Недуги нелюбви. Врач рассказала, к чему могут привести психотравмы у детей

Говорят, какими бы хорошими родителями мы ни были, нашим выросшим детям всё равно будет что рассказать психотерапевту.
Ссора
Источник: Unsplash

Наш эксперт — врач-педиатр, нейропсихолог, психосоматолог, член Российского психологического общества (РПО), преподаватель и основатель метода медитации MMCC Екатерина Тур.

Елена Нечаенко, aif.ru: Екатерина Юрьевна, многие считают психосоматику чем-то ненаучным.

Екатерина Тур: Психосоматика не псевдонаука, а официальное направление медицины, которое изучает связь эмоциональных, психологических и социальных явлений с физическими страданиями и заболеваниями. Она основана на анализе работы вегетативной нерв­ной системы. Психосоматику можно рассматривать на уровне психологии (эмоции), психотерапии (травмы), медицины (симп­томы).

— Почему ещё недавно мы редко прибегали к помощи психологов?

— В обществе долгое время к ним относились с недоверием, даже с иронией. Действительно, раскрыть душу кому-либо, будь то психолог или священник, непросто. В идеальном мире, если бы процессы семейного воспитания работали исправно, консультации психологов были бы не нужны. Но в реальной жизни даже очень хорошие родители всё равно допускают сущест­венные просчёты. Да и в традициях современного общества часто не оказывается достаточно эффективных способов помощи человеку в трудной ситуации.

— Психотравмирующий дет­ский опыт действительно приводит к реальным болезням?

— Это причина многих неврозов (заикание, обгрызание ногтей, выдёргивание волос, энурез), психозов, соматических, в том числе аутоиммунных, патологий. Стресс, в котором хронически пребывает травмированный ребёнок, может выражаться в частых ОРВИ, хронических мигренях, голов­ных болях напряжения, синдроме раздражённого кишечника. Отитами тело малыша может сигнализировать о нежелании слышать родительские крики, обидные слова. Хронические ангины зачастую про то, что детям не дают слова в семье, всё решают за них. Нейродермиты, нарушения пищевого поведения часто возникают из-за дефицита материн­ского тепла. Скрытая злость ребёнка и другие подавляе­мые эмоции проявляются дискинезией желчевыводящих путей, гастритом, бронхиальной астмой. Псориаз может говорить о том, что ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным.

Не вина, а беда.

— Но мы же хотим своим детям только добра. Почему причиняем зло?

— Нередко родители травмируют детей неосознанно, желая уберечь, защитить. Как правило, они просто передают им детскую травму, которую сами получили от своих родителей.

— И как прервать эту цепь?

— Достаточно осознать проблему и начать выстраивать правильную коммуникацию с ребёнком как с равным. При этом важно не винить себя, ведь идеальных мам и пап не бывает.

—​ Можно вылечить уже нанесённую психотравму?

— Детские психотравмы необратимы, как хронические болезни, но с ними можно научиться жить и даже использовать себе на благо. Но это серьёзная работа. Лучше, конечно, не наносить детям психических увечий. Воспитание — это питание любовью, а не страхом, это почва, на которой взращивается ребёнок. То, чем мы её удобряем, во многом предопределяет физическое и психическое здоровье детей.

На равных.

— С какого возраста надо начинать относиться к ребёнку как к личности?

— В идеале ещё на этапе планирования беременности. Будущие родители могут прописать устав семьи, договориться, что будет дозволено, а что неприемлемо. А начинать разговаривать с ребёнком важно ещё внутриутробно — дети слышат и маму, и папу.

— К малышам надо относиться как к взрослым?

— Ребёнок — это человек, но при этом он маленький, и его надо оберегать, сохраняя вокруг безопасную среду. Кстати, есть полезный тренинг. Мама и папа уходят в свою комнату, подальше от детей. Мама садится на корточки, а папа начинает на неё кричать. Мама в ответ повторяет: «Я маленькая, я просто хочу, чтобы меня любили». Потом мама с папой меняются местами. Эта практика отрезвляет, помогая перестроить отношение к детям. Да и к себе тоже, ведь в каждом взрослом живёт его внутренний ребёнок, который нуждается в любви.

Детство без травм.

— Чего мы не должны делать и говорить детям, чтобы не травмировать их?

— Деструктивными методами воспитания считаются не только физические наказания, но и крик, подзатыльники, унижения, попытки пристыдить, внушить чувство вины или как-то иначе возвыситься над ребёнком. Нанести психотравму можно и невербально. Если в доме царит тяжёлая атмосфера, родители конфликтуют или хотя бы у одного из них повышен уровень тревоги, у детей нередко возникают атопический дерматит, лактазная недостаточность, сложности с перевариванием пищи, проблемы с формированием микробиома кишечника.

— Потакание не может привести к вседозволенности?

— Рамки должны быть обязательно. Выстраивать границы помогают договорённости. Но вести диалог с ребёнком нужно в спокойном состоя­нии. Если мама кипит от негодования, пусть лучше поговорит папа, которого уже «отпустило».

Прости меня.

— Что делать родителю, который случайно обидел ребёнка?

— Во-первых, не винить себя. Часто родители срываются на крик от бессилия, усталости, а потом «разгоняются», и конфликт выливается в безобразную сцену. Когда такое случается, лучше сразу извиниться, объяснить, что срыв был вызван какой-то причиной. На будущее можно придумать, допустим, стоп-слово, которое должен произнести ребёнок, если маму вдруг занесёт.

— Как выросшему ребёнку простить родителей?

— Обязательная часть психотерапии травм — отказ от ожидания извинений. Травмирующий дет­ский опыт — ответственность самого ребёнка. Обвинять родителей бесполезно, тем более что многие из них не готовы признаться самим себе в том, что причинили своему ребёнку вред. Но если мамы и папы готовы разобраться в этом, то в психотерапии хорошо работают совместные практики. Иногда родители просят прощения у выросших детей. И дети всегда прощают их.

Важно.

Главная задача родителей — выстроить у ребёнка внутреннюю опору, ту броню, от которой будут отскакивать все стрелы. Психотравма — трещина на этой броне. Например, если родители замечают, что у ребёнка прекрасные творческие способности, и постоянно говорят ему об этом, то никакие упрёки со стороны в отсут­ствии фантазии его никак не заденут. Никакая критика, против которой у ребёнка есть крепкое родительское слово, не воспринимается им всерьёз.