Добрый день, уважаемые форумчане.
Огромное большинство детей разного возраста (дети друзей, знакомых, родни, одноклассники ребенка) стремятся быть лучшими, первыми, побеждать всегда и везде. С грустью замечаю, что за моим ребенком такого не наблюдается, хотя она могла бы...
Дочке 8 лет, учится в первом классе. С учебой все хорошо. Официально в первом классе оценки не выводят, но неофицильно стали ставить в 3 четверти оценки за домашнюю работу, в классе проводят контрольные и проверочные работы. Учительница в конце 3 четверти сказала, что отличником не вышел никто, но есть несколько ребят (в том числе дочка), которые могли бы немного подтянуться и стать отличниками. Я дочке говорю, мол, "зай, давай немного поднажмем, это же здОрово, если ты отличницей выйдешь". Она мне ответила, что не хочет быть отличнице, а хочет быть ОБЫКНОВЕННОЙ девочкой (чем отличница хуже обыкновенной девочки, я так и не поняла).
Далее. Дочка ходит в секцию настольного тенниса, плюс ее немного тренирует дед. Получается неплохо. В марте тренер сказал, что хочет видеть дочку на соревнованиях. С большим трудом мне удалось уговорить ее поехать. Результат - 4 место в своей лиге среди 10 игроков (для первого раза нормально). В мае снова соревнования, тренер на нее рассчитывает, а дочка ехать не хочет, говорит 1 раз съездила и ладно. Причем в секцию ходить нравится.
Ну и последнее, что меня удивило прямо очень-очень. Вчера в школе было родительское собрание. Оказалось, что дочка заняла 1 место по школе в литературной олимпиаде и вошла в 10 лучших по городу (к слову, мы живем в областном центре- полумиллионнике, где около 60 школ). Предстоит 2 тур для выявления победителя. Была очень удивлена, что дочка и там не хочет участвовать (опять начались разговоры про обыкновенную девочку)...
Во что с этим делать? Я ее не ругаю за неудачи (муж и никто из родни тоже). Наоборот, говорю,что надо относится к поражениям философски, без них не бывает побед. Всегда хвалю за хорошие результаты. Кроме того, я не отношусь к сумасшедшим родительницам, которые муштруют своих детей и заставляют быть их первыми всегда и везде. Но совсем ни к чему не стремится тоже плохо, тем более если способности есть. У кого подобные ситуации с детьми, как мотивируете (я не говорю, что надо быть лучше всех, просто расти над собой и тд., но это не помогает)
хотя все ее подбадривают всегда, никогда ничего отрицательного не происходила в случае "провала"... но я и сама такая, от меня, верно, нахваталась.
Вот зачем это давление? Быть отличником - это тяжелый груз. В то время как твоих одноклассников за четверки хвалят, тебя учитель за них ругает. Стоит иногда написать контрольную не на отлично, оказываешься в центре внимания....
В ВУЗе я уже была просто хорошисткой и испытывала от этого такое облегчение!
потому что, счастье в жизни не зависит от сиюминутных успехов и от наших амбиций,
счастье-быть в гармонии с собой.
и ваш ребенок это понимает, а вы нет.
Я сама в детстве говорила, что хочу быть, как все Просто, чтоб отстали, т.к. в моей семье очень странное отношение к амбициям: я должна была не высовываться, но давать понять, что лучше всех; не отличаться, но стоять на голову выше, и т.д. Короче, демонстрировать всем успехи не свои, а взрослых - по созданию моих. А мне хотелось просто заниматься тем, что я люблю. И достигать успехов в том, что я люблю, хоть роднёй это и не одобрялось.
Моя в вашем возрасте была такая - куда посадишь, там и растёт - наездилась я с ней везде и всюду, теперь, вообще, она замоталась с этими конкурсами-олимпиадами и теперь специально (в открытую мне признаётся) делает немножко хуже, чем могла бы, чтоб никуда не попасть, потому что это зачастую неудобно, надо куда то ехать своим ходом, откладывать свои дела, зачастую более важные, чем эти конкурсы от школ, не наседайте на неё, пусть живёт ребёнок себе в удовольствие.
Хотя вот в школе иностранных языков - участвует и в олимпиадах, и в проектах и в каких-то ещё конкурсах по всем трём языкам, то есть занимается тем, что ей в удовольствие.