Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Звук Р

Befana
Девочки, здравствуйте! Кто водил деток к логопедам по поводу звука Р? шесть лет сыну, вместо Р получается Л. Пошли к логопеду, он назначил упражнения. Половина из них у сына не получается. Я уже и так, и эдак, все способы пробую, а у него не выходит. Периодически приходим к логопеду, он говорит, все нормально, не волнуйтесь, все получится. А вот как скоро получится, неизвестно)) хочу поинтересоваться, у кого как скоро получилось?
девочки, мальчики, спасибо всем за внимание и советы!!!!я вас всех люблю!! даже не ожидала, что получу столько полезной информации! рекомендую всем, у кого похожие проблемы, сохранить тему в закладках, столько советов в одном месте больше нигде не найти!!!
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
377
ツБАНАНАツ
У старшего Р горловое было,язык совсем не ворочался,перед школой сходили к логопеду сказал делать "болтушку",через неделю твердо Р произносил.Больше к логопеду не пошли.)))
BefanaВ ответ на ツБАНАНАツ
ツБАНАНАツ
У старшего Р горловое было,язык совсем не ворочался,перед школой сходили к логопеду сказал делать "болтушку",через неделю твердо Р произносил.Больше к логопеду не пошли.)))
пришел, увидел, победил))))
СДРМ
вот и у меня сыну 7 лет, а всё равно не говорит четко Р. говорит там где гласная твердая,а вот с мягкой гласной: РЯ,РЕ,РЮ уже проблема. в садике тоже раздавали упражнения: не помогло, все буквы остальные сама "поставила" сыну,а вот с Р не справляюь. сын психует, устаёт,а вот до конца никак не одолеем эту противную Р.(((
BefanaВ ответ на СДРМ
СДРМ
вот и у меня сыну 7 лет, а всё равно не говорит четко Р. говорит там где гласная твердая,а вот с мягкой гласной: РЯ,РЕ,РЮ уже проблема. в садике тоже раздавали упражнения: не помогло, все буквы остальные сама "поставила" сыну,а вот с Р не справляюь. сын психует, устаёт,а вот до конца никак не одолеем эту противную Р.(((
удачи вам))) и нам))) мамма миа, сколько надо терпения...
Юлёнка
У меня ребёнок до 7-и лет не выговаривал.В мае ей исполнилось семь и мы попали к логопеду.Она нам сказала какую книгу купить,показала какие упражнения из этой книги делать и ушла в отпуск.К середине августа у нас уже получалась эта противная буква Р.А пошла в школу и буква уже стала чётко проговариваться.Может быть научилась бы и раньше,но я эту Р не выговариваю.
BefanaВ ответ на Юлёнка
Юлёнка
У меня ребёнок до 7-и лет не выговаривал.В мае ей исполнилось семь и мы попали к логопеду.Она нам сказала какую книгу купить,показала какие упражнения из этой книги делать и ушла в отпуск.К середине августа у нас уже получалась эта противная буква Р.А пошла в школу и буква уже стала чётко проговариваться.Может быть научилась бы и раньше,но я эту Р не выговариваю.
то есть три месяца самостоятельной работы
ЮлёнкаВ ответ на Befana
Befana
то есть три месяца самостоятельной работы
История переписки2
Ну да,так и получилось,где то три месяца.
Натусик Сс
меня мама раза 3 возила.
ну правда в другой конец Москвы... зато видимо спец)
просто логопеды разные бывают.
Боярыня
у меня получилось в 18 лет! просто я ОЧЕНЬ захотела
7-жды доцент
Мы ходили к логопеды с этой проблемой до посинения. Меняли разных. Потом отправили к ортодонту, той показалась короткой уздечка, хотя я с ней не согласна. Сказала, нужно подрезать уздечку, а потом несколько месяцев по несколько раз в день делать еще и упражнения для ее растяжения. Вот на это я не подписалась. Так и ходим, без "Р".
BefanaВ ответ на 7-жды доцент
