Британские частные школы-пансионы известны не только качеством своего образования, но и тем, что дают детям сеть связей и социальные навыки, помогающие преуспеть во взрослой жизни. Однако они вырывают ребенка из привычной среды, и нередко это оборачивается серьезными психологическими проблемами в дальнейшем.
По данным Ассоциации школ-пансионов, в британских пансионах сейчас учится примерно 75 тысяч человек. Среди них две с половиной тысячи россиян. Большинство пансионов — частные, хотя есть и несколько государственных школ-пансионов. Первоначально государственные школы-пансионы предназначались, в частности, для детей военных — их родителей могли командировать в любую точку мира.
Красочные брошюры этих школ уверяют, что они дают качественное образование и формируют человека со стойким характером. Они также почти гарантируют своим выпускникам поступление в хороший университет.
Однако в Британии существует сеть психотерапевтов, которые специализируются на помощи «пережившим школу-пансион». Этим людям также помогает благотворительная организация «Поддержка учеников школ-пансионов».
Русская служба Би-би-си разбирается, зачем тем, кто учился в школах-пансионах, бывает нужна психологическая помощь.
Условия стали намного лучше
Впечатление о школах-пансионах у многих иностранцев и самих британцев сложилось благодаря романам о Гарри Поттере. О них же писали Джордж Оруэлл и Ивлин Во. Часто их описывают как темные, холодные пространства, где жизнь подчиняется жестким правилам и подают несъедобную еду. Однако сейчас многие пансионы скорее напоминают шикарную гостиницу.
Обучение и проживание в школе-пансионе обходится родителям в среднем в 35 тысяч фунтов в год (более 47 тысяч долларов). Это огромная сумма даже для британского среднего класса. Средняя зарплата (до вычета налогов) в Британии для работающих на полную ставку в 2020 году — чуть больше 29 тысяч фунтов (39 тысяч долларов) в год.
«Нас трое в комнате. Одна из моих соседок — из Таиланда, другая из Сингапура, — рассказывает Джанет в интервью Би-би-си. — Каждый вечер мы говорим друг другу “спокойной ночи” на своем родном языке».
Спальня Джанет и ее подружек находится в доме, где живут ученики. У каждого дома обычно свое название, и школа нередко устраивает соревнования между домами, укрепляя командный дух. На выходных пансионы также организуют туристические походы, походы в театр, дебаты-соревнования с другими школами.
В пансионе среднего размера обычно пять-шесть таких домов, в каждом примерно по 40 учеников разного возраста.
Каждый дом возглавляет учитель, который живет в нем же. Также обязательно есть женщина, «матрона», которая помогает во многих практических делах — от организации мероприятий до присмотра за учениками. Обычно в доме живет еще и учитель-помощник. Кроме того, учителя, преподающие разные предметы в пансионе, прикреплены к одному из домов и дежурят в них.
Если в школе учатся и мальчики, и девочки, то обычно дома для них раздельные. Едят дети обычно вместе в главной столовой. «У нас в доме есть кухня, где мы можем что-то приготовить сами. Самой большой популярностью на кухне пользуется тостер», — рассказывает 13-летняя Джанет.
Занятия в школах обычно заканчиваются в три-четыре часа дня, и многие школы-пансионы гордятся порой сотнями кружков по интересам.
«Я занимаюсь зумбой, футболом и шахматами», — рассказывает Джанет.
С соседями по комнате не всегда легко ужиться. «Моя соседка-китаянка привыкла вставать в шесть утра и ложиться спать уже в девять. А мне нужно нужно поспать до семи, и вечером я не могу заснуть до 10», — жалуется другая ученица оксфордской школы-пансиона.
«Моя соседка по комнате ненавидит школьную еду и приносит еду из китайского ресторана. В комнате не продохнуть», — продолжает она.
Высокая цена
«Ребенка отрывают от родителей, от братьев и сестер, от дома, своей комнаты, от любимых домашних животных, от его детского беспорядка», — говорит британский психотерапевт Ник Даффелл в интервью Русской службе Би-би-си.
