Каждая пятая школа в России будет инклюзивной

На то, чтобы 20% школ в России стали доступными для детей с особыми потребностями к 2015 году, из федерального бюджета будет выделено 3 миллиарда рублей.
lori-0003560199-bigwww800.jpg
Источник: Migration

На сегодняшний день в России около 500 000 детей с особыми потребностями, связанными с их здоровьем, посещают общеобразовательные учреждения. Всего 147 000 из них посещают школы с инклюзивным образованием, но, к сожалению, далеко не все из них приспособлены для детей с особенностями физического развития.

Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов считает первоочередной задачей сделать российские школы не просто доступными для детей с особыми потребностями, но и добиться их максимального развития.

Всего около 3,5 тысяч школ в России полностью приспособлены для «особых» учеников, и сложности на сегодняшний день – не только с недостатком необходимого оборудования. Не хватает и грамотных, подготовленных к работе с «особыми» детьми специалистов. Так, в прошлом году только полторы тысячи педагогов из 66 субъектов РФ прошли курсы повышения квалификации. Также специалисты отмечают, что пока к инклюзивному образованию не готовы и обычные дети, а также их родители. Согласно проведенному опросу, только каждый третий родитель с одобрением относится к тому, что в одном классе с его ребенком будут также обучаться «особые» дети.

По мнению специалистов, инклюзивное образование облегчит детям с особенностями в развитии гармонично вписаться в современное общество, получить достойное образование, а затем – и профессию, соответствующую их способностям, что гарантирует дальнейшую полноценную взрослую жизнь «особого» ребенка.

Светлана Алехина, директор Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета, специально для «Дети Mail.Ru»:

«Я думаю, что к 2015 году эти цифры действительно будут реализованы. Это ведь целевые индикаторы государственной программы «Доступная среда», которая реализуется на протяжении пяти лет. На все это выделяют серьезные деньги из государственного бюджета. Но сегодня среднестатистическое количество таких школ – 5-6%. Значит, к 2015-му году эту цифру нужно будет увеличить в четыре раза. Я наблюдаю динамику в отчетных показателях и уверена, что регионы точно доведут эти показатели до необходимых. С Москвой сложнее. Здесь вообще надо говорить не о школах, а об образовательных комплексах, которые объединяют и разную культуру, и разный контингент. Нужно время, чтобы объединить такое количество людей. И не факт, что это время будет потрачено не на формальные задачи, к сожалению. Меня в этом всем беспокоит вопрос скорее не количества, а качества. Задачи по отчетности скорее политические. Я много езжу по регионам и прошу: покажите вашу самую лучшую инклюзивную школу. То, что мне показывают, действительно лучшее, но оно не отвечает принципам инклюзии. Так что нам еще есть с чем работать. Что касается вопроса готовности педагогов, могу заметить: они всегда к чему-то не готовы. Будет это инклюзия или профессиональный стандарт деятельности педагогов. Их готовность лично для меня ни на что не влияет. Это скорее задача, а не проблема. Сегодня очень многое делается для ее решения. Но и мнение самих учителей меняется. Еще пару лет назад они могли заявить: я не знаю, как работать с таким ребенком, поэтому не могу взять его в класс. Теперь преподаватели обращаются и к ученым, с просьбой дать им все стандарты, и к начальству, чтобы оно оплатило курсы повышения квалификации».