7-жды доцент
Мы ходили к логопеды с этой проблемой до посинения. Меняли разных. Потом отправили к ортодонту, той показалась короткой уздечка, хотя я с ней не согласна. Сказала, нужно подрезать уздечку, а потом несколько месяцев по несколько раз в день делать еще и упражнения для ее растяжения. Вот на это я не подписалась. Так и ходим, без "Р".
та же самая история у моей подруги. Она тоже отказалась подрезать уздечку ребенку.
7-жды доцентВ ответ на Befana
Befana
та же самая история у моей подруги. Она тоже отказалась подрезать уздечку ребенку.
История переписки2
Дело тут даже не в самой уздечке (кстати, логопеды здесь проблемы не обнаружили), а в этих бесконечных упражнениях, а я точно знаю, что делать мне их некогда. А без них никакого смысла в подрезании, сказал ортодонт, нет.
kat
Нам в детском саду логопед Р поставила. Причем показала мне как. Я даже удивилась, как это элементарно делается. Обратным концом чайной ложка кончик языка прижать вверх и произносить слова со звуком Р. Нам хватило нескольких упражнений.
BefanaВ ответ на kat
kat
Нам в детском саду логопед Р поставила. Причем показала мне как. Я даже удивилась, как это элементарно делается. Обратным концом чайной ложка кончик языка прижать вверх и произносить слова со звуком Р. Нам хватило нескольких упражнений.
в смысле, той перевернутой частью, где сама чашечка на ложке??
katВ ответ на Befana
Befana
в смысле, той перевернутой частью, где сама чашечка на ложке??
История переписки2
Ручкой ложки.
Эльза Абдурахманова
У нас так и не получилось. Моя козявка ленится. Логопед к нам полгода ходила. И уздечку растягивала, и упражнения делала с ней. Вроде научилась. А занятия закончились - и все. Подергала я ее пару месяцев на этот предмет, а потом думаю, да и хрен с этой "р". Надо будет ей - научится, а так незачем ребенка дрючить.
Эльза Абдурахманова
У нас так и не получилось. Моя козявка ленится. Логопед к нам полгода ходила. И уздечку растягивала, и упражнения делала с ней. Вроде научилась. А занятия закончились - и все. Подергала я ее пару месяцев на этот предмет, а потом думаю, да и хрен с этой "р". Надо будет ей - научится, а так незачем ребенка дрючить.
мне пока удается как-то его простимулировать....слушается, но крайне неохотно, и не старается, ему неинтересно...
Горбушка
настоящий "Р" появился сам собой, когда передние зубы заменились на постоянные, до этого звук был как у англичан (ну или у Ленина) - картавый.
Настасья
С братом логопед занимается
поначалу делали банальные упражнения
1. «Улыбочка»
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
6. «Трубочка»
Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.
7. «Оближем губки»
Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. и т.д, потом делали задания с бквой р, машинка едит в горку и рычит рррррррр + слова давали с буквой р
А так попробуйте логопеда сменить
BefanaВ ответ на Настасья
Настасья
С братом логопед занимается
поначалу делали банальные упражнения
1. «Улыбочка»
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
6. «Трубочка»
Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.
7. «Оближем губки»
Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. и т.д, потом делали задания с бквой р, машинка едит в горку и рычит рррррррр + слова давали с буквой р
А так попробуйте логопеда сменить
спасибо! а у нас совсем другие упражнения... может, это зависит от каких-то особенностей произношения..
Matthew Матвей
Логопедические упражнения на звук "р"

