Перевернуть календарь. Психолог рассказала, чем опасен «синдром 7 сентября»

Такое понятие, как «синдром 7 сентября», касается первоклассников и учеников младшей школы. Примерно с этого числа ребенок уже начинает осознавать, что его жизнь изменилась, появились определенные обязательства, и из-за этого у него стресс.

Родители и педагоги также замечают влияние этого периода. Как же проявляется синдром и к чему приводит, aif.ru рассказала Татьяна Василькова, психолог.

Источник: Freepik

Представьте себе: все лето вы отдыхали, веселились, играли, не соблюдали полноценный режим дня, и с 1 сентября вам предстоит попрощаться с этими привычками. Для каждого ребенка начало школы — это стрессовый этап. В последнюю неделю лета у детей начинается мандраж, особенно когда они примеряют форму и собирают принадлежности для учебы. Особенно переживают те дети, которые отправляются в школу впервые. 

1 сентября для первоклассника — волнительный день. Сначала он может получить яркие и позитивные эмоции от торжества и новых знакомств. Но обычно уже к концу первой недели у ребенка начинает проявляться стресс, поскольку он столкнулся с такими неизвестными ранее понятиями, как урок, учитель, дисциплина, домашнее задание, оценка и т. д. Дети более впечатлительные, и все изменения для них протекают в гиперболизированной форме.

В воскресенье школьник может закатить скандал родителям и уже заявить, что совсем не хочет в школу. Кроме того, некоторые дети настолько переживают, что заболевают в начале учебного года. Капризы ученика могут продолжаться и в стенах класса, и тогда учительница вызывает родителей на беседу.

«Синдром 7 сентября» возникает тогда, когда ребенок оказывается не готовым психологически справляться с ответственностью и учебными обязательствами.

Это говорит о том, что родители не создали для этого соответствующих условий.

Как организм ребенка адаптируется к школе?

У каждого первоклассника будет стресс. Даже если он ходил в подготовительную группу и знает нескольких ребят из класса. Некоторые общительные и активные дети в начале учебы могут стать замкнутыми. Все дело в том, что психика и здоровье у шести-семилеток очень связаны. Организм в стрессовой обстановке ищет способ снять напряжение. У некоторых детей это проявляется внезапной простудой или недомоганием. Ребенок не симулирует, при этом его организм так защищает себя от перегруза. По этой причине к новому распорядку дня школьника желательно приучать постепенно, примерно за месяц.

Подготовка к школе

Конечно, хорошо начать готовить ребенка к школе с 1 августа, но, если так не получилось, надо начинать прямо сейчас. Следует установить режим, когда надо вставать в одно и то же время. Обязательно соблюдать график приема пищи в зависимости от занятости в школе. 

Напомните школьнику о правилах гигиены и соблюдения порядка в личных вещах. Можно в игровой форме провести с ним несколько уроков, рассказывать интересные явления, читать вслух или повторять алфавит, цифры и т. д.

Старшему поколению важно приучить ребенка плотно завтракать, чтобы у него была энергия до следующего перерыва на питание. Еще в домашних условиях следите за полноценными приемами обеда, полдника и ужина. Старайтесь давать ребенку сбалансированную еду. Голод и усталость от недоедания у первоклассников — это большой стресс, который ухудшает процесс адаптации к школе. Будет очень хорошо, если ребенок научится самостоятельно собирать себе завтрак или перекус в школу.

Можно ввести в привычку утреннюю зарядку на 5-7 минут под музыку. Физическая активность поднимет настроение ребенку и добавит бодрости перед учебным днем.

Первоклассник плохо представляет, что такое школа. Родителям будет полезно объяснить ребенку, с чем ему предстоит познакомиться, к чему быть готовым. Расскажите, как проходили ваши первые звонки, у ваших родных. Личные примеры от мамы или папы, их рассказы о школе, как там интересно, какой у них был режим, успокоят ребенка и покажут, как можно совмещать свое время с уроками.

Посмотрите список детей класса, возможно, среди них будут его знакомые из сада, кружка или соседи. Вместе им не так страшны предстоящие перемены.

Родители могут объяснить, что такое оценки и как их ставят. Отметьте сразу, что не нужно переживать из-за «4» или «3». Не ругайте первоклассника, если он получил их. Поддерживайте интерес ребенка к самому процессу обучения и применения знаний на практике. Подкрепляйте собственными примерами из жизни.

Старайтесь отмечать и хвалить каждое старание малыша. Например, что он полностью и правильно записал домашнее задание в дневник. Или аккуратно поставил свой рюкзак, а не бросил его на пол. Поддерживайте в ребенке процесс, чтобы мотивировать его учиться дальше и без стресса.

Хорошо бы старшим начать воспитывать школьника через вопросы, а не указания. Спросите у него, сколько времени ему понадобится, чтобы выспаться, собраться, дойти до школы?

Сколько времени у него займет отдых, игра в телефоне, домашняя работа, дополнительные задания с кружков и т. д.? Ребенок научится самостоятельно определять свой распорядок дня, размышляя от обратного. Кроме того, это дополнительная практика для счета и ориентирования во времени.

Также родителям желательно чаще интересоваться, как прошел день в школе, что нового ребенок узнал, в чем ему помочь. Не оставляйте первоклассника в такой важный период его жизни в одиночестве. Проявите максимум поддержки и заботы вашему старательному ученику.