Дочка (ей сейчас 3года 4 месяца) в последнее время стала бояться некоторых звуков. Не обязательно громких. Началось всё с того, что как-то месяца три назад мы были в гостях и там дети свистели в детские праздничные свистки-язычки. Звуки были внезапные и порывистые, дочь испугалась их до слёз. И после этого случая один за другим у неё начали появляться страхи разных других звуков, которые она раньше спокойно переносила. Сначала она вдруг начала бояться шума холодильника (он гудит еле слышно), пришлось переставить её стол, за которым она ест, в другую комнату, т.к. она наотрез отказывалась заходить на кухню из-за этого холодильника. Потом как-то в общественном туалете её напугал шум сушилки для рук (она действительно очень громко шумела, мне самой было некомфортно), теперь в общественные туалеты она не ходит, только на улице. Потом как-то у нас отключили дома водопровод, а когда включили – вода из крана поначалу лилась с характерным дребезжанием (из-за того, что воздух попал). Этот звук её напугал так, что теперь она наотрез отказывается мыть руки под краном, приходится выносить ведро с водой и мыло. Хотя был период несколько дней она всё-таки мыла под краном, но потом опять что-то переклинило и снова отказывается. Уговоры не помогают, начинает плакать с ужасом в глазах и убегать. Стала бояться шума пылесоса, блендера, газонокосилки, даже у соседей. Уточню, что раньше все эти звуки она переносила спокойно. Единственное, всегда не любила звуки всяких дудочек и свистков, и ещё в возрасте 1,5 года могла заплакать от резких внезапных криков других детей, но к 2-м годам это прошло. Сейчас правда бывает так, что если дочь видит, что какая-то мама строгим голосом разговаривает и запрещает что-то своему ребёнку, а он громко плачет из-за этого, то она может заплакать вместе с ним. При всём этом, она, например, совершенно не боится шума самолёта, раската грома, звука мотора у машины или мотоцикла.
А недавно она вдруг начала бояться ходить на унитаз и снова стала ходить на горшок, говорит, что боится утонуть (ходит с накладкой, естественно). Раньше обожала шлёпать по лужам, а тут недавно испугалась и не захотела со мной пройтись по обычной неглубокой луже, дошла до середины и расплакалась, ни туда и ни сюда.
Меня интересует, как мне правильно себя вести. Я пробовала сочинять сказки на эту тему страхов, ролевые игры-спектакли ей показывала – это немного помогло с темой холодильника, она теперь хотя бы на кухню заходит и говорит с гордостью, какая она смелая и не боится холодильника, но пока по-прежнему всё равно ест в другой комнате. Но с мытьём рук ничего не помогает – просит вынести ей ведро и следит, чтобы я не включала воду. Хотя, когда я, например, сама мою руки, включаю воду, она при этом спокойно стоит в дверях ванной и наблюдает за мной. Стоит же мне её позвать к себе – отказывается наотрез, говорит «я же водички боюсь». Я иногда срываюсь и на эмоциях упрекаю её за "глупые" страхи, но понимаю, что это делает только хуже. Посоветуйте, пожалуйста, как грамотно себя вести, чтобы не усугубить ситуацию и помочь дочке справиться со страхами?
такое бывает, когда ребенок чего-то испугается или не нравится что-то. если акцентировать внимание. мне кажется, ваш ребенок должен понять, что бояться не выгодно ей самой. не помыла руки как тут пишут - нету конфеты. бывает что она голодна? вам некогда, вы готовите на стол. беги помой ручки! - а я же боюсь! - ну тогда жди, мне пока некогда! сами положите еду на тарелку, покрасивее, пусть слюнки поглотает
у меня например племянница, немного не из той оперы, но похоже - в гостях у нас или у бабушки забывает что она не ест рыбу, творог, сыр. и все уплетает. а дома ей с пиццы сыр обдирают, из рыбного супа рыбу вылавливают и тому подобное
но и к психологу сходить не лишне. может он что умнее посоветует
Прикольно! Сидят такие, в ухе рыбу ловят
Прикольно! Сидят такие, в ухе рыбу ловят
Боялся пылесоса, пока папа ему в этом потакал так и орал и прятался. Я сразу сказала, что пылесос не страшный и просто гудит. Сядь на кровать и сиди, прятаться от него нечего. Теперь сам сын пылесосит даже - привык.
