Негативные последствия для психического и физического здоровья детей от дистанционного обучения, к которому были вынуждены прибегнуть во время пандемии во многих странах мира, уже подтверждены результатами многочисленных исследований — дети страдают от разлуки с друзьями и учителями, слишком много сидят перед экранами компьютеров и так далее.
Однако исследователи из Цюрихского университета (Швейцария), статья которых опубликована в журнале JAMA Network Open, выяснили, что одной группе школьников дистанционное обучение пошло на пользу — речь идет о вечно невыспавшихся подростках.
Во время локдауна и «дистанционки» в период первой волны пандемии, с марта по июнь 2020 года, подростки смогли подольше поспать по утрам — и это оказало очень позитивное воздействие на их здоровье и общее качество жизни.
Ученые проанализировали данные, полученные в ходе онлайн-опроса, в котором приняли участие более трех с половиной тысяч старшеклассников из кантона Цюрих. Школьников спрашивали о том, во сколько они ложились спать и просыпались в то время, когда школы были закрыты и они учились дистанционно, а также расспрашивали о других аспектах их жизни.
Ответы сравнили с результатами аналогичного опроса, проведенного среди пяти тысяч швейцарских старшеклассников еще в 2017 году.
Выяснилось, что во время удаленного обучения подростки ложились в среднем на 15 минут позже, а вот вставали на полтора часа позже, чем обычно. Это значит, что общая продолжительность сна старшеклассников возросла в период «дистанционки» на 75 минут. Дополнительный 1 час 15 минут сна, как показал опрос, очень положительно сказался на самочувствии и общем качестве жизни подростков. В частности, они стали употреблять меньше алкоголя и кофеина, чем до пандемии. Кроме того, у них появилось больше времени и энергии на занятие теми вещами, на которые раньше всего этого не хватало.
Конечно, старшеклассники жаловались на одиночество и грусть из-за невозможности повеселиться с друзьями, но появление возможности подольше поспать, судя по всему, перевешивало все эти негативные чувства, отмечают исследователи.
Полученные результаты еще раз явно демонстрируют, что начало учебного дня у подростков должно быть смещено на более позднее время, чтобы школьники могли как следует высыпаться, подчеркивают ученые. Недостаток сна у подростков ведет к постоянному чувству усталости, повышенной тревожности и физическим болезням, а также разрушительно сказывается на их когнитивной функции: на памяти, способности к концентрации внимания, сообразительности и так далее.
Слишком раннее начало школьного дня идет вразрез с биологически обусловленными ритмами сна и бодрствования у подростков: в этом возрасте внутренние циклы меняются и дети начинают поздно засыпать и поздно просыпаться — объясняют исследователи.
Читайте также: 5 плюсов дистанционного обучения
Смотрите видео: