Психологи провели три эксперимента с участием шестиклассников. В первом испытании им сначала предложили решить очень сложные анаграммы, с которыми у них не было шанса справиться. Потом с половиной детей провели беседу о том, что учиться - тяжело, и невозможно пройти весь этот путь без ошибок и неудач, совершать их - абсолютно нормально. Со второй группой просто обсудили сделанные ошибки. После этого школьники прошли специальный тест на определение эффективности работы памяти. У первой группы результат оказался выше чем у второй, и чем у контрольной группы, которая не решала анаграммы.
Следующие два эксперимента напоминали первый, но по их итогам у детей проверяли уровень понимания текстов. Лучшие показатели были у тех, с кем перед испытанием говорили о важности ошибок в процессе обучения.
Ученые считают, что такое улучшение почти наверняка носит временный эффект, но если с детьми регулярно беседовать о естественности ошибок, а не ругать за них, то можно повысить успеваемость - ребенок станет более уверенным в своих силах и перестанет отступать перед трудностями. Родителям и учителям надо помнить, что важен общий прогресс, а не конкретный балл в дневнике.
Почему нельзя ругать детей за плохие оценки
Французские ученые из Университета Пуатье опровергли распространенное заблуждение о том, что успехи в учебе свидетельствуют о высоком уровне знаний, а неудачи и ошибки являются признаком низкого уровня. Из-за такой точки зрения страдают многие школьники и студенты, начинающие бояться делать ошибки.