Родителей выбирают: как американцам запрещают усыновлять российских детей

30 июля Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения с США об усыновлении. Этот договор важный: он не только строго регламентирует процедуру усыновления российских детей американцами, но и дает России право отслеживать судьбу увезенных детей. В теории американцам станет гораздо сложнее, а российским властям спокойнее. По крайней мере, таков главный аргумент сторонников этого договора - чиновников, политиков и дипломатов.

Заинтересованность в российских детях в Америке действительно очень большая. И это понятно: русские дети, в отличие от азиатских или африканских, внешне похожи на своих усыновителей. И для многих это важный плюс. Много лет подряд Россия считалась самым удобным местом для усыновления на просторах бывшего СССР — тут более прозрачные процедуры и меньше шансов вляпаться в криминал.

Но критики договора (а среди них практически все участники реального процесса — сотрудники агенств-организаторов, детских домов, члены благотворительных организаций) уверены, что с ужесточением правил американцы все же уйдут на более гостеприимный «рынок» в Белоруссию и Украину.

По словам Билла Стоппарда, сотрудника одного из агенств-организаторов усыновлений в России, проблема действительно есть и постоянно усугубляется. Многочисленные скандалы, которые «раздувают в Москве» из-за погибших детей, уже отвадили многих потенциальных усыновителей. «Вы поймите, дети гибнут везде, и в родных семьях тоже, — говорит он. — И статистически число пострадавших детей из России очень небольшое и совершенно ни о чем не говорящее». По его подсчетам, за последние 3-4 года число американцев, приезжающих за детьми в Россию через его контору, снизилось в полтора-два раза. «Риторика властей такова, что американский усыновитель в России чувствует себя потенциальным преступником, — досадует Стоппард. — А вообще-то он делает хорошее дело».

Стоппард рассказывает, что тучи сгущаются. Около месяца назад совершенно незаметно произошло очень важное событие, которое в скором времени может серьезно изменить жизнь российских сирот и усугубить и без того бедственное положение в отечественных детских домах. Кузбасские депутаты приняли закон, который запрещает гражданам США усыновлять детей на территории Кемеровской области. Это первый подобный запрет в России, но есть все основания полагать, что кузбасскому примеру последуют и другие регионы: вопрос только в том, как быстро кемеровская инициатива выйдет на федеральный уровень.

Логика парламентариев простая и очень распространенная нынче среди отечественных чиновников: российские дети на Западе погибают и надо их спасать. Чаще всего новые родители — намеренно или случайно - доводят до смерти привезенных приемышей именно в Штатах. И то, и другое в принципе правда, - дети погибают и в США чаще, чем в других странах. Но в цифрах это выглядит так: за последние несколько лет в Америке погибли около 20 детей, усыновленных в России. При этом ежегодно в Штаты уезжают полторы тысячи российских сирот.

В Кемерово математика еще более выразительная — просто чтобы правильно понимать масштабы проблемы: местные депутаты говорят, что с 1990 года за рубежом погибло трое детей, усыновленных в области, двое из них — в США. При этом, например, в 2011 году иностранцы усыновили в Кузбассе 140 детей. В 2006-м — 355.

Кузбасские депутаты создали прецедент, на который можно было бы не обращать внимания, если не благодатная почва, которую уже много месяцев готовят в Москве. О том, что российских сирот надо огородить от американских посягательств говорят давно и с надрывом. Это любимая тема уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова: он неоднократно призывал ввести мораторий на американские усыновления. Об этом же в свое время говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, похожее заявление делал МИД.

Получается, что депутаты из Кемерово просто оказались решительнее и быстрее своих коллег. Они выступили вполне в духе времени, и успешный опыт «первопроходцев» у них уже есть: в мае 2008 года местные парламентарии приняли закон о комендантском часе для детей, который за четыре последующих месяца приняли почти все российские регионы.

Если история повторится, и нам действительно грозит парад запретов, то — как бы пафосно это не звучало, но фактически это так и есть: мы рискуем оставить российских сирот без последней надежды на нормальную жизнь.

Милли Стирр, сотрудница портала «Путеводитель по усыновлениям», так и говорит: «Думаю, это начало конца». Она очень внимательно следит за тем, что происходит в российском законодательстве, и уверена: отлучение американцев от российских детских домов отворотит от них и других иностранцев. «Усыновление за рубежом — дело очень важное и дорогое, — считает она. — И тут как в бизнесе: у каждого игрока рынка есть репутация. Люди хотят иметь дело с проверенными и надежными партнерами. Инициативы подобного рода — огромная имиджевая потеря для России».

Девушка Анна работает в одном из детских домов Кемеровской области. Она просит не называть фамилию и не указывать номер заведения, в котором ухаживает за детьми. В прошлом году из ее детдома забрали почти два десятка детей — большинство как раз в США. Узнав о том, что в области запрещены усыновления американцами, Анна двое суток не могла заснуть: «Перед глазами лица детишек, у которых был шанс на нормальную достойную и счастливую жизнь, но которые теперь навсегда останутся у нас». Эти дети в России никому не нужны, говорит Анна. Большинство из тех, кого увозили американцы, в условиях наших детдомов не дожили бы и до 10 лет.

Если Анна узнает про какую-нибудь нелегальную компанию, которая будет организовывать американские усыновления в обход запретов, она будет с ними сотрудничать. «Не ради денег, — говорит она. — Из любви к этим детям».