Сначала был реальный испуг от дудки, тут мама начала успокаивать и всячески ограждать, а девочка решила, а не попробовать ли мне провернуть это с другими звуками и понеслось. Вы же, боясь травмировать деточку, пошли на поводу и в случае с дудкой, и в остальных случаях. Тогда надо было взять такую же дудку и показать ребенку, но не дудеть, а дать посмотреть развернуть язычок и рассказать, что вызывает такой звук. Предложить подудеть, а если отказывается сразу, купить такую дудку и время от времени предлагать в качестве игрухи и символа веселья. Можно и сейчас это сделать.
Далее сушилка для рук. Расскажите ей, что можете ходить в туалет, но не сушить руки после мытья, а вытирать бумажным полотенцем. При этом акцентируйте внимание на том, что в туалет ходить лучше, т.к. гигиеничнее и с меньшей вероятностью можно простудиться в холодное время. А она же взрослая девочка и умеет взять себя в руки, да еще какая смелая )))
И так буквально по каждому "страху", но начать стоит с истоков, т.е. с дудки. Не поддавайтесь на манипуляции, иначе скоро с их помощью ребенок Вам установит границы, а не Вы - как мама.
Если Вы сомневаетесь, то обратитесь к психологу. Можно еще к неврологу сходить, но если других тревожных симптомов нет, то скорее всего это просто манипуляции. А дети довольно далеко могут зайти при помощи манипулирования.
Сначала был реальный испуг от дудки, тут мама начала успокаивать и всячески ограждать, а девочка решила, а не попробовать ли мне провернуть это с другими звуками и понеслось. Вы же, боясь травмировать деточку, пошли на поводу и в случае с дудкой, и в остальных случаях. Тогда надо было взять такую же дудку и показать ребенку, но не дудеть, а дать посмотреть развернуть язычок и рассказать, что вызывает такой звук. Предложить подудеть, а если отказывается сразу, купить такую дудку и время от времени предлагать в качестве игрухи и символа веселья. Можно и сейчас это сделать.
Далее сушилка для рук. Расскажите ей, что можете ходить в туалет, но не сушить руки после мытья, а вытирать бумажным полотенцем. При этом акцентируйте внимание на том, что в туалет ходить лучше, т.к. гигиеничнее и с меньшей вероятностью можно простудиться в холодное время. А она же взрослая девочка и умеет взять себя в руки, да еще какая смелая )))
И так буквально по каждому "страху", но начать стоит с истоков, т.е. с дудки. Не поддавайтесь на манипуляции, иначе скоро с их помощью ребенок Вам установит границы, а не Вы - как мама.
Если Вы сомневаетесь, то обратитесь к психологу. Можно еще к неврологу сходить, но если других тревожных симптомов нет, то скорее всего это просто манипуляции. А дети довольно далеко могут зайти при помощи манипулирования.
Точно в дудочках дело?
Например, я тоже боялась унитаза. Боялась в него упасть, там застрять, испачкаться и опозориться. Если не знать почему, то кажется глупым. Зато я хорошо помню, почему я боялась. У нас унитаз был довольно высоким как на мой рост и мне, чтобы на него сесть, вначале нужно было на него вскарабкаться. Влезла. Сижу, ноги висят. Очень хорошо. На унитазе узкий стульчак, я на нём сидела, вцепившись двумя руками, чтобы не упасть с насеста. Унитаз широкий и глубокий. Вот я и боялась не удержаться на краю, упасть в унитаз, застрять в нём почти вверх ногами, перепачкаться в какашках, а потом орать, чтобы меня вытащили. При этом я сама хотела ходить на унитаз, спускать воду, а не позориться на горшке. Ну и вдобавок стульчак для меня казался очень холодным.
