НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Будни школьного психолога

21 декабря 2017
С какими проблемами обращаются к школьному психологу дети и их родители? Об этом мы решили узнать у Елены Гергоковой – психолога одной из столичных школ.
Фото: lori.ru
Фото: lori.ru
Источник: Migration

«Я работаю в современном учебном комплексе, объединяющем детские сады и школу. То есть дети в прямом смысле слова растут у меня на глазах», – рассказывает Елена Гергокова, психолог ГБОУ «Школа No 362» г. Москвы. Мы решили узнать у Елены, с какими проблемами чаще всего сталкиваются школьники и их родители.

– Елена Владимировна, что волнует детей, которые только начали учиться в школе, и их мам?

– Наиболее частая проблема у первоклашек – недостаточный уровень развития мелкой моторики. Этому есть объяснение – с распространением гаджетов и тотальной занятостью родителей почти с полутора лет ребенок пользуется планшетом. Ему неинтересно рисовать, ведь маме проще дать малышу смартфон, чем сидеть рядом и терпеливо вместе с ним раскрашивать зайчика.

Многие родители обращаются ко мне с вопросом: «Что делать, для нас уроки письма – это просто катастрофа, ребенок плачет и не желает писать?» Причем мама делает вывод, мол, он лентяй, и наказывает ребенка. Я тут – на стороне детей, и объясняю, что ребенок пока не умеет лениться, ведь дети – творцы и исследователи. Но мелкая мускулатура, которая находится на кончиках пальцев, нуждается в тренировке так же, как и крупные мышцы. Начинать развивать ее необходимо задолго до школы, чтобы впоследствии избежать проблем.

– А проблема с нежеланием читать все так же актуальна?

– Да, это еще одна серьезная проблема. Я понимаю родителей – они заняты, устают на работе и им проще включить ребенку мультик, а не заниматься чтением. Да и чего греха таить – сами взрослые мало читают, и ребенок, мама которого «сидит» в «Одноклассниках», а из книг дома – только телефонный справочник, скорее всего не вырастет настоящим читателем. Ребенок – отражение взрослого.

Фото: lori.ru
Фото: lori.ru
Источник: Migration

У современных детей слабо развито воображение, а ведь оно необходимо для того, чтобы представить в уме персонажей. Хорошо бы еще мама сидела рядом и объяснила, как нельзя поступать, а как можно и даже нужно. Почти нет мам, которые поют детям колыбельные, рассказывают потешки, веселые стишки, делают пальчиковую гимнастику. Мне родители часто приводят контраргумент: наши дети смотрят мультики, а там добро всегда побеждает. Но дети, предоставленные сами себе, интерпретируют сюжет в силу своих возможностей. Я родителям привожу пример: вот Шрек и Фиона – положительные персонажи, да? Но в мультике есть момент, когда Фиона поет и ей птичка вторит, стараясь спеть громче, в итоге чего разрывается, а из яиц, которые уже есть в гнездышке, Фиона делает яичницу. Дети смеются, а мне бы хотелось, чтобы они пожалели птичку.

– А с какими проблемами сталкиваются дети постарше?

– Самая частая – отсутствие друзей. Надо вести работу с ребенком и, в первую очередь, с родителями, потому что ребенку не привиты коммуникативные навыки. С раннего детства он часто слышит от мамы: «с тем не говори», «с этой не играй», «туда не ходи, тебя там обидят». Безусловно, родители стремятся защитить, уберечь ребенка, но в результате это приводит к нехватке опыта общения, как положительного, так и отрицательного. Бывает так, что ребенок «залюбленный», он искренне считает себя центром вселенной, ставит других детей ниже себя, и в итоге остается один.

Недавно пришла мама с такой проблемой: ее дочь просит денег, аргументируя это тем, что она видит, как подруга покупает в столовой конфеты и всем раздает, поэтому все с ней дружат. Конечно, девочка тоже так хочет. Пришлось провести беседу не только с мамой, но и с ребенком, рассказать, как строить перспективу дружбы. В классе я тоже провела занятие, мы прочитали и разобрали сказку «Цветик-семицветик», дети отвечали на вопросы и задавали свои.

