Любая родительская жалоба на дистанционное обучение, появившаяся в соцсетях, тут же провоцирует скандал. И не важно, на что жалуются родители — на несовершенную систему дистанта и образовательных онлайн-платформ или на то, что у детей катастрофически падает зрение. Тут же появляются ожесточенные комментарии в стиле: «Вы совсем уже? Хоть понимаете, сколько людей сейчас болеют? Видели статистику смертности? Дистанционка — необходимая мера!»
Затравленные мамы старших школьников и студентов уже пикнуть боятся. По соцсетям гуляет картинка: «Учусь на электрика, и, судя по мне и моим одногруппникам, после того как мы выпустимся, половину из нас сразу убьет током, а вторая половина оставит без электричества полгорода. А еще мой брат учится в меде: и тех, кого не убьет сразу током, убьет он или его одногруппники».
В нашем родительском чате тоже разгорелась дискуссия. Одна мама пожаловалась, что ребенку очень тяжело сидеть у ноутбука шесть уроков. А потом до вечера делать домашнее задание онлайн — или проходить тесты, или списывать с таблиц, фотографировать домашнее задание, отправлять. Целый день перед экраном монитора. Зрение падает, голова болит, сосредоточиться становится все сложнее. Ребенок не хочет гулять, потому что нужно делать домашнее задание. А учительница прислала пометку: «Сдать до 18:00. Кто пришлет позже — задание не зачту».
Конечно, нашлись мамы, которые сообщили, что их, наоборот, дистанционное обучение очень устраивает. И даже если вернут офлайн, перейдут на домашнее обучение. Высказались и те, кто привык планировать свою жизнь. «Сразу бы сказали, до какого времени дистанционка. А так по две недели тянут, будто хвост собаке по частям отрезают. У детей не только зрение, но и психика страдает».
Все так. Правы все. Еще совсем недавно мы дружно ограничивали время детей, проведенное у экрана компьютера. Теперь это невозможно.
Да, есть дети, которым именно такая форма обучения идеально подходит. И да, я тоже как родитель-педант привыкла жить по графику, планировать жизнь своей семьи. Сейчас я не могу строить планы даже на следующий день. У моей дочери тоже появились головные боли, апатия, лишние переживания. И мне не нравится, что она вынуждена заглатывать обед, как удав, не жуя — на перемене и в начале урока. Без отрыва от компьютера. Многие дети едят во время уроков. Или пьют чай, грызут печенье. Расписание скачет. Кухня рядом. Дети бегут к холодильникам... Как и взрослые на дистанционной работе.
Страдают и учителя, у которых тоже падает зрение и болит голова. Они не знают, как донести материал до детей. Не видят их глаз и не понимают — усвоили, не усвоили? Начало урока всегда задерживается. Кто подключился, ждем тех, кто еще не подключился. Кто-то выпал, у кого-то звук не работает. Перекличка. И бесконечное: «Дети, вы видите таблицу? Вы меня слышите? Артем, Артем, ты можешь ответить? Кто может? Катя? Дети, Катя подключалась?» И так — на каждом уроке. Спасибо тем учителям, которые говорят детям: «Сейчас быстрая перекличка, идите на улицу хоть на полчаса»; «Распечатайте текст, чтобы не списывать с экрана»; «Сдайте рисунок на свободную тему, пришлите. Выключите телефон и ноутбук хоть на час!».
Посмотрите, что каждый учитель произносит на удаленке:
Дети же остаются детьми. Если мы бросались мокрой тряпкой с доски друг в друга, стреляли из ручки без стержня бумажными пульками, ставили подножки, натирали доску мылом, то ковидное поколение хулиганит по-другому. Подключаются к уроку, но занимаются своими делами.
Родители предлагали, чтобы дети включали камеры, но это невозможно — система тут же «падает». Те, у кого слабый интернет, вообще остаются без связи. Отговорка — «ой, оно само отключилось. Я заходил, подключался, не знаю, что случилось» — работает.
У многих детей родители на работе и не могут проконтролировать учебный процесс. Даже моя дочь — ответственная круглая отличница — иногда просто не в состоянии сидеть перед экраном и работать на всех уроках. Идет урок, а она лежит на диване и вяжет, читает, слушает краем уха. Если честно, я ее понимаю.
Но тут выяснилось, что на уроке сидят два Пети, две Кати или два Никиты. Кто-то взломал систему, и у детей появился двойник. Начало урока превратилось в квест.
«Настоящая Аня Петрова, подними руку или включи камеру». «Петя, настоящий, скажи что-нибудь». «Настя, настоящая, дай мне понять, что это ты» — просили учителя.
Схему, конечно, раскрыли. Для появления двойника нужно было, чтобы кто-то из учеников прислал ссылку на урок в Microsoft teams еще кому-нибудь. И тогда этот кто-то мог заходить под именем любого ученика из класса.
Половина родителей были в шоке и требовали найти и наказать взломщиков. Вторая половина отреагировала спокойно — дети сейчас продвинутые, в компьютерных технологиях лучше нас разбираются. Ну, раз такое время, пусть хотя бы хакерами будут. Глядишь, без работы не останутся.
Дети появлению двойника радовались. Хакер сдал тест по немецкому за Ваню, у которого в триместре выходила тройка. А благодаря пятерке от хакера вышла итоговая четверка.
Хакер сделал домашнюю работу за Еву и прошел тест за Лизу. Все — на отлично. Дети хакера, конечно, не выдавали.
Никто не знает, сколько это продлится. Родители требуют изменить систему преподавания онлайн. Внести коррективы, учитывая здоровье детей. Учителя вынуждены «переобуваться в воздухе». Они остаются крайними со всех сторон. С одной — недовольные родители, с другой — нормативы и требования Минпросвещения. Нам тяжело, но мы-то — взрослые. А главными потерпевшими остаются дети, лишенные общения, связи учитель — ученик, старшие — младшие.
Маша Трауб
Читайте также: Звезды, которые стали родителями во время пандемии
Смотрите интересный ролик