Подготовительный этап

Занятие 1

Развитие пространственного восприятия
— Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя?
Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубоч-кой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
Мимико-артикуляционные упражнения
Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз. «Спи, правый глазок. Просыпайся! Спи, левый глазок. Просыпайся! Спите сразу, оба глаза! Просыпайтесь!»
Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти
— Рот — это домик нашего язычка. Губы — это дверки. Открываются и закрываются дверки домика, в котором живет язычок.
Широко открыть, а затем закрыть рот, плотно сжимая губы.
Упражнения для губ и щек
«Улыбка».
— Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.
«Рупор».
Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он усилит твой голос. Вытянуть губы широкой «трубочкой».
«Замесим тесто для оладьев». Движения губ и щек вправо-влево, вверх-вниз.
Упражнения для языка
«Испечем оладушек». Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5—7.
«Почистим зубы».
— После еды надо почистить зубы. Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней, а затем с внешней стороны.
«Вкусное варенье».
— Мы ели оладьи с вареньем. Оближи верхнюю губу.
Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Играем с мячом». Произнесение слоговых сочетаний та-та-та-так, ты-ты-ты-тык, то-то-то-ток (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге).
«Играем в теннис». Произнесение слоговых сочетаний та-ту, та-ту, то-ты, то-ты с ритмичным движением кисти правой руки вперед-назад.
Развитие фонематического восприятия
Уточнение произносительного и слухового образа звука [р].
— Послушай, как рычит злая собака: рррррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если будешь стараться. Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если среди них услышишь звук [р].
Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р]. Слоги са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры, ку, ру, пу.
— Есть ли звук [р] в словах сом, каша, капуста? А в слове рак: (рука)?

Занятие 2

Развитие слухового восприятия и памяти
Отстукивание ритма на барабане.
Упражнения на дыхание
Выработка сильной воздушной струи.
«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше?
Катать по столу катушку или пузырек.
Упражнения для губ
«Поиграем на дудочке». Вытянуть губы узкой «трубочкой» и удерживать в таком положении под счет до 5—6. Можно произносить звук [у].
«Играем на большой трубе». Вытянуть губы широкой «трубочкой» и удерживать в таком положении под счет до 5—6.
Повторение упражнения «Месим тесто».
Упражнения для языка
«Щелканье».
— Чтобы блинчики испечь, включим мы электропечь.
«Печем блинчики». Просовывать между зубами тонкий распластанный язык. На языке должны оставаться следы от зубов.
«Вкусные блинчики». Облизать верхнюю губу широким языком.
«Губы с языком играют в прятки». «Спряталась верхняя губа». Закрыть верхнюю губу широким языком.
«Спрячем нижнюю губу». Закрыть нижнюю губу широким языком.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. Сочетание речи с движением
Произнесение слоговых сочетаний с движением руки: та-то (кулак — ладонь), ту-ты (ладонь — ребро), та-то-ту (кулак — ребро — ладонь).
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук». Звуки [ш], [ж], [р], [л], [р], [л'], [р], [л]. Слоги шла, ра, жу, ру, ра, ла.
Выкладываются и называются картинки по теме «Овощи».
— Найди картинки, в названиях которых есть звук [р]. Покажи крас-ный помидор, оранжевую морковь, зеленый горох.
Определение позиции звука [р] в словах помидор, росток, горох. Обозначение позиции звука [р] в «звуковом домике».
Matthew Матвей
Занятие 3

