Результаты множества исследований говорят о том, что еще до начала получения формального образования дети обладают врожденными способностями к выполнению простых арифметических действий — сложения и вычитания — и пониманию их смысла. Новое исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Human Neuroscience, демонстрирует, что эти способности простираются еще шире, чем думали, и затрагивают также более сложное математическое действие — деление.
Сотрудники факультета психологии Университета штата Пенсильвания (США) провели ряд экспериментов с участием шести-девятилетних детей. Им предлагали разные задания на деление, в ходе которых нужно было, основываясь исключительно на интуиции, выбирать правильные ответы.
При этом в заданиях не использовались цифры и числа — исследователи основывались на так называемой системе приблизительных вычислений, говорящей о том, что люди (как, впрочем, и обезьяны) с раннего возраста обладают интуитивной способностью сравнивать и оценивать большие группы объектов. Например, ребенок способен понять, что группа из 20 точек больше, чем группа из четырех точек, даже если эти четыре точки занимают больше места на странице.
В итоге оказалось, что дети в 73–77% случаев выбирали правильные ответы, несмотря на то, что задания были довольно сложными, а большинство детей еще не умели решать простые задачи на деление в числовом виде. К примеру, одно из заданий выглядело так: точки, расположенные в верхней части экрана компьютера (делимое), падают на расположенные внизу цветы с разным количеством лепестков (делитель). Детям нужно было решить, в каких случаях результат будет больше или меньше в зависимости от соотношения числа точек и лепестков.
В ходе выполнения заданий ученые также следили за изменением активности мозга детей и обратили внимание на ее резкое усиление в ключевом регионе, отвечающем за математическое мышление.
«Больше всего мы были удивлены тем, что дети, которые еще не умеют решать никакие задачи на деление с участием чисел, произнесенные вслух или же записанные на бумаге, даже такие простые, как четыре разделить на два, вполне успешно справлялись с делением точек на лепестки, — отметила один из авторов исследования Элизабет Брэннон. — Таким образом, еще до начала изучения математики у нас есть интуитивное математическое мышление. И оно обеспечивается регионами мозга, которые затем продолжают играть ключевую роль в овладении математикой».