итоге в ход идут нравоучительные беседы и даже наказания.
Наталия Еремина, учитель математики ГБОУ «Школа No 362» г. Москва: «Мне кажется, что проявляются способности ребенка уже в младших классах и тогда становится понятно, у кого есть склонность к точным наукам, а у кого, увы, нет. Я считаю, что в этих случаях надо все равно побороться, ведь математика воспитывает и дисциплинирует ум, учит логически мыслить, а это в будущем непременно пригодится.
Я – отличный гуманитарий, но дятел во всем, что дальше таблицы умножения.
Необходимо, чтобы родители сразу же, как они заметили отставание школьника в изучении математики, посоветовались с педагогом. Есть много дополнительной учебной литературы, где в развлекательной форме и доступно объясняют этот предмет. Возможно, стоит позаниматься дополнительно с преподавателем или с хорошо успевающим одноклассником. Я иногда слушаю, как дети объясняют друг другу, как решать задачи и удивляюсь, насколько хорошо у них получается.
К выбору педагога надо подойти очень ответственно, ведь не секрет, что у нас хороших преподавателей точных наук традиционно меньше, чем естественников. Надо, чтобы ученик-гуманитарий понимал, о чем говорят в классе во время уроков математики, и стремился сделать все задания на положительную отметку».
Уверенность в собственных силах
Некоторые психологи считают, что до окончания школы ребенок может несколько раз из «лирика» превратиться в «физика» и – наоборот. Самое главное – привить школьнику уверенность в собственных силах, желание учиться чему-то новому. Если у него не получается с математикой, важно не заострять внимания на неудачах, говоря, например: «Я так и знала, что ты ошибешься в этой задаче». Лучше сказать: «Да, пока не получается, но давай подумаем, как решить проблему».
Кроме того, не надо решать за детей задачи по математике, если они не могут этого сделать. Правильнее – потихоньку подводить их к самостоятельному решению. Пусть не всегда это будет даваться просто, но, добившись положительного результата, ребенок с каждым разом будет становиться увереннее в своих силах, поражаясь сам себе: «Как я раньше не додумался!».
Елена Геркова, школьный психолог ГБОУ «Школа No 362» г. Москвы: «Я убеждена, что гуманитарий – это именно склад ума. Мы с коллегами регулярно беседуем на эти темы, и все согласны со мной. Ни в коем случае нельзя считать гуманитариев ленивыми или глупыми. У них мало того что прекрасно развито воображение, творческое начало, у них задействован эмоциональный метод познания.
У меня есть такие дети в школе, у которых с точными науками все прекрасно, а вот по литературе они, к сожалению, в буквальном смысле двух слов связать не могут. Я от них слышу, что, мол, вот математика – четко и логично, а Наташа Ростова – ужас как скучно. Об этом много написано в специальной литературе. Но не надо ребенка переучивать, ведь не зря разработана система профориентации. Люди всегда достигают большего, занимаясь любимым делом».
Также читайте о том, как не вырастить ребенка-потребителя.