Релаксационные упражнения
«Лошадки». Дети стоят на правой ноге, левая, согнутая в колене, касается носком пола. Руки перед грудью (напряжение), смена положения: уронить руки, встать на обе ноги (расслабление). Повторение со сменой положения ноги.
Упражнения на дыхание
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: прррррр.
Мимические упражнения
«Веселые — печальные». Рассматривание пиктограмм, изображающих лица людей в различных эмоциональных состояниях. Выразить состояние веселья и печали.
Упражнения для щек и губ
«Толстощекий хомячок». Хомячок несет за щеками зерно. Надувание обеих щек. Высыпал зерно. Втянуть щеки.
«Норка хомяка». Широкая «трубочка» с открытым ртом.
— Открой рот, вытяни губы вперед.
«Заборчик».
— На пути хомяка встретился вот такой заборчик. Улыбнись, сомкни и покажи все зубки.
Чередование широкой «трубочки» с последующим оскалом.
Упражнения для языка
«Язычок смотрит, какая сегодня погода». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на верхнюю губу.
«Веточки деревьев качаются». Широкий кончик языка сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку.
«Поедем на лошадке за грибами». Присасывание языка к небу и по-щелкивание. Остановим лошадку. Вибрация губ: пррр.
«Приехали в лес, пробираемся сквозь бурелом». Просовывание языка между зубами.
«Приготовим лукошко для грибов». Загибание вверх кончика языка «чашечкой».
«Дятел стучит по дереву».
— В лесу увидели дятла. Послушай, как он стучит. Открой широко рот, подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по «бугорочкам» (альвеолам), произнося: т-т-т-т, д-д-д-д-д, тд-тд-тд. Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.
Развитие переключаемоcти органов артикуляционного аппарата. Сочетание речи с движением
«Дятел подает сигнал своим птенцам». Произнесение слоговых сочетаний ды-ды-ды-ды-ды-дык, да-да-да-да-да-дак, до-до-до-до-до-док с ударением на последнем слоге.
«Дятлы здороваются с нами». Произнесение слогов ды-да, ды-да, ды-да, ду-до-ды, да-ду-ды на одном выдохе.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки [л], [р], [ш], [р], [л'], [р']. Слоги ра, ла, ша, ра, лу, ру, ли, ры.
— Найди и отложи картинки, в названиях которых есть звук [р]. Картинки даны по теме «Фрукты».
— Определи позицию звука [р] в словах груша, хурма, гранат. Покажи на звуковой линейке, где живет звук [р] в слове хурма.

Занятие 4

Развитие пространственного восприятия
— Куда пойдешь, что найдешь? Направо пойду — подосиновик найду, налево пойду — масленок найду.
Упражнение на дыхание
«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спут-ник» поднимется выше?
«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
Мимические упражнения
«Собираемся в отпуск». Изобразить грусть. Жаль расставаться с любимыми игрушками.
Упражнения для губ
«Поцелуй». Прощаемся с мамой. Вытягивание вперед сомкнутых губ.
«Шли-шли, к яме подошли». Втянуть губы «воронкой».
Упражнения для языка
«Поедем опять за грибами на лошадке». Лошадка цокает копытцами по мостовой. Цоканье с переменным темпом, язык вначале присасывается, а затем падает вниз.
— Широко открой рот, придержи рукой нижнюю челюсть, пощелкай языком. Останови лошадку.
Вибрация губ и языка.
«Белочка зовет бельчат».
— Увидели белочку. Послушай, как она зовет бельчат.
Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз и назад.
«Грибок».
— Поможем белочке собрать грибов на зиму. Соберем грибки и повесим на сучок.
Присасывание языка к небу.
— Срезаю и кладу в корзинку лисичку, боровик, моховик, подосиновик (выкладываются картинки с изображением грибов).
«Сдуем листок с грибка». Сделать «грибок» и произнести звук [ц].
«Чашечка».
— Приготовь чашечку, я налью тебе чаю.
Округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в положении «чашечки».
«Дятел».
— Нас снова встречает дятел.
Открыть рот, поднять язык за верхние зубы и постучать по альвеолам, произнося звук [т].
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
— Обратно поедем на электричке. Слышу стук колес.
Произнесение звуков т-д-т-д, т-д-т-д.
Произнесение слогов та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [р] в словах рысь, трава, бугор. Переме-щение кружочка — символа звука [р] в нужное окошко «звукового домика».
Matthew Матвей
Занятие 5

