Предыдущие исследования показали – когда между одним из родителей и младенцем случается контакт глаза-в-глаза, у них начинают совпадать частота сердечных сокращений, эмоции, и даже элементы поведения.
Однако, как оказалось, этими совпадениями дело не ограничивается. Как установили исследователи из Кембриджского университета, новая статья которых опубликована в журнале bioRxiv, тесное зрительное общение малыша и взрослого приводит к синхронизации амплитуды колебаний их мозговых волн, а значит к повышению качества общения, помогая бурно растущему мозгу ребенка развиваться и обучаться.
Авторы исследования с помощью метода электроэнцефалографии наблюдали за изменениями электрической активности мозга 36 младенцев. Взрослый, мозговые волны которого также записывались, напевал малышам детские песенки.
В ходе первого из экспериментов младенцам демонстрировали видео с поющим взрослым, который сначала смотрел прямо на малыша, затем, продолжая напевать, отводил взгляд, а потом, хоть и отвернув голову, снова смотрел на ребенка. В момент, когда взгляды малыша и взрослого встречались, колебания их мозговых волн совпадали в большей степени, чем в случае, когда взрослый смотрел в сторону.
В ходе второго эксперимента видео заменили живым человеком, который, напевая, либо смотрел малышу прямо в глаза, либо отводил взгляд. В этом случае эффект синхронизации мозговых волн при контакте глаза-в-глаза был еще более явным. Младенцы пытались ловить взгляд взрослого, даже когда тот смотрел в сторону.
Ученые предположили, что совпадение колебаний электрической активности мозга является проявлением стремления малышей к общению. Тогда исследователи сравнили количество звуков, которые издают младенцы при виде напевающего им взрослого. Как и ожидалось, малыши прилагали максимальные усилия к общению с помощью разнообразного гуления именно тогда, когда взрослый смотрел им в глаза. При этом у наиболее долго и активно гуливших младенцев синхронизация мозговых волн со взрослым была максимальной.
«Когда взрослый и младенец смотрят друг на друга, они сигнализируют о своем намерении пообщаться. И у того, и у другого мозг реагирует на взгляд, синхронизируясь с мозгом партнера по общению. Этот механизм помогает установлению тесной связи между родителей и ребенком, который начинает понимать, когда нужно говорить, а когда слушать. Все это делает обучение более эффективным», – пояснила ведущий автор исследования Виктория Леонг.
Читайте также: Объятия родителей отражаются на генах детей.