Как изменятся уроки технологии в школах

Надо ли жалеть о том, что на уроках труда больше не будут шить фартуки и сколачивать табуретки?
lori-0027381799-bigwww-crop
Источник: depositphotos.com

Нет, в начальной школе останется и работа с бумагой, тканью, природными материалами. Но обязательно добавятся основы программирования. А с пятого по девятый класс школьники будут каждый год знакомиться с 3−4 профессиями. «Трогать их» на практике.

Хочешь стать дизайнером мебели? Молоток и гвозди — в сторону. Проведи расчеты, выбери материал. Пластик? Детали напечатает 3D-принтер. Дерево? Задаешь параметры для станка с числовым программным управлением — и вперед к табуретке!

Так школьники познакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, «умным домом» и «интернетом вещей»... Причем уроки будут проходить и в школе, и на базе колледжей, техникумов, детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества.

Даже традиционные учебно-производственные комбинаты могут вернуться. Но в современном варианте.

— Хорошо, если ребенок может сколотить табуретку или сварить борщ. Но почему это должно быть частью учебной программы? Предмет «Технология» не похож на другие: знания в математике и физике обновляются десятилетиями, а в сфере производства целая «пачка» новых технологий выходит каждый год. Поэтому предмет должен быть очень гибким, — говорит один из авторов предметной концепции, руководитель направления юниоров WorldSkills Russia и ответственный секретарь оргкомитета Олимпиады Национальной технологической инициативы Алексей Федосеев. — Сегодня многие школьники выбирают профессию практически вслепую: у них нет возможности увидеть, что их реально ждет. Поэтому очень важно, чтобы в средних и старших классах предмет «технология» был связан с современным профессиональным обучением. Нужно развивать сетевое взаимодействие.

Как это должно работать в идеале? Допустим, в обычной школе нет оборудования для обработки металла. Зато в соседнем приборостроительном колледже — мастерская «cварочные технологии» по стандартам WorldSkills. Ребята приходят в колледж на урок, пробуют «на зуб» современные станки. Не заинтересовало? Следующий урок уже по другой теме. Зацепило? Можешь приходить в колледж и дальше. Заниматься с преподавателем, изучать разные виды сварки и получить за это оценку в школьный аттестат.

В планах минпросвещения — создать к 2024 году сто центров опережающей профподготовки и 5 тысяч супермастерских.

В каждом крупном городе через шесть лет откроется детский «Кванториум». Всего — 245 технопарков, где школьники будут осваивать инженерные знания в режиме нон-стоп: паять первую плату, изучать цифровую печать... Где будет разное оборудование: от компьютеров до вибростендов. Где занятия будут идти по направлениям-квантумам: робо, космо, нано, био, IT и другим.

Малые города и села тоже будут включаться: 16 тысяч школ получат новое оборудование. А до самых дальних уголков будут курсировать 340 мобильных «Кванториумов». Это передвижные трейлеры с самой технологичной и интересной для ребят начинкой.

Звучит, конечно, все это сейчас, может, и несколько фантастично. Но факт остается фактом: в рамках нацпроекта «Образование» на «Современную школу» планируется потратить 253 млрд рублей.

Более 70 процентов школьников должны быть вовлечены в систему профориентации и наставничества. И ее центральным звеном станет именно предмет «Технология».

— От фартуков и табуреток мы отказались уже пять лет назад. Навык работы с 3D-принтером или станком ЧПУ сегодня гораздо важнее, чем умение махать молотком, — рассказывает учитель физики и технологии Второй гимназии Новосибирска Павел Оконечников.

Кстати, в этой гимназии сразу пять учителей технологии. Среди них и инженеры-профессионалы, и студенты-магистранты. Классы делят на пять групп по 12 человек. Дети работают в одном направлении в течение семи недель — 14 учебных часов. Затем меняются. И так в течение учебного года знакомятся с самыми разными направлениями: от роботов до кулинарии. Потом все повторяется. Но на более высоком и технологичном уровне.

Скажем, восьмиклассники уже рассчитывают оптимальное расположение электропроводки и систему освещения в «умном доме», делают нейропротезы, которые управляются силой мысли, занимаются лазерной резкой — причем и мальчики, и девочки. В фокусе принцип: соберем робота, и он будет работать за нас. Даже модуль «кулинария» — это не просто борщ и винегрет. Вся учебная техника для приготовления блюд оборудована под стандарты WorldSkills: пароконвектомат, конвекционная печь, индукционная плита...