Некоторые звуки до поры до времени могут не вызывать каких-то неприятных впечатлений. А потом внезапно обратить внимание на этот звук. Или ассоциация неприятная, или испугалась и страх закрепился (а что, у взрослых так не бывает?). То же самое и с гудящим краном. Он гудит. Со стороны не страшно и всегда можно спрятаться за маму или смыться. Мама большая, мама сильная, она победит. А самой страшно сунуть руку. Грубо говоря, вдруг кто из крана укусит или ещё сделает что-то (а это ещё страшнее, когда не знаешь).
У меня в детстве кроватка стояла рядом со шкафом и спала я там спокойно, пока брат однажды туда не залез, чтобы пошутить. Ночью запрятался, а потом оттуда вылез и стал рычать. Конечно, я перепугалась. Ребёнком я была спокойным, а тут заорала так, что родителей с кровати смело. Потом я долго боялась разных шкафов ночью. Мимо шкафа с приоткрытой дверцей при возможности не ходила, а если надо было, то бегом и с ужасом. Потом появился страх перед тем, кто ночью прячется под кроватью (по-моему, если я правильно помню, некоторые до седых волос боятся того, кто сидит под кроватью).
Моё имхо. Ребёнок ещё не умеет преодолевать страх. Этому тоже надо учиться. Ребёнок растёт, начинает осознавать окружающее, а не воспринимать его как данное. А вокруг столько разного непонятного и поэтому страшного. Поэтому не смеяться, не ругаться, объяснять, показывая, по ситуации пытаться привлечь в игровой форме и ждать.
Попробуйте и словами и действиями показывать ребёнку, что ни в дудке, ни в холодильнике, ни в водопроводе с унитазом опасности нет. Избегайте фраз с частицей "НЕ". Вместо "Это НЕ страшно" и "Ты НЕ бойся" говорите "Страшного ничего нет" и "Ты смелая". Нам психолог говорила, что детки это "НЕ" не слышат и получается вместо "Не бойся" - "Бойся". Подключите юмор. То, что смешно, то не страшно.
Если сами не справляетесь, найдите психолога. Удачи Вам и малышке!))
Попробуйте и словами и действиями показывать ребёнку, что ни в дудке, ни в холодильнике, ни в водопроводе с унитазом опасности нет. Избегайте фраз с частицей "НЕ". Вместо "Это НЕ страшно" и "Ты НЕ бойся" говорите "Страшного ничего нет" и "Ты смелая". Нам психолог говорила, что детки это "НЕ" не слышат и получается вместо "Не бойся" - "Бойся". Подключите юмор. То, что смешно, то не страшно.
Если сами не справляетесь, найдите психолога. Удачи Вам и малышке!))
эпизод: резкие звуки дудочки в компании детей
реакция: плач
реакция мамы: пожалеть обнять спасти
Ребенок чувствует, что бояться это хорошо (это действительно хорошо, потому что это двигатель эволюции. Страх помогает спасти свою жизнь) но есть реальные страхи угрожающие жизни, здоровью, а есть надуманные.
На мой взгляд после реального случая испуга она начала придумывать, что боится. Дети они так устроены, что могут сами себе внушить многое, в том числе и страх. особо впечатлительные (типо моей) как сказку послушают так и медведя видела и на слоне каталась...
Вы потакаете ее страхам и она считает что они НАСТОЯЩИЕ, раз МАМА соглашается с ними.
Еще психологи утверждают, что в случае чп ребенок очень восприимчив к реакции мамы.
в вашем случае я бы делала так.
-вода из крана. "руки надо мыть, чтобы не заболеть, ведерко у меня потерялось, так что иди мой ручки, а я побуду с тобой. Разве что-то может случиться, когда мама рядом?"
-холодильник. "он гудит, потому что у него стоит мотор, как у машинки, и этот мотор помогает холодильнику делать холод" Объясняйте все четко, утверждайте, что нечего бояться.
А на будущее: вот пошла вода из крана с воздухом - ваша реакция "смотри как смешно кран воду выплевывает! ха ха ха" то, что смешно не может быть страшно!)
