
7 апреля. ПРАВМИР. Единственные дети в семье оказались умнее и счастливее, чем те, у кого есть братья и сестры.
На исследование в журнале Nature Human Behavior ссылается The New York Post.
Ученые из Тяньцзиньского медицинского университета в Китае провели оценку поведения 7 186 человек в возрасте от 18 до 30 лет.
Помимо анкетирования, участникам исследования сделали МРТ головного мозга, чтобы сравнить их серое вещество и отделы, ответственные за мышление.
Результаты показали, что у единственных детей в семье было лучше психическое здоровье, память, а также языковые способности.
Дети без братьев и сестер проявляли более высокую «удовлетворенность жизнью» и были более открытыми и творческими.
Кроме того, они были признаны менее импульсивными и зависимыми от вознаграждения, что связано с необходимостью одобрения со стороны других.
По мнению доцента Финансового университета Анны Даниловой, проблема многих современных исследований заключается в том, что громкие выводы часто делаются на основе неверно заданных вводных данных.
Так было со знаменитым Marshmallow experiment (детям предлагали съесть зефирку сразу или подождать и получить две). На основе их выбора делались далеко идущие выводы о силе воли и будущем успехе. Позже, однако, выяснилось, что эксперимент не учитывал важнейший фактор — социально-экономическое положение семей. Для одних детей зефирка — редкая радость, доступная раз в году, для других — повседневный десерт. Ожидание в этом контексте отражало не характер, а жизненный опыт и уровень доверия к окружающим.
С той же ошибкой, по мнению доцента, мы сталкиваемся и в обсуждаемом исследовании — делаются выводы о счастье и обучаемости детей в многодетных семьях, но при этом игнорируются ключевые переменные: сколько времени родители проводят с детьми, уровень их образования, доход семьи, возрастная разница между детьми, посещают ли дети детский сад или школу.
«Возможно, уровень счастья ребенка определяется не количеством братьев и сестер, а качеством родительского внимания, количеством разговоров в семье, психологической атмосферой, уровнем образования родителей и доступом к возможностям», — говорит Анна Данилова.
Так, если сравнить единственного ребенка, воспитанного нянями, с ребенком из большой семьи, где родители активно вовлечены в его развитие — играют, разговаривают, читают — выводы могут быть совершенно иными. Но при этом исследователи напрямую связывают количество серого вещества в мозге с количеством детей в семье, не учитывая все эти факторы.
«По своим детям (в нашей семье их пятеро) я вижу совсем обратную тенденцию, моя дочь очень переживала, еще будучи малышкой, что она в семье одна и очень мечтала сначала о младшем брате, потом о двойняшках (так и получилось), все дети учат несколько языков (старшая в 12 говорит на 4 иностранных языках, все младшие учат английский и немецкий), а креативности в их играх не в пример больше моей в детстве», — поделилась эксперт.
Но при этом, считает доцент, нельзя игнорировать и обратную сторону: с каждым новым ребенком доступ к качественному образованию, кружкам, спорту и отдыху становится все более ограниченным.
Экономический фактор — один из главных, сдерживающих потенциал детей, и его необходимо учитывать в любых исследованиях, если мы хотим делать действительно точные и этичные выводы.