Психогимнастика
— Изобрази неуклюжего моржа на суше и грациозного — в воде, изобрази кита в ледовом плену.
Упражнения на дыхание
Выработка сильной воздушной струи.
«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка.
Мимические упражнения
— Представь, что мы с тобой попали в Арктику. Очень замерзли.
Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы с включением голоса: брррр.
Упражнения для губ
«Морж». В Арктике увидели моржа. Опустить уголки губ вниз.
Чередование улыбки и «трубочки». Из Антарктиды приплыл морской слон в гости к голубому киту. У него рот похож на раскрытый хобот слона. Голубой кит цедит воду сквозь усы. Растянуть губы в улыбке.
«Кашалот открыл рот и ловит планктон». Чередование широкой и узкой «трубочки».
«Полынья». Приоткрыть рот. Втянуть губы внутрь рта (губы напряжены). Вернуться в исходное положение и произнести несколько раз звук [п]. Губы расслаблены.
Упражнения для языка
«Киты подают сигналы». Цоканье с переменным темпом и со сменой положения губ. Расстояние между зубами должно быть не менее 1,5 пальцев.
«Киты качаются на волнах». Широко открыть рот, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десен.
Касаться кончиком языка то внутренней, то внешней поверхности резцов.
«Кит-нарвал пробивает лед своим длинным рогом». Прижать язык к верхним деснам, произносить звуки тттт, дддд, тд, тд, тд, тд.
«Киты плещутся». Они то поднимают, то опускают хвосты. Чередование «чашечки» и распластанного языка.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Пароход на волнах». Произнесение слогов пта-пто, пты-пту, бда-бды, бду-бдо, пты-пту-пто, пты-пто-пту-пта в сочетании с волнообраз-ным движением пальцев рук.
Развитие фонематического восприятия
— Есть ли звук [р] в словах морж, рак, кальмар?
Отстукивание ритмического рисунка слов кальмары, морж, нарвал.
Игра «Поймай звук». Различение слов, близких по звучанию: ров — лов, жарко — жалко, рожки — ложки, рама — лама.

Занятие 6

Релаксация
«Строители». Поднимаем ведро с краской (напряжение). Опускаем ведро (расслабление). Держим тяжелый молоток (напряжение). Положили молоток (расслабление).
Упражнения на дыхание
Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков.
Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Упражнения для губ и щек
«Сердитый индюк». Надуть обе щеки. Попеременное надувание обеих щек.
Упражнения для языка
«Болтушка». «Индюк сердится». Вышли по улице и увидели сердитого индюка. Округлить губы и производить быстрые движения языком вперед-назад, касаясь верхних зубов.
«Смастерим качели».
— Возьми молоточек, сейчас сделаем качели. Подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по деснам, произнося д-т-д-т-д-т-дт-д-т.
Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.
«Качели».
— Покачаемся на качелях. Поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десны. «Вверх — вниз, вверх — вниз, крепче, Оленька, держись!»
«Поставим чашечку на полку».
— Пришли домой, нам захотелось пить. Язык ровно лежит на нижней губе. А вот чашечка. Сделать «чашечку».
Чередование «чашечки» и распластанного языка.
Развитие фонематического восприятия
Есть ли звук [р] в словах телевизор, рак, ракета? Определение пози-ции звука [р] в словах.
Matthew Матвей
Занятие 7