Ваша позиция должна быть четкой и уверенной " в этом нет ничего опасного"
эпизод: резкие звуки дудочки в компании детей
реакция: плач
реакция мамы: пожалеть обнять спасти
Ребенок чувствует, что бояться это хорошо (это действительно хорошо, потому что это двигатель эволюции. Страх помогает спасти свою жизнь) но есть реальные страхи угрожающие жизни, здоровью, а есть надуманные.
На мой взгляд после реального случая испуга она начала придумывать, что боится. Дети они так устроены, что могут сами себе внушить многое, в том числе и страх. особо впечатлительные (типо моей) как сказку послушают так и медведя видела и на слоне каталась...
Вы потакаете ее страхам и она считает что они НАСТОЯЩИЕ, раз МАМА соглашается с ними.
Еще психологи утверждают, что в случае чп ребенок очень восприимчив к реакции мамы.
в вашем случае я бы делала так.
-вода из крана. "руки надо мыть, чтобы не заболеть, ведерко у меня потерялось, так что иди мой ручки, а я побуду с тобой. Разве что-то может случиться, когда мама рядом?"
-холодильник. "он гудит, потому что у него стоит мотор, как у машинки, и этот мотор помогает холодильнику делать холод" Объясняйте все четко, утверждайте, что нечего бояться.
А на будущее: вот пошла вода из крана с воздухом - ваша реакция "смотри как смешно кран воду выплевывает! ха ха ха" то, что смешно не может быть страшно!)
Ваша позиция должна быть четкой и уверенной " в этом нет ничего опасного"
Силком еще страшнее будет. Может вам постараться не акцентировать внимание на ее страхах.
Поищите другие пути. Предложите ей помыть не руки, а игрушки, постирать.
Или начните сами мыть игрушки под краном весело, смеясь. пусть она захочет очень это сделать. "ой посмотри как я отмыла" "как весело игрушкам мыться" я не знаю вашего ребенка!
Своей всегда все объясняю, привожу в пример себя "маму никто не съел не тронул и тебя не тронут, ты же как мама.
Был у нас страх смывания туалета, был страх идти ночью в свою кровать (в нашу норм было) то медведь съест, то крокодил. Может что то вместе и придумаем и для вас!
эпизод: резкие звуки дудочки в компании детей
реакция: плач
реакция мамы: пожалеть обнять спасти
Ребенок чувствует, что бояться это хорошо (это действительно хорошо, потому что это двигатель эволюции. Страх помогает спасти свою жизнь) но есть реальные страхи угрожающие жизни, здоровью, а есть надуманные.
На мой взгляд после реального случая испуга она начала придумывать, что боится. Дети они так устроены, что могут сами себе внушить многое, в том числе и страх. особо впечатлительные (типо моей) как сказку послушают так и медведя видела и на слоне каталась...
Вы потакаете ее страхам и она считает что они НАСТОЯЩИЕ, раз МАМА соглашается с ними.
Еще психологи утверждают, что в случае чп ребенок очень восприимчив к реакции мамы.
в вашем случае я бы делала так.
-вода из крана. "руки надо мыть, чтобы не заболеть, ведерко у меня потерялось, так что иди мой ручки, а я побуду с тобой. Разве что-то может случиться, когда мама рядом?"
-холодильник. "он гудит, потому что у него стоит мотор, как у машинки, и этот мотор помогает холодильнику делать холод" Объясняйте все четко, утверждайте, что нечего бояться.
А на будущее: вот пошла вода из крана с воздухом - ваша реакция "смотри как смешно кран воду выплевывает! ха ха ха" то, что смешно не может быть страшно!)
Ваша позиция должна быть четкой и уверенной " в этом нет ничего опасного"
Хохотали обе, дочка потом целый день пукающий кран вспоминала и смеялась. Потом она наоборот ждала каждый раз, пукнет кран или нет.)))
Я бы включила воду. Но руки помыла с ковшика. Потом в след раз из душа. Ну и из крана тоже заставила. Тут тонкий момент, у моей тоже если упрется, а я палку перегну, еще хуже будет.