Соблюдать структуру
Римма Раппопорт, учитель русского языка и литературы в Президентском физико-математическом лицее №239 Санкт-Петербурга:
— Первым делом нужно повторить структуру всех письменных заданий, в русском языке это касается сочинения. ЕГЭ так устроен, что иногда несоблюдение структуры губит больше, чем все остальные ошибки.
Еще раз проверьте, что вы точно понимаете, в какой логике, с каким количеством абзацев пишется это сочинение, точно ли вы понимаете, что такое комментарий.
Здесь я бы не пыталась узнать, что думает по этому поводу репетитор или школьный учитель, а сразу бы открыла в интернете выступления людей, которые составляют экзамены.
В критериях написаны требования, но к ним подходит множество интерпретаций, требования к тому же комментарию довольно часто меняются. Поэтому я бы советовала вооружиться своим критическим мышлением и пойти посмотреть первоисточники.
Хорошо в последние недели порешать тесты-онлайн — там сразу будут видны неправильные ответы. Посмотрите, что у вас западает, и, пока есть время, найдите того взрослого, который вам это объяснит. Есть много хороших блогов про ЕГЭ от разных экспертов, где материалы систематизированы и поданы в более доступной форме.
Мой опыт показывает, что надо выспаться. Перед своим ЕГЭ по русскому я не выспалась, потому что всю ночь в дверь звонил пьяный сосед. В итоге я написала не очень хорошо — да, где-то напортачила, но сказалось и мое разбитое состояние.
Важный совет для родителей — не нагнетать. Ребенок и так в стрессе.
Загонять его туда еще больше и передавать ему свою тревогу за потенциальный неуспех точно не нужно.
Помните, что ЕГЭ — это не конец и даже не всегда начало. Дорога может быть очень разной и к высшему образованию, и к будущей профессии. ЕГЭ можно пересдать, так что в этом случае неудача точно не фатальна.
Идти от «сладкого» к самому «горькому»
Дмитрий Шноль, учитель математики в школе «Летово» г. Москвы:
— Скорее всего, у всех уже были диагностические работы, которые показывают общую картину. Выпускник уже знает, какие задания он/она умеет решать хорошо и какой минимум баллов получит. Дальше есть задания, которые то получаются, то не получаются. И есть задания, которые пока не получалось сделать совсем.
Здесь надо себе честно сказать, что за три недели разобраться с новым сложным заданием ЕГЭ невозможно. Значит, последний тип заданий, который до сих пор не получался, надо просто оставить в покое.
Лучше начать с подчистки тех заданий, которые получаются пока не всегда, но в большей части случаев — мы как бы от «сладкого» идем к самому «горькому». Если, например, удастся повторить тригонометрию за неделю и стабильность результата будет такая, что ты пять задач из шести решаешь правильно, — отлично, можно переходить к следующему.
А если не получится, лучше все три недели посвятить какой-то одной задаче, одному вопросу — желательно все-таки многобалльному, — чем разбрасываться и пытаться научиться решать все задачи из варианта.
Недостаточно готовиться только к заданиям, нужно готовиться к самому формату: написать вариант за три-четыре часа (в зависимости от того, какой экзамен) и еще раз посмотреть, сколько времени на какое задание уходит.
Стратегия распределения времени не менее важна, чем сами знания.
Если ты понимаешь, что какое-то задание в принципе делаешь, но слишком долго, то стоит его отложить на конец экзамена и решать, если останется время, но не делать в середине экзамена, рискуя не успеть остальное.
В математике есть разные типы задач, например, сложная планиметрия или последняя полуолимпиадная задача. Своим ученикам я рекомендую прочитать условия всех задач второй части — или в самом начале экзамена, или когда уже будет сделана первая, легкая часть.
Прочитать, нарисовать картинку, отложить и начать решать более простую тригонометрию, неравенство и так далее.
На самом деле, мозг решает несколько задач параллельно. Ты решаешь свое тригонометрическое уравнение, а где-то там в подсознательной области геометрическая картинка потихонечку обрабатывается. Иногда бывает, что ты возвращаешься к задаче, видишь картинку, нарисованную два часа назад, и идея решения появляется как будто сама.
Когда ты получаешь вариант, не надо сразу бросаться решать первое задание. Лучше дать себе спокойные две минуты из трех-четырех часов экзамена и посмотреть на вариант целиком. Пока просматриваешь вариант, ты поймешь: это задание не страшное, это я вроде умею, это вообще легкое, а эта задача сложная, я, наверное, ее пока пропущу.
За первые две-три минуты у пишущего возникнет некое целостное понимание, какой же вариант ему достался. И страх, что вдруг там на, условно, пятой позиции стоит что-то совсем нерешаемое, пройдет. На самом деле, пока просматриваешь вариант, ты постепенно формируешь — даже бессознательно — стратегию, в каком порядке ты его будешь решать. Решать, конечно, надо с самого для себя простого
15 признаков одаренного ребенка:
Важно не переутомиться в последние несколько дней подготовки и прийти на экзамен выспавшимся.
После обеда в предэкзаменационный день сильно напрягаться не нужно, лучше бы погулять. В это время можно что-то вспоминать, слушать, но в свободном режиме. От физического состояния зависит очень много.
На экзамене рекомендуется делать мини-перерывы, хотя бы по 30-40 секунд: потянуться, покрутить шеей, размять суставы. Этот перерыв позволяет снять напряжение, а потом заново сконцентрировать свое внимание.
Удалить Tik Tok
Михаил Попов, учитель математики в школе № 597 «Новое поколение» г. Москвы:
— Очень опасно словить чувство перетренированности и выйти на экзамен не на пике формы. В математике есть индикатор — арифметические ошибки. Если сильный ученик начинает делать ошибки из серии 6*6 = 12, нужно срочно делать паузу.
Займитесь спортом — турники, бег, футбол, плавание, долгие прогулки, велосипед. Когда нервы на пределе, лучшего лекарства не найти. Иначе можно зарыться в негативных мыслях, сломать себе сон, раствориться в социальных сетях.
Самое опасное — это TikTok. Компьютерные игры как-то можно регламентировать временем: сыграли партию в Counter Strike или Dota и остановились.
Учимся учиться – лайфхаки от школьницы, написавшей ЕГЭ на 299 из 300:
А здесь каждый ролик короткий, по отдельности, казалось бы, не страшен. Но видео листаются, листаются, время идет и идет, отдыха нет, организм не расслабляется. Поэтому мой совет — удалить TikTok.
Уже нет смысла пытаться освоить новое, нужно не потерять свое. Если не отработана первая, тестовая, часть, то браться за вторую вообще смысла нет.
Решайте то, что знаете, доводите до автоматизма. В погоне за новым можно растерять старые знания.
И заключительный совет для самого экзамена:
1) решили все простые задачи
2) порешали сложные
3) еще раз решили все простые задачи, везде применяя другой способ решения.
Решая тем же способом, вы рискуете сделать ту же самую ошибку, если таковая была. Нужно обмануть свою «нейросетку» — вплоть до того, что в первый раз использовать десятичные дроби, а во время второго прогона обыкновенные. Если все ответы сошлись, тогда дело сделано.
Прорешать варианты с таймером и записать аудио
Елена Кучина, учитель английского языка в гимназии №1518 г. Москвы:
— Последний месяц стоит посвятить повторению. В ЕГЭ по иностранному языку не надо пытаться доводить какое-то конкретное задание до идеала, здесь важно прорешать все типы заданий, чтобы они были точно знакомы.
Многие говорят: «Вот я сейчас еще чуть-чуть аудирование потренирую и тогда буду писать эссе». Это бесполезно, потому что никогда не знаешь, какие задания на экзамене окажутся для тебя сильными.
Заставьте себя сесть и сделать весь вариант целиком за то время, которое отводится на экзамен. Слово «время» — ключевое.
Если говорить про английский, то это три часа и десять минут. В основном в школах организуют пробные работы, но лучше, если ученик сам сядет с таймером и посмотрит, сколько по времени он выполняет то или иное задание. Чем больше вы будете делать полноценных пробников, не убирая какие-то моменты и не устраивая перерывов на чай или мытье посуды, тем спокойнее будет на экзамене.
