К выпускному классу подросткам нужно хотя бы примерно определиться с будущей профессией, чтобы выбрать, в какой вуз или колледж поступать.
Но, как показывают опросы Рособрнадзора, только треть современных школьников могут с уверенностью ответить на вопрос, кем хотят стать.
Те, кто не смог принять решение, выбирают учебное заведение по примеру друзей, совету родителей, престижности или по принципу «куда проще поступить», без учета своих реальных интересов, склонностей и сильных сторон.
В этом случае велик риск, что после выпуска человек будет работать не по специальности или всю жизнь заниматься нелюбимым делом, что в итоге приводит к профессиональным разочарованиям и низкой продуктивности.
Что делать родителям и подросткам, если выпускные экзамены приближаются, а вопрос с профессией остается нерешенным?
Об этом aif.ru рассказал эксперт в области профориентации и карьерной навигации, сооснователь «Профилум» Виталий Алтухов.
Поговорите с ребенком о его увлечениях
Даже если подросток не может определиться со сферой деятельности, у него наверняка есть какие-то предпочтения. Например, ему нравится работать с людьми или в одиночку, часто отправляться в поездки или, наоборот, он предпочитает находиться на одном месте, делать что-то руками или работать «головой».
Поговорите об этих приоритетах с ребенком. Это поможет определиться как минимум с подходящими и неподходящими сферами деятельности.
Важный индикатор профессиональных склонностей ребенка — его увлечения. Если он любит делать видеоролики для своих соцсетей, возможно, его увлечет профессия видеографа, монтажера или режиссера. Если он целыми днями играет в онлайн-игры — это повод подумать о профессии гейм-разработчика или дизайнера, делать обзоры про игры или пойти в киберспорт.
Обсудите, что у ребенка получается лучше всего, и попробуйте понять, где он может применить эти навыки. Например, если он пишет стихи, это необязательно дорога в поэты: он может стать копирайтером, журналистом, сценаристом или редактором.
Важно обращаться внимание на реальные увлечения, а не фантазии подростка — он должен действительно этим заниматься и показывать в них определенные достижения.
Развивайте карьерный кругозор
Одна из причин, которые мешают школьникам определиться с профессией, — слабый карьерный кругозор.
Как показывают исследования, современный ребенок в среднем знает буквально 7−10 профессий: врач, водитель, менеджер, учитель и т. д.
Перечень, который известен ему от друзей, семьи, из фильмов и от блогеров. Но в мире существуют сотни профессий, и почти каждый год появляются новые. Так, еще несколько лет назад не существовало таких специалистов, как продюсер онлайн-курсов, гейм-аналитик, разработчик на блокчейне, инженер DevOps. Поэтому и родителям, и детям важно расширять свой карьерный кругозор.
Как это сделать?
Изучите сайты с вакансиями и порталы учебных заведений, поищите информацию о профессиях, которые вас заинтересуют. Узнайте, какие для них требования, уровень зарплат, спрос на специалистов.
Полезно сходить на ярмарку вакансий (организуются в учебных заведениях), на мероприятия открытых дверей, которые обычно весной проводят вузы и колледжи, или посетить занятия по карьерной грамотности.
Все это позволит открыть для ребенка новые перспективы: если раньше вы считали, что его увлечение рисованием должно сделать его художником или дизайнером, то теперь сможете выбирать из более широкого спектра профессий: 3D-моделирование, архитектура, дизайн интерьеров, визаж и даже создание образцов промышленных изделий.
Если подростка уже интересуют какие-то области, вспомните, есть ли у вас знакомые, работающие в этой сфере.
Попросите их пообщаться с ребенком и больше рассказать о своей профессии — так они смогут составить о ней более полное представление и сделать осознанный выбор.
Обратитесь к специалистам
Если к выпускному классу ребенок не решил, куда хочет поступать, можно также обратиться к специалисту по профориентации. Такой специалист проведет комплексную диагностику, которая определит склонности ребенка, его таланты, сильные и слабые стороны, ценности, особенности личности. На основе полученной информации для вас подготовят список рекомендованных сфер деятельности.
Кроме того, эксперт поможет сориентироваться в выборе учебного заведения и понять, какие из профессий востребованы в рамках страны или региона.
Не навязывайте свою точку зрения
Бывает, что подросток не может определиться с профессией из опасений, что родители не одобрят его выбор. Это случается, когда между родителями и ребенком не установлены доверительные отношения либо если родители высказывались об увлечениях ребенка неодобрительно.
Конечно, чаще всего попытки выбрать профессию за подростка исходят из лучших побуждений. Взрослым кажется, что ребенок не понимает, где сможет достичь успеха и что лучше для него самого.
Важно объяснить ему свою точку зрения и привести аргументы, не навязывая свое решение.
Иначе может получиться так, что ребенок потом бросит учебу, или будет всю жизнь заниматься тем, что ему не нравится, либо после выпуска все равно начнет работать по другой специальности.
Даже если ребенок позже поймет, что сделал ошибку и ваше решение было верным, — это его выбор и его ответственность. Такой опыт тоже полезен в жизни. Лучше перепробовать несколько занятий и на своем опыте понять, что больше по душе, чем потом всю жизнь жалеть и винить родителей.
Лучшее, что можно тут сделать — показать, что вы поддержите любой его выбор, но при условии, что он будет сделан осознанно. В крайнем случае — не мешать с выбором.
Подготовьте запасной план
Если речь идет про поступление в вуз, готовиться к ЕГЭ лучше начинать заранее, хотя бы за год до поступления.
Но если к началу 11 класса ребенок еще не определился, куда будет поступать и кем хочет стать, есть смысл выбрать несколько предметов, которые востребованы во множестве направлений.
Например, английский и обществознание — тогда подросток сможет поступить и на переводчика, и на журналиста, и на социолога, и на педагога. А пока он будет готовиться к экзаменам, у него будет время сделать выбор.
Если речь идет про поступление в колледж (а многие сейчас выбирают такой вариант образования), то стоит заняться повышением успеваемости также по тем предметам, которые могут пригодится для аттестата и где подросток действительно может улучшить свои результаты. После колледжа можно сразу выходить на рынок труда и начинать зарабатывать, либо продолжить обучение в вузе.
Наконец, важно помнить, что образование — это не самоцель, а средство ее достижения. Цель — освоить ту профессию, которой ребенок будет заниматься достаточно долгий период времени, возможно — всю жизнь.
Это очень ответственный выбор, и поэтому важно начинать задумываться об этом хотя бы на этапе средней школы, но если что-то пойдет не по плану, помнить — всегда есть различные варианты прийти к своей цели.