Ребенка, брошенного в Доминиканской Республике, ждут на родине

Российские власти предпринимают меры для возвращения на родину 12-летнего Дениса Х. (Диего С.), усыновленного в Волгоградской области и брошенного приемными родителями в Доминиканской Республике.

ВОЛГОГРАД, 19 апр — РИА Новости, Ирина Ильичева. Российские власти предпринимают меры для возвращения на родину 12-летнего Дениса Х. (Диего С.), усыновленного в Волгоградской области и брошенного приемными родителями в Доминиканской Республике. Органы опеки волгоградского региона готовы принять мальчика обратно и предоставить ему необходимые условия и помощь в адаптации на родине.

Денис, который после усыновления стал Диего, в настоящее время находится в одном из приютов Доминиканской Республики. Приемные родители мальчика находятся в России и проходят по одному из уголовных дел, связанному с незаконным оборотом наркотиков. В поле зрения российских спецслужб они попали во время совместной российско-американской операции, которую проводили спецслужбы двух государств, по пресечению контрабанды кокаина. По версии следствия, приемные родители вывезли мальчика в Доминиканскую Республику и обменяли на наркотики. После их ареста Иловлинский районный суд Волгоградской области в январе 2009 года отменил решение об усыновлении.

Как все начиналось
Денис Х. в 4,5 года первый раз поступил в Калачевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Волгоградской области (март 2002 года). «Дениса воспитывала одна мать Наталья. Женщина злоупотребляла алкоголем и часто бросала ребенка одного, без еды и присмотра в опасных для его жизни условиях. Мальчика поместили к нам в центр, и он пробыл у нас месяц», — рассказала РИА Новости директор центра Ольга Глуховская.

В течение этого времени мать Дениса, пообещавшая исправиться, наладила свой быт и бросила пить. Социальные службы вернули мальчика обратно в семью, но продолжали за ней наблюдать и навещать. «Примерно через год ребенка опять поместили в наш центр, так как его мать опять запила и уже более затяжно, чем раньше», — рассказывает Глуховская.

Сотрудники центра вспоминают, что Денис в самом начале был обособленным и необщительным ребенком. Из-за ослабленного состояния мальчика на месяц направили поправлять здоровье в Серафимовический санаторий «Березка» в Волгоградской области.

«Он ел очень много хлеба, обильно крошил его в первое. Мясо и фрукты вообще не ел, просто не знал, что это такое. Мы научили его умываться, самостоятельно ходить в туалет, то есть учили всем основам, тому, что необходимо знать и уметь ребенку в его возрасте», — сказала Глуховская.

Биологическая мать Дениса, по словам сотрудников центра, ни разу не навестила своего ребенка. Она на длительное время исчезла из поля зрения сотрудников социальных служб. По одной из версий, Наталья Х. была задержана за кражу, а потом родила еще одного мальчика, который в настоящее время находится в Калачевском детском доме ребенка.

Во второй раз Денис пробыл в социально-реабилитационном центре семь месяцев. В это время его мать лишили родительских прав, а анкета мальчика, получившего статус сироты, была помещена в единый банк данных, по которому его и нашли усыновители.

Ничего не предвещало беды
Супружеская пара Лариса О. и Сергей С. появились в Калачевском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в 2003 году. Супруги, которые воспитывали уже двух дочерей, были рады мальчику, который оказался еще и внешне похожим на главу семейства Сергея.

«Дениса мы дважды отдавали в гости к данной супружеской паре. Он возвращался счастливый, в новых импортных вещах, ухоженный. Спрашивали и самого Дениса о том, нравятся ли ему эти люди. Он уже стал называть Ларису мамой и говорил, что хочет остаться с ними», — вспоминает директор центра.

Супружеская чета не вызывала у сотрудников центра никаких опасений. «Они производили очень достойное впечатление. Оживленно и с удовольствием говорили о будущем Дениса, что он будет заниматься спортом, как его папа. Всегда приходили к Денису с подарками», — сказала собеседница агентства.

По словам Глуховской, мальчика с радостью за его будущее отдали приемным родителям на основании постановления органов опеки и решения суда об усыновлении. Новые родители вывезли мальчика в Иловлинский район Волгоградской области, где купили дом, а затем — в Москву. По данным органов опеки, им в телефонном разговоре с Ларисой стало известно, что приемные родители готовят документы для вывоза мальчика за границу. Потом мобильный телефон Ларисы уже не отвечал.

Долгий путь на родину
Борьба за Дениса-Диего началась в 2008 году, как только стало известно об аресте его приемной матери Ларисы в Москве, сообщила РИА Новости уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева.

«Есть внушительная переписка между различными службами, ведомствами, консульствами двух стран, которая датируется С 2008 года. Аппарат уполномоченного по правам ребенка сейчас досконально разбирается в этой истории, и, конечно, принимаются все исчерпывающие меры для возвращения мальчика в Россию», — сказала собеседница агентства.

Согласно письму комитета образования Волгоградской области в МИД России от 16 апреля 2010 года (имеется в распоряжении агентства), информация о том, что несовершеннолетний Диего С. был обнаружен доминиканскими органами по защите прав детей в одной из доминиканских семей была направлена 3 апреля 2008 года посольством РФ в Венесуэле директору Консульского департамента МИД России.

По предварительным данным, в доминиканской семье мальчик подвергался насилию, пребывал в состоянии психологического шока, в связи с чем был помещен во временный детский приют в Доминиканской Республике. Также сообщается, что ребенок полностью забыл русский язык, читать и писать не умеет.

Органы опеки Волгоградской области писали письма в министерство образования и науки РФ об оказании содействия по возвращению Дениса в Россию. Министерство рекомендовало обратиться в суд с иском об отмене усыновления, а также прислало разъяснения по сбору необходимых документов для возвращения Дениса в Россию.

«В 2008 году мы запросили по мальчику всю необходимую информацию в Иловлинском районе области, где приемные родители Дениса купили дом. Было установлено, что семья в 2004 году уехала из Волгоградской области в Москву, а затем — за границу. Было заявление в РОВД на их розыск, затем иск в суд об отмене усыновления. Ситуацию на контроле держали и органы прокуратуры», — рассказала РИА Новости главный специалист отдела семейного устройства детей-сирот комитета по образованию администрации Волгоградской области Ольга Комендровская.

Руководство Национального Совета по детству и юношеству Доминиканской Республики обратилось к российским компетентным органам с просьбой о разрешении дальнейшего пребывания ребенка под опекой Совета и предоставлении в дальнейшем возможности усыновления Диего одной из доминиканских семей.

В июле 2009 года российским консульским отделом была подготовлена и направлена нота в посольство Доминиканской Республики в Венесуэле с просьбой предоставить перечень необходимых документов для возвращения Диего в Россию. В октябре прошлого года посол Заемский уже лично обсуждал вопрос о возвращении Диего в Россию с Генпрокурором Доминиканской Республики и почетным консулом России в Доминиканской Республике. 16 ноября 2009 года посольством России в Венесуэле по данному вопросу была направлена информация директору Консульского департамента МИД России.

«Вместе с тем, по-прежнему возвращение ребенка в Россию не осуществлено ввиду отсутствия между Россией и Доминиканской Республикой договора о правовой помощи, затрагивающей интересы несовершеннолетнего на территории Доминиканской Республики», — говорится в письме облкомитета по образованию в МИД РФ.

«Вопрос о возвращении Дениса в Россию находится не в нашей компетенции. Но мы готовы принять ребенка и взять на себя вопросы по его дальнейшему жизненному устройству. Мы также готовы оказать мальчику необходимый комплекс реабилитационных мероприятий», — сказала Комендровская.