«Как это дети будут дома? Что, каждый день?» — подобные мемы набирают обороты в сети. Мамы и папы отвечают на рабочие звонки, одной рукой помешивая борщ, другой укачивая младшего и параллельно помогая с домашним заданием старшему. Карантин показал, как сильно отличается жизнь людей в зависимости от наличия детей, их возраста и количества.
Кому сложнее?
Мы все в неравных условиях. Остро стоит вопрос распределения обязанностей, если дети дома, а оба родителя должны работать. А еще есть те, кто живет с детьми в однокомнатной квартире. Но гораздо сложнее родителям, которые воспитывают детей в неполных семьях: на их плечи ложится двойная нагрузка. Психологи всего мира выпускают статьи, как не впасть в отчаяние в четырех стенах, одновременно прогнозируя всплеск депрессий и разводов.
Как же выстроить свою жизнь так, чтобы выйти из кризиса с минимальными потерями и сохранить хорошие отношения с собственными детьми?
Разговаривайте, вспоминайте, анализируйте
Первое, что нужно детям и нам самим, — возможность осознать, что мир изменился. Обязательно обсудите это дома, ответьте на вопросы, расскажите о мерах безопасности и перспективах. Выскажите свои опасения и страхи. Детям, подросткам нужна опора в меняющемся мире. И этой опорой может стать семья.
Расскажите, что это не первый кризис для человечества.
И даже вы, родители, поколение бабушек и дедушек, были свидетелями некоторых. Объясните, что вы чувствовали и как через это прошли. Это поможет избежать ощущения фатальности для детской и подростковой психики и сблизит поколения.
Во время беседы попросите детей сделать выводы и расписать сценарий, как человечество может избежать подобных событий в будущем, какие сделать выводы? Можно написать письмо следующему поколению, в котором уже ваши дети будут обращаться к своим, опишут, что они переживают в эти дни.
Графики, ритуалы, порядок
На перестройку потребуется время. Чтобы она произошла как можно мягче, и ваше расписание, и график детей должны быть структурированы, а дом зонирован. Если у вас несколько комнат — поделите их на членов семьи, если одна — сделайте в ней несколько зон. Дефицит личного пространства — один из ключевых источников дискомфорта и конфликтов.
Если зона для учебы, творчества, развлечений одна — можно менять ее соответствующими аксессуарами и деталями, например убирать компьютер или зажигать свечи для моментов творчества — создать ритуал, который будет обозначать переход от одного вида деятельности к другому. Если есть возможность предоставить ребенку разные зоны для разной активности, сделайте это.
По возможности, распорядок дня стоит оставить приближенным к тому, каким он был до карантина. Занятия, работа — все можно оставить в то же время.
Аналогичная история с кружками — только теперь занятия самостоятельные или в дистанционном формате, но в строго отведенное время. Если ваши педагоги не готовы, можно найти подходящие по уровню подготовки уроки в сети.
Узнайте у педагогов и руководителей секций, что именно дети должны освоить по программе к лету, разбейте это на недели в своем расписании и следуйте плану.
Пользуйтесь возможностями
Если сместить акцент с проблем на возможности, которые дает этот кризис, вы сможете ими воспользоваться. Лучшие университеты, школы, коучи, преподаватели по разным видам искусства, театры, музеи открывают доступы к своим занятиям, спектаклям, книгам. Можно рассматривать самоизоляцию как период освоить новый курс, научиться тому, до чего не доходили руки в стремительном ритме жизни до карантина.
Обсудите с детьми, чем именно и почему им хочется заниматься в освободившееся время. Чтобы их времяпрепровождение несло пользу, а не стало просто убийством времени.
Какие цели у них есть на ближайшие полгода-год? И обязательно встройте все выбранные активности в расписание. Иначе есть шанс не довести до конца ничего.
Ищите перспективное хобби
Освободившееся время можно посвятить совместному хобби и времяпрепровождению. Как ни парадоксально, но для подростков, желающих работать, время турбулентности — отличный шанс. Резко выросла потребность в кураторах дистанционных курсов, разработчиках контента, графических дизайнерах, монтажерах. Сейчас очевидно наблюдается нехватка профессионалов, умеющих реализовывать проекты только в онлайне. Помогите подростку стать таким специалистом.
Посоветуйте ребенку написать организаторам интересного ему курса или школы, предложить своему преподавателю выйти в digital-пространство. Он сможет применить свои навыки, создать портфолио и даже заработать.
Конечно, эти занятия требуют хотя бы частичного присутствия взрослых. Что же придумать, если взрослым необходимо решить срочные рабочие дела, отвлечься на совещание?
Во-первых, можно выделить детям отдельный гаджет или свой старый ноутбук, на который заранее скачан образовательный контент по возрасту (развивающие мультики, программы обучающих игр, интерактивные программы и игры). Сегодня в том же инстаграме популярны прямые эфиры. Взрослые поют с Робби Уильямсом, а дети слушают сказки и делают поделки.
Например, на странице образовательного проекта School_trips каждый вечер в 21:00 рассказывает сказки Синдбад Мореход. А Ольга Гулевич раз в три дня лепит с детьми в прямом эфире. Ее занятия длятся 1,5-2 часа.
Если вы можете лавировать в своем расписании — поставьте рабочие звонки и дела на время детских прямых эфиров. Если нет — включите эфир в записи.
Они доступны еще 24 часа. Предварительно заблокируйте на том гаджете, который предоставите ребенку, свои социальные сети, чтобы, нечаянно нажав не туда, ребенок не выложил фотографии, видео, сообщения или даже не вышел в прямой эфир сам.
Двигайтесь!
Больше всего в самоизоляции страдает физическая активность. Это тяжело и для взрослых, а уж для детей с их энергией — настоящее испытание. Заниматься домашними упражнениями, заставить делать зарядку, самим сидя на диване, не получится. Кажется, пришло время покрывшихся пылью гантелей, ковриков и тренажеров. Скачайте программы тренировок, примеры активных игр, устраивайте дома соревнования. Хорошо работают чек-листы, в которых вы отмечаете сделанные упражнения.
Ну, и главный совет — научите детей управлять своим временем. Не нужно все время их занимать, пытаясь быть идеальными. У ребенка должно быть время на скуку, на время без гаджетов и занятий. А у нас, родителей, — на себя. Именно в эти свободные моменты дети способны придумать что-то новое. Это время работы воображения. И кто знает, может быть, они сделают то, чего вы от них никогда не ждали.
Смотрите наши видео