В ЕГЭ по иностранному есть устная часть. До экзамена нужно записывать себя на аудио! Ребята его не любят, но это очень действенная вещь.
Многим на записи свой голос кажется странным, некрасивым, но, если ученик соглашается, это моментально улучшает speaking. Примерно 70-80% ошибок он услышит сам, без учителя.
Важно уметь себя воспринимать на аудио — без критики, по существу.
Наконец, нужно заранее посмотреть критерии оценивания. Это помогает заранее сделать себе чек-лист и во время экзамена спокойно отмечать, что все сделано так, как этого требуют.
В день ЕГЭ надо выспаться. В случае с экзаменом по иностранному языку — особенно. Экзамен начинается с части listening, и ее невозможно сделать без ошибок, если ты сонный. Даже очень сильные ученики из-за этого все равно ошибаются в паре моментов. Аудирование задает весь тон работы.
Утро должно начаться с любимого завтрака. Хочется круассан — значит, купите его заранее. С вечера положите все, что нужно к экзамену.
Возьмите гелевые ручки, которые вам нравятся, а не пишите той, которую даст сосед по парте.
Начинайте работу с позиции, что в ЕГЭ нет ничего нового и непройденного. Редкий случай, если вы этого не видели никогда.
Важно долго не сидеть над тестами. Если чувствуете, что где-то не знаете, пропустите, идите дальше. Нужно оставить достаточно времени на письменную часть.
Рекомендуют 90 минут, я бы посоветовала 100 — чтобы оставить время на проверку.
Не меняйте тему письменного высказывания. Бывает, ученик выбирает первую, а за 15 минут до конца экзамена понимает: «Что-то я вообще не то пишу». Потом зачеркивает и начинает вторую. Это практически фатально.
Рука уже устала, концентрации нет, и вы, скорее всего, не напишете и даже не наберете минимальный объем слов.
А если вы не дотягивате до обозначенного минимума, то проверки никакой не будет. Какое бы гениальное, шекспировское произведение вы ни написали, вас не станут оценивать, если там 179 слов, а надо минимум 180, а лучше 200–250. На таком перепутье все равно лучше остаться в своей теме и еще раз перечитать задание.
Внимательно читать задания
Александр Кондрашев, учитель обществознания и истории в школе «Интеллектуал» г. Москвы:
— Сдать ЕГЭ на высокий балл, готовясь за месяц, невозможно. Попытайтесь оценить свой уровень и работать на нем. По обществу и истории я рекомендую заранее внимательно прочитать критерии оценивания.
Там можно увидеть, сколько нужно примеров привести в том или ином задании, какой ответ сколько стоит. Часто то, что хотят от ученика, понятно не из задания, а из именно из критериев. Откройте на сайте ФИПИ и почитайте актуальные на 2023 год.
Старайтесь избегать фактических ошибок. Пишите меньше, но точнее.
Лучше приведите три точных примера, чем четыре, которые не будут оценены, потому что в один закралась ошибка.
Тренируйтесь внимательно читать задания. Это кажется тривиальным, но я постоянно вижу ошибки у своих учеников. Они не дочитывают задание или текст источника до конца, делают какие-то выводы и либо отвечают не на тот вопрос, либо не замечают ловушку. Лучше перечитайте лишний раз и убедитесь, что все поняли правильно.
10 ошибок, которые часто делают родители подростков:
Помните, что это не свободный или устный экзамен, там требуется некая примитивность.
Не нужно пытаться выразить гениальную, сложную, отвечающую последним данным науки мысль — она просто не будет оценена. Часто человек пишет правильные, аргументированные вещи, но система проверки не предполагает это оценивать и засчитывает как ошибку.
А оцениваются элементарные вещи: фактические знания, очень-очень базовые навыки аргументации, умение строить причинно-следственные связи.
Самое главное — эмоции. Нужно справиться с волнением, оно часто сильнее подводит, чем знания. Настройтесь на деловой режим. Это просто экзамены, их можно пересдать. Не корите себя, если что-то не получится.
Читайте также: «Выпускное платье нужно выбирать, как спортивную экипировку»