В этом возрасте у детей начинается перестройка организма, нарушается внутреннее равновесие в связи с изменением гормонального фона. Все это сказывается на характере ребенка и пугает родителей. Этот период и называется подростковая любовь. Ребенка больше начинают привлекать мероприятия, где нет взрослых. Это могут быть посиделки с друзьями и подругами, дискотеки. Запретить такое времяпровождение невозможно, выход может быть только в полной занятости ребенка. Спортивные секции, художественные и музыкальные школы, изучение языков. Это дисциплинирует ребенка, не оставляет возможности для бездеятельного времяпровождения и формирует окружение, способное влиять на него положительно.
4. Снижение успеваемости, потеря интереса к процессу обучения
Для начала нужно разобраться, почему успеваемость вдруг начала ухудшаться. Причины могут быть разные: пропуски уроков, снижение работоспособности, депрессия, лень, связанные с переходным возрастом. Может быть, ребенок решил для себя, что география, например, ему не нужна, потому что географом он не собирается стать, а вот физика его интересует, она в входит в планы его дальнейшего развития. На примерах знакомых, на собственном примере покажите, насколько важно получить полноценное образование. Нужно не бояться признаться ребенку, что и у вас в подростковом возрасте были похожие настроения и проблемы, одолевали те же мысли. Ребенок должен понять, что родители тоже не были идеальными и допускали в своей жизни ошибки, но сумели с ними справиться.
5. Проблемы с поведением
Ершистость, грубость, вызов – это защитная «оболочка» ребенка от посягательств на формирование его собственного «Я». Взрослым при воспитании подростка нужно быть очень терпеливыми, мудрыми, чаще ставить себя на его место, вспомнить, наконец, свой переходный возраст. Не рубить с плеча, не пытаться ужесточать требования – результат может быть абсолютно негативный. Побольше общайтесь с подростком, как с равным, уважайте его мнение, будьте союзником, а не противником.
Но каким бы тяжелым ни был подростковый возраст, помните, что явление это временное. И если родители в этот период не будут пытаться бороться с «недостатками» ребенка, а будут поддерживать, опираться на то положительное, конструктивное, что у него есть, то переходный возраст пройдет более спокойно.