До 30% детей нуждаются в логопедической помощи, однако только каждый десятый получает её, о чём в беседе с «Газетой.Ru» рассказала президент Гильдии логопедов и дефектологов Юлия Покровская. По её словам, не все родители, заметив отклонения в речевом развитии ребёнка, готовы обратиться к платному специалисту.
Существуют признаки, которые должны насторожить родителей на разных этапах развития ребёнка.
Эксперт отметила, что до года важно обращать внимание на трудности с глотанием и сосанием, а после года — на отсутствие первых слов.
В возрасте 2 лет сигналом к обращению к логопеду может служить то, что ребёнок не откликается на своё имя. В 3 года ребёнок должен уметь отвечать на простые вопросы, такие как «Как тебя зовут?», «С кем ты живёшь?», а также пересказывать несложные сказки, например, «Колобок» или «Репка». К 6 годам стоит обеспокоиться, если ребёнок неправильно произносит звуки, допускает ошибки при согласовании слов или не умеет составлять рассказы. С 7 лет признаки, требующие внимания логопеда, включают трудности с чтением и письмом, а также запинки или откаты в речевом развитии на любом этапе.
«Если затрудняетесь оценить самостоятельно своего ребёнка, то традиционно в советское время дети приходили на диспансеризацию к логопеду в 3 и 7 лет», — заявила Покровская.
Логопед добавила, что при незначительных нарушениях родители могут помочь ребёнку дома, однако диагностировать и определить степень сложности проблемы без лингвистической подготовки практически невозможно. Так, есть наборы упражнений, которые рекомендуется выполнять в домашних условиях, однако универсальных методов не существует, их нужно подбирать после диагностики у логопеда.
Точное количество детей в России, которые ежегодно нуждаются в логопедической помощи, неизвестно, но неофициальные данные говорят, что их число может достигать 30%. Логопед уточнила, что наиболее распространённой проблемой на ЕГЭ является то, что ребёнок не до конца понимает суть вопроса из-за несвоевременного обращения за помощью специалиста, заключила Покровская.