«Тебе не разрешают показать, что ты по всему этому скучаешь, что ты скучаешь по мамочке», — добавляет Даффелл, занимающийся душевными проблемами выпускников таких школ несколько десятилетий.
Посмотрите галерею привычек, которые помогут ребенку вырасти успешным:
«Ребенку говорят — это все делается ради тебя. Эта школа обходится родителям дорого, они многим ради тебя жертвуют», — объясняет терапевт.
Даффелл стал одним из первых терапевтов, забивших тревогу. В 1990 году он написал статью о травме, получаемой ребенком, отправленным в пансион, в британской газете Independent. Она вызвала фурор.
«Мне присылали столько писем, что была завалена вся прихожая. Дверь в коридор было не открыть», — рассказывает терапевт. Большинство писем выражали благодарность за то, что он привлек внимание к этой проблеме.
«Но были и письма, в которых мне грозили сожжением на костре», — вспоминает Ник Даффелл. Терапевты особенно не советуют отсылать ребенка в пансион в раннем возрасте.
Способность понять и выразить
«Ребенок в возрасте семи-восьми лет еще не способен выразить, почему ему плохо. Ему просто не хватает слов», — добавляет Маргарет Лаутон, директор благотворительной организации «Поддержка учеников школ-пансионов».
«Если дети постарше, им легче. Они могут сказать, “Мне здесь не нравится”, и объяснить почему», — добавляет она.
В любом возрасте, по мнению Ника Даффелла, показывать слабость в таких условиях нежелательно.
«Чтобы выжить в условиях школы-пансиона и не стать жертвой буллинга, нужно скрывать слабости, отказаться от своей уязвимости», — говорит психолог.
Посмотрите галерею звезд, которых травили в школе:
«Ты становишься частью общественного учреждения. Когда ты покидаешь школу через 10 лет и начинаешь жизнь как социальное существо, у тебя появляются трудности в семейной жизни, интимных отношениях, человеку трудно справляться с ролью отца или матери», — рассказывает терапевт.
Родительская нелюбовь
Одна из проблем в том, что, попадая в пансион, многие перестают верить, что их любят родители.
«Когда мне было лет восемь, меня обижали другие девочки в младшей школе. Я поймала себя на мысли, что я думала: ничего страшного, меня мама любит. Но сразу же я сказала себе — нет, не любит, иначе она не послала бы меня сюда», — вспоминает Маргарет Лаутон, которую отправили в пансион в восьмилетнем возрасте.
Лаутон оговаривается, что опыт школы-пансиона травмирует не каждого ребенка. Однако сам факт того, что в ее организацию обращаются за помощью тысячи людей, заставляет более критически читать красочные брошюры британских школ-пансионов.
Аргументы «за»
«В дополнение к выдающемуся уровню образования, в пансионах у детей есть доступ к первоклассному оборудованию. Пансион помогает развивать детей. Дети в пансионах находятся на территории школы дольше, чем обычные ученики, и у них больше возможностей попробовать что-то новое», — говорит Робин Флетчер, директор Ассоциации школ-пансионов.
«У меня в школе потрясающие возможности для занятия искусством», — рассказывает Джанет. Она хочет стать дизайнером, и ее родители полагают, что учеба в английской школе-пансионе поможет ей в будущем.
Во многих школах-пансионах оборудование, классы и лаборатории действительно лучше, чем в государственных школах. Но это скорее относится к наиболее известным среди них.
«Уровень образования в пансионах второго звена вовсе не обязательно лучше, чем в государственных школах», — замечает Маргарет Лаутон.
В официальном списке британского правительства есть достаточно пансионов, где успеваемость не на самом высоком уровне.
Уверенность в себе
«Дети учатся жить вместе с другими учениками со всего мира. Это делает их более независимыми и уверенными в себе», — рассказывает Робин Флетчер. Он полагает, что эти навыки помогают детям, когда они становятся взрослыми и уезжают учиться в университет или поступают на работу.