Другая мама жалуется: «Я говорю, что надо класть в рюкзак, а он забывает». Я спросила: «А вы никогда ничего не забываете делать?» Дети – такие же люди, просто у них мало знаний и жизненного опыта. Потратьте несколько минут, чтобы вместе с сыном собрать рюкзак, поговорите с ним. Хотелось бы, чтобы общение не сводилось к набору стандартных вопросов: «Как дела в школе?"», «Уроки сделал?», «Что ел?» и т.д. Пусть это будет душевный разговор, покажите ребенку, что вам все интересно то, о чем он рассказывает, не отталкивайте его, даже если его рассказ кажется вам «ни о чем».

– Как можно помочь детям?

– Дети жаждут общения, особенно с родными людьми. Да и с учителями они тоже охотно делятся переживаниями. У нас с коллегами недавно было обсуждение – этично ли обнимать чужого ребенка? Я вот не могу оттолкнуть школьника, если он тянет ко мне руки, заглядывает в глаза, ждет добрых слов и просто участия. Однажды оттолкнув ребенка, мы теряем его навсегда: малыш больше никогда не подойдет и, когда ему будет плохо, просто замкнется в себе.

Фото: lori.ru
Фото: lori.ru
Источник: Migration

Скоро в первом классе мы проведем акцию «Твой таинственный друг». Я ждала, когда дети научатся писать, и каждый сможет написать приятные слова своему однокласснику анонимно. Ребята, не зная, кто им пишет, будут чувствовать, что они не одиноки, а нужны и интересны для своих одноклассников. Неизвестность автора послания будет способствовать тому, что в каждом однокласснике ребенок будет видеть прежде всего друга, который написал ему такие хорошие слова. У меня есть своя маленькая тайна – одиноким детям, с которыми никто не общается, я сама напишу детским почерком хорошие слова, т.е. я стану для таких детей «тайным другом», помогу им не разочароваться в людях, не чувствовать себя отверженными и понять, что всегда найдется человек, готовый с ними общаться и дружить.

Бывает так, что ни ребенок, ни его родители не обращались ко мне за помощью, но вот стоит школьник один на перемене раз, другой... Я подхожу к нему и сама начинаю разговор. Ни разу не было ответа: «У меня все хорошо, отойдите». Дети хотят общаться с психологом. Мы не ставим оценки, не звоним маме и не рассказываем о плохом поведении, мы разбираем конкретные проблемы конкретного маленького человека и стараемся найти выход из положения.

– А о чем родители школьников у вас спрашивают?

– Одна из распространенных тем – детские страхи. Приходит родитель и говорит: «Мой ребенок трус. Ему уже 7 лет, он мальчик и боится темноты». Я начинаю уточнять и выясняется, что кроме этого ребенок не хочет давать сдачи обидчикам, боится идти к стоматологу. Но я, например, тоже боюсь темноты, и это мне жить никак не мешает. Наличие страхов – это нормально: одни страхи с возрастом исчезают, другие возникают: страх врачей, смерти, высоты и т.д. Никому не приходит в голову назвать трусами людей, которые боятся летать самолетом или спускаться в метро. Главное, чтобы детские страхи не превышали возрастную норму, иначе это грозит развитием неврозов. В случае боязни темноты рекомендую родителям не подвергать ребенка насмешкам, не стыдить и ни в коем случае не «воспитывать смелость», оставляя его одного в темной комнате. Купите симпатичный ночник, чтобы ребенку было комфортно и уютно.

Ни в коем случае, не ставьте ярлыки на ребенка: «ненормальный», «трус» и т.д. Каждый ребенок неповторим, уникален, у каждого есть свои особенности, поэтому необходим индивидуальный подход. Всех родителей прошу: «Любите своих детей изо всех сил, любите безусловно, просто за то, что они есть!»

Также читайте, как объяснить детям, зачем надо хорошо учиться.

Медицинский редактор, журналист