Полезной игрушкой специалисты Психологического института Российской академии образования считают такую, которой ребенку удобно играть, и которая развивает у ребенка игровую и творческую деятельность. Игрушка не должна обладать собственной активностью - игровая задача ребенка в том, чтобы одушевить ее, наделить какими-то способностями и свойствами.
Однако, производство современных игрушек идет как раз в направлении технологизации, делая игрушки, бессмысленные для творческой игры. Игра сводится к нажимаю кнопок для получения результата. Многие родители часто сталкиваются с тем, что ребенок очарован яркостью и активностью игрушки, но увлечен ею бывает очень недолго: через некоторое время игрушка становится ненужной, а ребенок просит купить ему новую.
Детские психологи утверждают, что говорящие интерактивные игрушки, во-первых, заменяют ребенку воображение, в то время как он может сам наделить куклу или зверя определенным тоном, интонацией, словами. Во-вторых, они вытесняют и подменяют настоящее общение.
Самыми полезными игрушками были признаны конструкторы, куклы, солдатики, мягкие игрушки, изображающие животных, а также машины, столовые приборы и предметы мебели. Они позволяют ребенку создавать воображаемый мир, тренируя фантазию и способствуя развитию образного мышления ребенка.