«У них есть очень высоко ценимые мягкие навыки, которые приобретаются благодаря уникальному опыту учебы в школах-пансионах», — говорит он.
Детям- иностранцам ради получения этих «мягких навыков» часто приходится преодолевать трудности в языке. Это мешает общению, адаптации и учебе.
«Самое трудное для меня — разговаривать с англичанами, потому что они быстро говорят, мне трудно понять, что они говорят. Я не всегда понимаю, что говорят учителя на уроке», — рассказывает 13-летняя Джанет.
«В первые месяцы я каждый день звонила домой и разговаривала с родителями по часу в день», — добавляет она.
Ни Лаутон, ни Даффелл не считают, что пансион — это лучший способ развивать уверенность в себе.
«Уверенность в себе развивается, когда точно знаешь, что тебя любят родители. Маленький ребенок, которого послали в пансион, не в состоянии понять, почему его оторвали от родителей. Он начинает сомневаться в том, что они его любят», — отмечает Маргарет Лаутон.
«В школах-пансионах детям, чтобы выжить, приходится отказаться (деассоциироваться) от своих чувств, от своей уязвимости, а это является травмой для ребенка», — говорит Ник Даффелл.
«Это травма, вызванная тем, что тебе приходится справляться с трудными обстоятельствами в одиночку и будучи ребенком. Возраст от восьми до 18 лет, когда дети живут в этих интернатах, — это детство», — добавляет он.
Посмотрите, как сделать детство ребенка незабываемым:
Травма ведет к разрыву привязанности к родителям. Память об этой травме вызывает повышенную бдительность у тех, кто учился в этих школах-пансионах.
«С тех пор как люди блуждали по саванне в Африке, природа предполагает, что мы должны делать это в семейной группе, состоящей из людей разных возрастов и разного пола», — отмечает психотерапевт.
Неумение любить и стратегическое выживание
За внешнюю уверенность в себе, которую учатся изображать ученики пансионов, приходится дорого платить, полагает Ник Даффелл. «Мой клинический опыт показывает, что этим людям с трудом дается роль мужа, отца. Им очень трудно устанавливать контакт с людьми, знать, как любить», — рассказывает терапевт.
«Чтобы пережить этот опыт потери связи, у школьника в пансионе формируется «личность стратегического выживания», — рассказывает Ник Даффелл. «Перестаешь доверять людям и строишь стену между собой и людьми», — рассказывает об этом опыте Маргарет Лаутон.
Это, по ее мнению, ведет к отсутствию доверия к окружающим и отсутствию сопереживания. «Единственный человек, который важен, — это ты сам за этой стеной», — говорит она.
Специалисты используют термин «синдромом школы-пансиона». Каковы проявления этого синдрома?
- проблемы во взаимоотношениях
- трудоголизм
- злоупотребление наркотиками
- изоляция
- раздражительность
- неспособность расслабиться
- чувство собственной несостоятельности
- проблемы со сном и сексом
- буллинг
- «эмоциональное отсутствие» при встрече с родными и близкими
- неспособность чувствовать горе при утрате родителей
«Нейропсихология показывает, что для развития действительно устойчивого характера нужно иметь крепкую привязанность к другим людям», — объясняет Ник Даффелл. «Это означает, что нужно иметь (необязательно идеальные) приличные отношения с обычными родителями в достаточно теплой семье», — продолжает он.
«Если ребенка посылают в пансион, у него ослабляется привязанность к близким, ребенок отрезает себя от них», — предупреждает терапевт. «Я помню, что в 11 лет я говорил, что я хочу быть сиротой», — вспоминает Ник Даффелл.
«Начинаешься стыдиться родителей, потому что хочешь научиться надеяться только на себя», — говорит он. А что в этом плохого — в том, чтобы надеяться только на себя? «Очень трудно заново воссоздать порванные привязанности, их очень трудно починить», — предупреждает Даффелл. Устойчивость, резилентность в пансионе не развивается, говорит он. Развивается лишь близость к группе таких же, как ты.
