Многие родители, и опытные и новички, ищут лучший способ воспитания. Одни говорят о плюсах демократического воспитания, другие не видят иного, кроме традиционного, кто-то вообще не заморачивается на эту тему, во всем потакая своему чаду. Все советуют, спорят, нахваливая методику, которой пользуются сами.
Я бы не хотел ничего советовать, а лишь поделиться своими мыслями и наблюдениями.
Немного о себе. Я являюсь отцом замечательного сына- подростка и красавицы дочки. Младшая пока ещё ходит в садик. Многие говорят, что мне повезло иметь разнополых детей. Вообще, я согласен с этим, но с небольшой оговоркой - дети живут отдельно от меня со своими мамами.
Поэтому я изначально был поставлен в положение, при котором не мог выбирать методы воспитания, а должен был заслужить авторитет перед детьми.
Я осознаю свою ответственность и помогаю материально, а также участвую, насколько это возможно, в их воспитании.
Здесь и начинается самое трудное, а именно: как влиять на воспитание своего малыша, не живя с ним постоянно? Как добиться послушания, если ты по сути не являешься членом семьи, так называемым, значимым взрослым?
Сложно понять, как ребёнок относится ко взрослому, которого редко видит и то на улице. Будет ли он слушаться такого человека или у него значимым будет только слово взрослого, который его кормит, одевает и наказывает?
И многие скажут, что, действительно, в воспитании должна присутствовать система рычагов поощрений и сдерживаний, чтобы ребёнок воспринимал родителя, слушался его слова и можно было влиять на конечный результат.
Но, минуточку, это же не воспитание, а дрессировка животных в цирке! Можно ли применять такой метод для людей? А может есть другие методы?
Если обратиться к опыту психологии, то существует такой игровой тренинг, где предлагают мысленно поставить себя на место какого-либо другого человека и представить, как бы он повёл себя в конкретной ситуации. Обычно выбирают какую-то известную личность и представляют его в данной ситуации. А если чуть изменить правила и поставить себя на место ребёнка. Как он воспринимает ситуацию со своей точки зрения, глядя на неё своими глазами и обладая намного меньшим опытом, чем любой взрослый?
А фишка в том, что мы изначально в воспитательном процессе поставлены в более выгодное положение, чем наши малыши. Да, именно потому что они меньше. Вспомните себя маленькими и ваши чувства Сложно быть на равных, если ты намного меньше. Много ли в вас наглости, когда вы говорите с начальником? Конечно, он не выше, но властью он наделён большей.
Это пример для людей, которые считают, что дети чувствуют себя на равных со взрослыми и для того, чтобы воспитательный процесс был более эффективным, нужно иногда силой показывать, кто главный.
Также будет уместен этот же пример с начальником, чтобы опровергнуть тех, которые считают, что ругательства являются эффективным инструментом воспитания.
Что вы будете чувствовать, если ваш начальник накричал на вас или лишил премии за вашу ошибку? С лёгким ли сердцем согласитесь с ним? С радостью ли побежите исправлять сделанное, после потока брани в ваш адрес?
Думаю, нет.
Учёные недавно проводили исследования среди долгожителей. Оказалось, что не все они ведут здоровый образ жизни, но объединяет их одно качество. Все опрашиваемые жили спокойно, размеренно и редко испытывали стресс.
Значит мы, вводя своего ребёнка в состояние волнения своими угрозами и наказаниями, банально сокращаем его жизнь, ведь каждое наказание или грубое слово от взрослого - это стресс.
Позволяя же ребёнку всё, мы не воспитываем, а просто растим его, никак не влияя на его внутренний мир, он развивается самостоятельно и не способен усвоить нормы поведения, принятые в обществе, а психика ребёнка подобна воде и направляется по пути наименьшего сопротивления. Это уже не воспитание.
Поэтому в таком важном процессе нужно придерживаться золотой середины, которой и является демократический метод. Влиять на психическое развитие нужно, но лишь вербально, наставляя и подсказывая. Всё, что мы можем сделать - это передать свой жизненный опыт и те ценности, что сами впитали себя в процессе.
Смысл демократического воспитания в равноправных отношениях родителя и ребёнка. Это разговаривать с малышом понятными для него словами, не глядя на него сверху вниз, а на равных.
И вот удивительное явление. Несмотря на то, что я являюсь в жизни моих детей скорее гостем, чем полноправным родителем, но они меня слушают. Именно, не слушаются, а слушают, но это и есть самый важный фактор в воспитательном процессе. Таким образом они впитывают в себя всю информацию, что я посылаю. Процесс этот долгий, потому что не подгоняется ремнём или тумаками, зато усваивается осознанно и с высоким КПД.
И, несмотря на то, что я никогда не внушал им, что надо любить отца, чувствую, что меня любят.
Чувствовать, что тебя любит не просто твой ребёнок, а свободный человек и любит не по принуждению или воспитанию, а просто потому, что ты для него стал важным, значимым взрослым - это ни с чем не сравнимое чувство.
Мамы детей - умницы
Мамы детей - умницы
Особенно с подростком. Неделька ежедневных возрастных вывертов, и вся демократия закончится)))))
И еще один момент - да еще бы они не слушали))) Это же не мама, которая каждый день перед глазами, да еще и нудит о чем-нибудь. А раз в неделю чего бы и не послушать, элемент новизны.
Да, если силы будут, то в пятницу будет тема. 5-я часть, о замке.
Да, если силы будут, то в пятницу будет тема. 5-я часть, о замке.
Давай-давай тему, моя 5 часть не знаю когда будет, хочу балладу написать о ЛХО, а это не быстро.
Давай-давай тему, моя 5 часть не знаю когда будет, хочу балладу написать о ЛХО, а это не быстро.
А про балладу хорошо сказано
А про балладу хорошо сказано
Я ошиблась, 4-я часть.
Точно! Свой белый балахон решил проветрить...
сто и больше лет жизни размеренно, спокойно и без стресса?
сто и больше лет жизни размеренно, спокойно и без стресса?