Кэмерон Томпсон поступил в вуз в 12 лет. Днем он ходил в школу, а вечером получал высшее образование

Кэмерон Томпсон впервые услышал об отрицательных числах в детском саду и тут же влюбился в математику. Он прошел программу средней школы к 12 годам, но родители не отпустили сына в Кембридж.
мальчик
Источник: https://ru.freepik.com

Волновались, что мальчику с синдромом Аспергера будет трудно среди студентов, которые намного старше его. Так Кэмерон начал учиться удаленно — днем он также посещал школу, а вечером занимался в вузе.

Число меньше нуля

Кэмерон Томпсон родился в Эктоне, маленькой общине округа Рексхэм в Северном Уэльсе. Его родители, Род и Элисон, преподают карате в собственной школе боевых искусств. До ее открытия Род был преуспевающим программистом и работал по найму. Элисон окончила Тринити-колледж в Кэмбридже.

Когда Кэмерону было 4 года, воспитательница в детском саду упомянула, что нет чисел меньше нуля. Придя домой, мальчик спросил маму, так ли это: она рассказала об отрицательных числах, которые поразили воображение малыша. На следующий день он строго спросил воспитательницу, почему она его обманула, и напомнил ей про отрицательные. А потом ему стало интересно — какие еще есть числа, и что с ними можно делать.

Тогда-то всё и началось: учебники стали лучшими друзьями Кэмерона, с ними он будто бы говорил на одном языке, в отличие от сверстников.

С ними и с отцом, который, неплохо разбираясь в точных науках, ввел сына в удивительный мир математики и ответил на первые несколько сотен его вопросов по учебным материалам.

У юного математика есть две младшие сестры-погодки: Бет и Эмма. Эмма любит искусство, а вот ее брат — нет, считая, что в нем нет логики, и, следовательно, смысла. Девочка не обижается, она любит брата. А еще они занимаются вместе карате у родителей, поэтому проводят много времени вместе.

— Я научил ребенка самообороне, зная, что его могут задирать и пытаться побить из-за того, что он не такой, как все, — говорил Род Томпсон.

Синдром Аспергера — расстройство аутического спектра, характеризующееся трудностями в общении и социализации. Люди с синдромом часто используют повторяющиеся жесты, фразы и движения, легко увлекаются одним делом, отдаваясь ему целиком, с трудом понимают концепцию разделения интересов с кем-либо из окружающих.

Семье Томпсон повезло, что в школе Рексхэма Darland High был специальный учебный центр для детей с аутизмом; до него мальчик учился еще в двух школах, но нигде не прижился. В центре Кэмерон даже начал общаться с соседом по парте Тимом, еще одним мальчиком с синдромом Аспергера. Они сошлись на почве интереса к сериалу «Доктор Кто» и игре «World of Warcraft». Тем не менее, Кэмерон видел, что неинтересен практически всем сверстникам.

Учеба днем и ночью

Если что-то делать часто и упоенно, скорее всего, достигнешь в этом успеха. Особенности Кэмерона в вопросе изучения математики сыграли ему на руку: решая квадратные уравнения, он как будто бы забывал об окружающем мире, и довольно быстро перешагнул уровень своих сверстников, опережая свою школьную программу лет на семь.

— Среди людей с синдромом Аспергера встречается много интеллектуалов: Эйнштейн, Ньютон, между прочим! — напоминает Кэмерон в интервью BBC.

Разделавшись со школьной программой по математике в 12 лет, вундеркинд задумался о поступлении в вуз. Его мама сводила его в Кембридж, на аудиенцию к профессору Имре Лидеру. Тот задал юноше несколько вопросов и интересных образных задач, чтобы понять его способности и образ мышления.

— Определенно, он мыслящий парень. Те, кто не умеют логически рассуждать и думать, безнадежны для Кембриджа, а он перспективен, — отметил профессор по итогам беседы.