Хитрые клиенты
Даффелл рассказывает, что по его опыту выпускники пансионов — трудные клиенты. Они часто обращаются к терапевтам после развода или потери работы, а еще — когда их ребенку исполняется восемь лет. «Они начинают понимать, что их именно такими “малышами” послали в пансион, оторвали от родителей», — говорит терапевт.
«Они трудные клиенты, потому что у них хорошо подвешен язык, у них маска уверенности. Они перехитрят любого психотерапевта», — рассказывает Даффелл.
Адаптируясь к жизни в общественном учреждении, ребенок быстро понимает, что плакать и жаловаться бесполезно — его просто станут называть плаксой. Умение скрывать свои слабости не помогает раскрыться даже в кабинете терапевта.
Многие из этих людей говорят: «Мне пансион не повредил, это были лучшие годы в моей жизни». Даффелл считает эти утверждения частью выработанного годами механизма самозащиты.
Уложенная мрамором дорога к власти
И тем не менее, даже Даффелл признает, что британская система школ-пансионов представляет собой «уложенную мрамором дорогу к власти».
«У нашей школы есть широкая сеть бывших выпускников, которые готовы помочь нам в продвижении по карьерной лестнице. Здесь завязываются знакомства, которые помогут мне в карьерном росте», — рассказывает 16-летний ученик школы-пансиона Джеймс, попросивший не называть его настоящее имя.
Доклады благотворительной организации Sutton Trust, которая занимается проблемами социальной мобильности в Британии, показывают, например, что больше половины лидеров в британском банковском секторе учились в частной школе.
Среди судей больше 70% учились в частных школах, в том числе в пансионах, среди медицинской элиты — около 60%.
Это очень высокий процент, если учесть, что значительное большинство британских детишек учатся в государственных школах.
Посмотрите, какие навыки важно развивать до школы:
По данным Совета независимых школ, лишь около 13% всех учеников частных школ учатся на условиях полного пансиона.
Британский премьер как «продукт Итона»
«Посмотрите на наше правительство. 65% министров учились в школах-пансионах», — восклицает Ник Даффелл. Он издал книгу «Раненые лидеры» о влиянии опыта школ-пансионов на британскую элиту.
Двадцать британских премьеров учились в одной частной школе-пансионе, Итоне, в том числе нынешний премьер-министр Борис Джонсон. Как его опыт школы-пансиона может повлиять на политику Джонсона?
«Я не хочу анализировать человека, которого я никогда не встречал — особенно если он мне не платит за сеанс психотерапии», — шутит Ник Даффелл. «Если он прошел через школу-пансион, это означает, что он почти исключительно общается с людьми из мира элиты», — рассуждает он.
В детстве ему долгое время приходилось скрывать свои слабости.
«И вопрос такой — понимает ли он людей, находящихся в уязвимом положении в обществе? Способен ли он к этому? И ответ на этот вопрос — нет», — полагает психотерапевт.
«Я замечаю в Борисе, что под уверенным фасадом скрывается гиперзоркая тревожность, характерная для выпускников пансионов», — говорит Даффелл.
В британском правительстве все же есть люди, не учившиеся в пансионах. Может быть, их влияние как-то «разбавит» привычки выпускников элитарных частных школ?
«Проблема в том, что влияние этих выпускников таково, что даже те, кто не ходил в частную школу-пансион, начинают вести себя точно так же, как выпускники пансионов. Возьмите министра Майкла Гоувa. Его усыновил торговец рыбой из Шотландии. Гоув не учился в пансионе, но манера у него точно такая же, как у бывших учеников пансионов», — говорит Ник Даффелл.
Ковры и мобильники
Раньше во многих британских школах-пансионах в первые три недели вообще не разрешали пользоваться телефонами, чтобы отвлечь детей от мыслей о доме. Многие выпускники вспоминают спартанские традиции, холодный душ, сквозняки и ужасную еду.
«Среди взрослого населения Британии и сегодня есть люди, чей опыт школы-пансиона травмировал их и оставил неприятные воспоминания. Ясно, что пансион был неправильным выбором для них», — признает глава Ассоциации школ-пансионов Робин Флетчер.
