Канадские учёные из Университета Торонто провели исследование, в котором приняли участие 1200 детей в возрасте от 2 до 16 лет.
В рамках исследования дети участвовали в эксперименте, в ходе которого их оставляли одних и просили не смотреть на игрушку, которая находилась в дальней части комнаты. За их поведением наблюдала скрытая камера, а после детей просили рассказать об их действиях. Как выяснилось, среди самых маленьких соврали около 20%, а среди 4-летних детей процент солгавших достиг уже 90%. Дети в возрасте 12 лет лгали практически все, однако среди 16-летних процент обманщиков снизился до 70%.
Учёные связывают эту тенденцию с когнитивным (умственным) развитием детей. Способность лгать в возрасте двух лет является признаком быстро развивающейся мозговой активности, а это означает, по мнению исследователей, что такие дети могут вырасти в успешных взрослых.
«Почти все дети врут. Те, у кого лучше идет когнитивное развитие, и врут лучше. Вероятно, в будущем такие дети станут банкирами, - говорит доктор Кэнг Ли, - дети с лучшими когнитивными способностями могут хорошо скрывать следы вранья. Для этого они оперируют несколькими мозговыми процессами».
Умение лгать предполагает сложные мыслительные процессы. Чтобы скрыть обман и убедить окружающих в своей версии событий, требуются значительные умственные усилия. Когда ребенок начинает врать, это значит, что он перешел на новый этап умственного развития, но готовность обманывать по пустякам не означает, что дети будут делать то же самое в серьезной ситуации.
Также выяснилось, что готовность и умение лгать не зависят от условий воспитания, строгости родителей или религиозности семьи.
Врёт - значит умный?
Почти все дети врут. Те, у кого лучше идет когнитивное развитие, и врут лучше. Вероятно, в будущем такие дети станут банкирами.