Релаксационные упражнения
«Лесорубы». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками).
Упражнения на дыхание
«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, загнутый к верхней губе, стараясь сдуть ватку с носа.
«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Упражнения для языка
«Грибок». Присасывание языка к небу. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Удерживать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.
«Гармошка». Присосать язык к небу, затем попеременно открывать и закрывать рот.
«Качели внутри рта». Касаться верхних резцов то верхней, то нижней поверхностью языка.
«Ковш экскаватора». Удерживать язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
Установить лопатообразный язык, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, а самый кончик прикасался к верхней десне, производить вдох и выдох, не отрывая краев языка от зубов. Кончик язык то присасывается плотно к десне, то отбрасывается к верхним резцам. Шепотом барабанить кончиком языка.
Чередование «чашечки» и «лопаты».
«Маляр». Широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого неба и провести им вперед-назад.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка
«Включаем электродрель». Произнесение слогов джжжа, джжжи, джжжо, джжжу, джа-джу, джи-джо.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции первого и последнего звука в словах Рома, Рая, Захар, Егор.
— Где ты услышал звук [р] в слове Рома?
Положить кружочек синего цвета в окошко «звукового домика», соответствующего позиции звука.
Постановка звука [р]
Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [р]
Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Передний край языка поднят к альвеолам верхних резцов. Между языком и альвеолами остается узкая щель, через которую проходит выдыхаемая воздушная струя, приводящая кончик языка в состояние дрожания.
Слуховое восприятие фонемы. Создание слухового образа звука
«Рычалочки».
«Мамы-звери учат детенышей рычать». Подражание рычанию сердитой собаки, щенка, тигра, тигренка, пантеры и др.
«Гром гремит».
Формирование зрительного образа звука [р]
Показ артикуляционного профиля. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Постучать пальчиками правой руки, сложенных в форме «чашечки», по бугоркам левой ладони.
Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции). Описание положения органов артикуляции.
«Рычалочка на палочке». Произнесение изолированного звука [р] с движением указательного пальчика по нарисованной спирали.

Постановка звука [р] по М.Е. Хватцеву (1959)

1. Производить выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ, сначала шепотное, затем с голосом. В случае затруднения указательным пальцем быстро двигать вверх-вниз, задевая губы.
2. То же, но с помещенным между губами свободным кончиком языка. Сочетание этой вибрации с гласными [а], [у], [о], [ы].
3. Задувание на кончик языка, который плотно прикасается только к верхней губе. Задувание производится настолько сильно, чтобы вызвать вибрацию верхней губы совместно с кончиком языка.
4. Производить попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами, то помещенного в зубной полости.
5. Широко открыть рот, присосать широкий язык к небу. Сильно задувать на кончик языка, стараясь вызвать вибрацию.
6. Поднять кончик языка к альвеолам и долго тянуть звук [з], при этом быстро двигать указательным пальцем по нижней части языка, ближе к его краю.
7. Произносить слоговое сочетание за с несколько удлиненным звуком [з]: зззз-за. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед до получения акустического щелевого эффекта [р] в сочетании с гласным [а]. После этого производятся быстрые движения зондом слева направо и справа налево. В момент возникновения вибрации слышится звук [р].
После появления звука [р] отработать шепотную вибрацию: 1) далее производить рокотание на коротких толчкообразных выдохах; 2) развивать длительный рокот на разной высоте тона; 3) рокотать с постепенным усилением и ослаблением голоса.
8. Установить лопатообразный язык так, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, произносить: дз-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з. Язык должен быть неподвижным за исключением самой маленькой части кончика языка.
Лопатообразный язык плотно прижать к верхним зубам и задувать на кончик языка.
9. «Барабан». Поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по деснам, произнося д-д-д-д-д. Нижняя челюсть в спокойном состоянии.
10. Быстрое повторение на одном выдохе звука [д], артикулируемом особым образом. При несколько открытом рте, при смыкании переднего края языка не с резцами, а с деснами или даже с альвеолами: дд, дд, дд, ддд, ддд, дд, ддд, ддд, ддддд. Темп постепенно увеличивать.
11. Использование в качестве исходного звук [т]. Тд, тд-д, тдд-д. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дда ...дды, дды, дды ...ддда, ддда, ддда ...ддды, ддды, ддды ...). Работать должен только язык при зафиксированной нижней челюсти. Для фиксации раскрытого рта и неподвижной нижней челюсти можно ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок.
12. Четко и быстро прижимать и отрывать кончик языка от верхних десен. При этом слышится [т] — подобное звукообразование. Далее в последний момент делается сильное задувание, вызывающее трепетание кончика языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-трррр. Аналогичное упражнение можно проводить, используя звук [д].
13. Раскатистое произнесение звукосочетания тр сначала с помощью пальцев, а затем без них. На первых порах произносить звукосочетание тр только шепотом, так как нервное возбуждение распространяется на область гортани и будет тормозить работу языка.
Если звук [р] получается с предшествующими звуками [т] или [д], то-гда между ними вставляется редуцированный (нечеткий) гласный звук [ы] (дырра, тырра). Прилагаемые при этом некоторые усилия задерживают произнесение первых звуков [т] и [д]. Далее произносятся дарра, тарра. Еще позже произносятся слоги, начинающиеся со звуков [к], [п], [б] (крррр, прррр, брррр).
Использование механической помощи
«Балалайка».
Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка. Происходит попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть использован палец самого ребенка, предварительно вымытый и обработанный. На первых занятиях движения пальца осуществляются с помощью логопеда, в дальнейшем ребенок действует самостоятельно.
Matthew Матвей
Постановка звука [р] по Р.Е. Левиной (1965)

