Переход из средней школы в старшую — важнейший этап в жизни школьника. Эта перемена может вызвать как радость, так и тревогу. О том, как подготовиться к старшей школе, «Газете.Ru» рассказала Виктория Подсухина, педагог, руководитель регионального преподавания образовательной компании MAXIMUM Education.
«Старшая школа достаточно сильно и во многих аспектах отличается от средней. На ученика ложится намного больше ответственности из-за предстоящих экзаменов. От учащихся ожидается высокий уровень самоорганизации, задачи становятся труднее, а требования к знаниям выше. Для организации подготовки необходимы осознанность и самомотивация, осознание своих сильных и слабых сторон», — объяснила она.
По словам эксперта, старшеклассник уже достаточно самостоятелен, чтобы понимать, какие предметы требуют его особого внимания и какая подготовка к экзаменам будет для него эффективнее: самостоятельно, с помощью репетитора или онлайн-школы. На его плечах ответственность за будущее, впереди — финишная прямая к поступлению в вуз.
«Поэтому школьникам в этот период нужно научиться распределять свое время и расставлять приоритеты, быть ответственными и самостоятельными. Уже летом стоит задуматься о том, как правильно составить график учебы и дополнительных занятий, посчитать, сколько времени можно в неделю выделять на уроки, личные дела и отдых. Не лишним будет освоить тайм-менеджмент. Можно начать с составления списков дел на день и определения приоритетных занятий. Это поможет развить навыки планирования и придерживаться намеченного распорядка. Возможно, получится не сразу. Успех придет постепенно, главное, регулярность и самодисциплина», — отметила Подсухина.
Также в этот период особенное внимание следует уделять предметам, которые ученик будет сдавать на экзамене. Так как школьники готовятся к поступлению в вузы и колледжи, выбор дальнейшего пути важен для каждого из них, и подготовка к экзамену требует серьезного подхода. Если школьник сомневается в своем выборе или не знает, чем хочет заниматься в дальнейшем, возможно, стоит уделить время профориентации — так он сможет вовремя определиться с профессией, а также с предметами, которые ему необходимо сдавать.
«При этом не стоит забывать об остальных дисциплинах, ведь все оценки пойдут в аттестат. Для того, чтобы справиться со всем этим, стоит уже летом повторить материал, освежить в памяти главные темы средней школы и закрыть пробелы в знаниях, если они есть. Можно пролистать свои учебники и рабочие тетради за предыдущие несколько лет, просмотреть кодификатор ЕГЭ и вспомнить все темы из него. Заняться наверстыванием упущенного можно по обучающим видео и другим открытым ресурсам. Такое повторение поможет уверенно начать новый учебный год, не нахватать сразу “хвостов” и с самого начала равномерно распределить учебную нагрузку», — подчеркнула педагог.
Если ученик выбрал профильный класс старшей школы, задача усложняется. Высокий уровень нагрузки по специальным предметам сопровождается необходимостью закрывать непрофильные дисциплины, которые могут вызывать у ученика сложности.
«Лучше заранее посмотреть, какие предметы будут изучаться в старшей школе и ознакомиться с ними. Можно просмотреть учебную программу, взять в библиотеке или скачать учебники и изучить главные темы, чтобы впоследствии было легче. Если в будущем учебном году планируется участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, стоит уже сейчас подумать о подготовке к ним. Можно найти рекомендуемую литературу, потренироваться выполнять задания прошлых лет, составить план подготовки и начать ему следовать. Лучше начать готовиться заранее и под руководством преподавателя, это можно сделать и онлайн, на специализированных курсах. Этот вариант подготовки эффективнее, поскольку преподаватели осведомлены обо всех изменениях, которые происходят в олимпиадах и конкурсах, и смогут подготовить», — добавила она.
Важно помнить, что у школьника трудный период. Учебная жизнь старшеклассника очень насыщенна, он сталкивается с большим количеством стресса. Ученику будет легче справиться с ним, если он будет обсуждать свои проблемы и планы с родителями. Кроме того, просить старших о помощи или совете — тоже навык, которому стоит научиться.
«Стоит подумать и о том, как обустроить рабочее место, ведь здесь ученик будет проводить существенную часть своего времени. Кому-то необходим уют, кому-то организованность, здесь все зависит от конкретного ученика и его ощущения комфорта. Позаботьтесь о достаточном количестве рабочего пространства и зонировании помещения. Отдых тоже должен быть полноценным и правильным», — резюмировала Подсухина.