На протяжении 57 лет Барби была не просто куклой, а своеобразным эталоном красоты. Помню, в детстве я, как и многие другие девочки, мечтала быть похожей именно на эту куклу. С возрастом пришло понимание, что красота – это индивидуальность, а не набор параметров и стандартов. Но как объяснить это ребенку?
Мой ответ: нужно уметь конкурировать с куклой. Вспомните себя в детстве. Главным эталоном для каждого из нас все равно была мама. Именно мама для ребенка красивее любой Барби, поэтому от мировосприятия мамы, от того, как она выглядит и какие идеалы пропагандирует, зависит и то, с какими представлениями о красоте вырастет ее дочь.
Сейчас, когда позитивное отношение к несовершенствам тела становится популярным, когда на подиумах появляются пышнотелые модели, и все больше женщин с формами не только не стесняются демонстрировать себя миру, но и призывают к этому остальных, Барби просто вынуждена измениться.
Все дети хотят иметь красивые игрушки. Женская красота – это здоровье. Прыщи, целлюлит и прочие несовершенства кожи – это признаки проблем в организме. Чаще всего эти проблемы связаны с неправильным питанием. Кукла служит определенной ролевой моделью и должна пропагандировать здоровый образ жизни, а значит, спортивные формы, а не лишний вес. Я бы не купила антибарби своей дочери.
В 2014 году Ким Калмон, ведущий дизайнер кукол Барби, дала интервью о нереалистичных формах куклы: «Барби никогда и не создавалась для того, чтобы символизировать реальность. Она была создана для того, чтобы девочкам было легко одевать и раздевать куклу. Из года в год образ Барби менялся, но эти изменения незначительны по сравнению с теми, что ожидают куклу сейчас. Мы понимаем, что мы отвечаем перед девочками и их родителями за те стандарты красоты, что закладываются с детства».
В прошлом году в Штатах запустили производство Лэммили. Это та же Барби, только с пропорциями нормальной девятнадцатилетней девушки. У Лэммили есть прыщи, растяжки, целлюлит, шрамы (их можно приклеить специальными наклейками).
«Запуск Лэммили основан на верности самим себе в мире, который заставляет соответствовать стандартам. Я думаю, новый мир, который мы можем построить, с интерактивными ресурсами, аксессуарами и одеждой, позволит детям найти свой собственный путь», – пишет создатель куклы, Николай Ламм на официальном сайте.
После того, как Лэммили поступила в продажу, компания Mattel (прим. – фирма-производитель кукол Барби) представила миру три новых версии Барби: высокая, миниатюрная и с формами. Также можно будет выбирать из 8 различных оттенков кожи, 14 типов лица, 18 цветов глаз, 22 видов причесок и 23 цвета волос. Кроме того, лодыжки куклы будут подвижны, что позволит ей «носить» обувь на плоской подошве.
В Америке среди прочего продается и подружка Барби – кукла-инвалид. В России такой нет. Попытка выложить на полки магазинов эту куклу была всего одна и закончилась провалом. У частично трудоспособной Бекки руки и ноги на месте, просто в комплекте еще и инвалидная коляска. Гении маркетинга и аналитики рынка выявили причину, по которой Бекки не нашла популярности в России. И дело не в том, что у нас в стране плохое отношение к инвалидам. Просто Барби не воспринимается нашими детьми как девочка-соседка, как кукла, моделирующая обычного человека. Барби для наших детей – героиня из другого мира. Не столько заокеанского, сколько вообще параллельного – с принцессами, драконами и единорогами, а значит, у нее не может быть проблем со здоровьем.
Я не думаю, что такие игрушки будут пользоваться большим спросом. Все-таки с Барби обычно играют девочки в возрасте 5-7 лет. И для них этот идеальный образ очень важен. Для них Барби – это такая современная принцесса. Ребенок не задумывается о параметрах тела, это все же подростковая тема. А вот куклы на инвалидных колясках и на костылях – это совсем другое. Они очень популярны у детских психологов, и это уже – для более старших детей. Безусловно, такие игрушки помогают прививать ребенку толерантность, внимательность к окружающим. Они дают прекрасную возможность завести разговор об особенностях развития, рассказать о том, что люди с такими особенностями ничем не отличаются от остальных. Но, что важно, такие игрушки будут нести эффект вкупе с комментарием взрослого. То есть недостаточно просто сунуть куклу ребенку в руки, нужно поговорить, объяснить.
В комментариях расскажите, считаете ли вы, что антибарби поможет девочкам лучше относиться к своему телу? Какими куклами играют ваши дочери?
Также читайте о том, почему подростки хотят быть похожими на кукол.