— Мы решились на такое новаторство, и нас поддержали. Сегодня наша гимназия — это стажировочная площадка для еще 17 школ, — делится Павел Оконечников. — Программа полностью соответствует ФГОС и реализует все заложенные туда компетенции. Технология — это полигон для практического применения разных предметов. Физику здесь можно рассмотреть с позиции электрического тока в электромонтаже или механической прочности в робототехнике. Химию — в процессах приготовления и хранения пищи. Инженерный дизайн — это вообще сплошная геометрия.

Впрочем, урок технологии — все-таки про будущую профессию, а не про то, что ты будешь делать дома, уверены эксперты. Главное — научить ребенка работать в команде, создавать собственные проекты.

Предметы «Информатика» и «Технология», скорее всего, будут разведены по темам. Возможно, первый станет больше теоретическим, фундаментальным, а второй — скорее прикладным. Все должны расставить по местам обновленные образовательные стандарты, которые обсуждаются на самом высоком уровне.

Пока же ситуация даже в пределах одного города очень разная. Где-то еще сколачивают табуретки, а где-то собирают роботов. Школа выбирает сама, что ей ближе — закон это позволяет.

— У нас сейчас нет труда в его традиционном понимании — только информатика, — говорит член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы Татьяна Суздальницкая. — Школа должна давать то, что реально пригодится в будущем.

Depositphotos_52047197_m-2015
Источник: depositphotos.com

Надо сказать, Москва здесь ушла далеко вперед. В проекте — тысячи учеников, более 100 школ и около 40 учреждений среднего специального образования. К примеру, в Колледже железнодорожного и городского транспорта занимаются ребята из инженерных классов шести столичных школ. Осваивают профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» и «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». Но чем дальше от столицы, тем меньше встречается подобных примеров профориентации.

— В прошлом полугодии у нас было всего два урока в неделю. Мы делали поделки из дерева с помощью ножовки, напильника, стамески, — признается восьмиклассник из Перми Аркадий Постоногов. — Девочек учат готовить.

Сделанная своими руками вещь — ценнее десятка проектов и презентаций. Когда-то в школах устраивали ситцевые балы, на которые девочки приходили в сшитых ими платьях.

Традиционное разделение труда на «женский» и «мужской» пока прочно удерживает позиции. И это несмотря на то, что единственная оставшаяся в федеральном перечне линейка учебников по технологии для 5−9 классов гендерными стереотипами уже не оперирует. Но зато учитывает особенности городских и сельских школ. К примеру, если для первых предлагается практическая работа по изучению состава сухих кормов для кошек и собак, то для вторых — различий технологий заготовки силоса и сенажа.

Традиционные учебники для курса «Технология» в основной школе строились по схеме учебников для предмета «Трудовое обучение». По содержанию — это учебники по трудовому обучению 70−80-х годов прошлого века. Авторы надеются, что новые пособия помогут воспитать современного человека, который не только будет владеть трудовыми приемами, но и иметь общее представление обо всех технологиях преобразования материалов, энергии и информации, свободно ориентироваться в мире профессий.

Официально

Ольга Васильева, министр просвещения:

— Мы не только строим современные новые школы, но и улучшаем образовательные технологии, улучшаем всю инфраструктуру школы, ее содержание. У нас почти полностью обновляется содержание предмета «Технология».

Появляется направление, которое позволит детям знакомиться с высокотехнологичными системами. Но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда. При этом благодаря возможностям сотрудничества с передовыми технологическими компаниями в сфере образования российская школа может получить то, что нам так необходимо — цифровые классы, современные образовательные наработки...

Я думаю, что общими усилиями мы добьемся результатов, а результаты у нас главные — повышение качества образования.

Мнение

Владимир Семенихин, автор пособия для учителей «Изготовление инструментов в школьных мастерских».

— Детям не нужны бесполезные знания. Им нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Сделанная своими руками вещь — ценнее десятка проектов и презентаций.

В свое время трудовое обучение было единственным предметом, который знакомил школьников с производством — материальной основой жизни общества. На уроках труда мальчики и девочки получали практические знания и умения в процессе изготовления настоящих вещей. В школах устраивали ситцевые балы, на которые девочки приходили в сшитых ими платьях. Мальчики делали сувениры для девочек и настоящие инструменты, которыми оснащались школьные мастерские.

Детям нравились уроки труда. При опросах многие называли труд любимым предметом. После 8-го класса они были психологически готовы к освоению многих профессий, так как имели опыт владения инструментами. А навыки точной работы инструментами нужны всем: ювелиру и скульптору, зубному врачу и хирургу, строителям самолетов и монтажникам электронных приборов. Трудовые навыки — необходимый элемент гармонично развитой личности.