Однако он полагает, что школы-пансионы сегодня сильно отличаются от пансионов прошлого.
«В прошлом во многих школах-пансионах не было должной эмоциональной и социальной поддержки. Школы-пансионы сильно изменились. Сегодня в них работают профессионалы, для которых важнее всего безопасность и эмоциональное благополучие детей», — говорит Флетчер.
Учителя лучше умеют распознавать признаки эмоциональных проблем у ребенка. В школах есть специально разработанные процедуры борьбы с буллингом, который раньше был неотъемлемой частью жизни пансионов.
Теперь мобильные телефоны разрешены, а на полах лежат мягкие ковры. Британские власти ввели список минимальных требований к условиям, в которых должны жить ученики таких школ.
Суть та же
Однако, по мнению Маргарет Лаутон, это не меняет сути пансиона. Там учатся дети, оторванные от родителей. Ни один воспитатель или учитель в школе не может обеспечить такого присмотра, как родители. «Это дети, чья привязанность к родителям подорвана в раннем возрасте», — говорит Лаутон.
Она считает, что детям в пансионах не хватает ласки, не хватает общения со взрослым один на один. Отсутствие индивидуального внимания со стороны взрослых, по ее мнению, делает буллинг в этих школах неизбежным.
«Даже если у матери четверо детей, она всегда будет в курсе, если ее ребенка обижают. В пансионах просто не хватает персонала, чтобы так же внимательно следить за детьми, как родители», — говорит Маргарет Лаутон.
Отменить?
А что если совсем избавиться от частных школ? В прошлом году перед выборами некоторые политики из Лейбористской партии Британии предлагали постепенно интегрировать частные и государственные школы (партия выборы проиграла).
«Это очень большой бизнес в нашей стране, и это не реалистичная цель — запретить образование в школах-пансионах», — рассказывает Маргарет Лаутон.
Посмотрите галерею звезд, которые плохо учились в школе:
Ее организация «Поддержка учеников школ-пансионов» ставит перед собой, как она считает, более реалистичную цель.
«Мы стремимся помочь тем, кто уже травмирован опытом пансионов. Другая задача — улучшить понимание того, как развивается ребенок», — говорит Маргарет Лаутон.
И изменения уже заметны. В Британии все большей популярностью пользуется посещение школ пансионов как обычных школ, то есть ученики, живущие недалеко от школы, приходят туда на день, не ночуя. Есть и другие варианты: когда ребенок приезжает домой на каждые выходные или ночует в школе только две-четыре ночи в неделю.
Жить дома и не платить за проживание в пансионе гораздо дешевле. Но эта мода на гибкие пансионы частично связана и с тем, что родители все чаще задумываются о психическом здоровье детей и их благополучии.
«Значительно уменьшилось число британских родителей, которые посылают детей в пансионы в очень раннем возрасте», — с гордостью говорит Лаутон, вновь возвращаясь к своему детству.
«Я вспоминаю и говорю себе — о чем мои родители вообще думали? Они не любили меня так, как я люблю своих детей», — говорит она.
Берегитесь английской атаки на эмоции
«Осторожно — детство очень короткое, — предупреждает Ник Даффелл — и даже если у вас не счастливая семья, ребенку лучше приходить домой каждый после школы».
«Пожалуйста, не посылайте детей в пансионы, не поддавайтесь соблазну красочных брошюр школ-пансионов. Берегитесь английской атаки на эмоции!" — говорит он.
«В Англии не поощряют эмоциональность. Это очень старомодная черта нашего общества, сохранившаяся с викторианской эпохи в XIX веке», — добавляет он.
И даже глава Ассоциации школ-пансионов Робин Флетчер признает: «Пансион подходит не каждому ребенку. Поэтому решение учиться в пансионе должны принимать не только родители, но и сам ученик».
Читайте также: Почему дети не должны учиться по шесть часов в день
Смотрите интересный ролик