Однако родители Кэмерона были всегда против того, чтобы их сын учился на каких-то особенных условиях, пусть даже более продвинутых, чем его ровесники, а не наоборот. Они настаивали, чтобы он оставался в школе и учился на общих основаниях, тем более, что не все предметы давались ему так же блестяще, как точные науки. Потенциальная ранняя студенческая жизнь откровенно смущала их, особенно с учетом синдрома Аспергера.

— Мы не понимали, как откровенно социально незрелый мальчик впишется в среду молодых взрослых, — писали его родители много лет спустя об учебе в вузе.

Кэмерону предложили получить высшее образование удаленно в Открытом Университете Камбрии, где условия поступления требуют лишь пройти вступительные тесты. Он блестяще справился с испытаниями и его жизнь приобрела сходство с комиксами про супергероев: днем он был обычным школьником, а когда солнце клонилось к закату, садился за компьютер и получал доступ к желанным знаниям.

Родители не раз подчеркивали, что не внушали мальчику, что без высшего образования он ничего не добьется в жизни. Это было его стремление.

Быть супергероем оказалось тяжело. Главной проблемой Кэмерона стало то, что он не всегда мог защитить свою курсовую, объяснить ход мыслей: коммуникативные сложности сказывались на его темпе. Однажды, набрав 70 баллов, он ужасно расстроился, так как был перфекционистом в учебе. Каждый экзамен грозил нервным срывом. Папа и мама устали напоминать подростку, что на оценках свет клином не сошелся. Помогала школа, где он все еще был лучшим, а также дополнительные занятия. После математики он больше всего любил английский, а меньше всего — труд.

— Дело в том, что я очень плох в практической работе. Чрезвычайно неуклюж, — шутил мальчик в беседах с прессой.

Зато, когда однажды для рецепта нужно было 60 граммов целых грибов, он бесконечно перебирал и взвешивал грибы разного размера, пока не нашел идеального набора, весившего ровно 60 граммов.

Степень бакалавра по математике Камерон Томпсон получил за неделю до того, как с высочайшими баллами закончил школу. Несмотря на наличие диплома о высшем образовании, школьные экзамены принесли немало волнения. Но результаты того стоили.

Жить обычной жизнью

В 2011 году вышел документальный фильм BBC «Проблемы взросления подростка-гения» про Кэмерона Томпсона. За сутки число его друзей в социальных сетях увеличилось с 50 до 350, и это лишь те, кого одобрил сам юноша.

Позже отец и мать Кэмерона выпустили книгу «Одаренный! История юного гения» о том, как они воспитывали своего сына и почему не форсировали его академические успехи, хоть и поддерживали инициативы в разумных пределах. Они искренне уверены, что нельзя позволять родителям вундеркиндов наносить детям эмоциональный вред, объясняя, что те лучше других. Половина выручки от продаж отправляется Национальной ассоциации одаренных детей.

Кэмерон после школы снова поступил в университет Камбрии, на этот раз на очное отделение, в 16 лет, не слишком опережая сверстников. Это было связано с тем, что Элисон и Род Томпсоны считали обязательным его общение со сверстниками, которого он однозначно лишился бы, променяв жизнь обычного подростка на путь одинокого гения среди ребят на 6 лет старше него: в таком возрасте это принципиальная разница.

— Все думают, что вуз — единственный вариант для одаренных детей, и мы хотели показать, что есть альтернативное решение: вы можете утолить жажду знаний вашего ребенка, одновременно заботясь об его социальных потребностях, — сказал папа Томпсон в интервью.

Зато в университете, с привычкой у учиться «в две смены», Кэмерон получил сразу два диплома — программиста и на бизнес-менеджера.

Сегодня Кэмерон работает в сфере IT, в компании Tata Steel. Он занимается тестированием и управлением системами, 3D-моделированием, а также кибербезопасностью, выиграл два конкурса разработчиков, работал руководителем подразделения, а в годы пандемии управлял производством лицевых щитков на волонтерских началах. У него есть друзья и коллеги, которые любят те же фильмы, книги и компьютерные игры, что и он.