При замене звука [р] его мягкой парой [р'] следует предложить ребенку широко раскрыть рот и более протяжно произнести звук [р'], переместив передний край языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука.
При обратной замене надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [и].
Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы артикуляционные упражнения. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильной артикуляции, получить так называемое фрикативное [р], но пока без вибрации. Следует закреплять фрикативный звук [р] на материале слогов, слов и предложений.
Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Базой для постановки звука [р] могут быть звуки [ш], [ж]. Надо предложить ребенку открыть рот, но без округления губ, и произнести протяжно звук [ж], переместив передний край языка немного вперед к деснам верхних зубов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами.
Для выработки вибрации можно использовать звук [д], произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами.
Сначала идет двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем повторение идет с усилением последнего звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд,). Звук [д] может многократно повторяться равномерно (дддддддд) и с ритмическим выделением каждого третьего звука серии (ддд, ддд, ддд). В качестве исходного звука используется звук [т] (тд, тд, тддд, тддд). В дальнейшей работе двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дды, дды, дддда, ддда, ддды, ддды).
Появлению самостоятельной вибрации языка способствует произнесение сочетаний звуков [т], [д] с фрикативным [р] (др, др, дддр, дддр, тр, тр, тттр, тттр).
Для выработки вибрации произносить [д] вместо звука [р] в словах с сочетанием др или тр («тдава», «тдамвай», «тдуба», «ддова», «ддозд», «ддуг»).

Постановка звука [р] по А.И. Богомоловой (1979)

Зубы приоткрыть на расстояние 1,5—2 пальцев. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Средняя часть языка и уздечка должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звукосочетание тж. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр.
Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удер-живался у неба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр. После закрепления короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
Автоматизация звука [р]
Произношение изолированного звука [р]
Игровые задания для закрепления изолированного произношения звука
Звукоподражания
Подражание рокоту самолета, мотору работающего трактора или машины, рычанию тигра и т. д.
«Заведем трактор». «Заведем машину». Работает невыключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р. Чья машинка проедет дальше? Чей мотор будет работать дольше? Кончился бензин. Заправим машину бензином и поедем дальше.
Разговоры мам животных со своими детенышами (произносить звук [р] с разной силой и высотой голоса).
Большая собака и щенок сердятся. Тигрица учит тигрят рычать (произносить звук [р] низким и высоким голосом).
Кошка мурлычет: «Мур-р-р-р» (низким голосом). Котенок мурлычет: «Мур-р-р-р» (высоким голосом).
Ворона и воронята каркают: «Кар-р-р-р» (низким и высоким голосом).

Автоматизация звука [р] в слогах

Занятие 1 Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных (тр, др)

Пространственная ориентировка
— Стань так, чтобы перед тобой было окно. Повернись так, чтобы слева от тебя было зеркало. Пройди к середине комнаты. Что слева от тебя? Что справа?
Упражнение на дыхание
Катать карандаш по столу, стараясь, чтобы воздушная струя была не прерывистой, а сильной и длительной.
Развитие артикуляционной моторики
Повторить предыдущие упражнения.
Развитие памяти, внимания
Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движе-нием кистей и пальцев рук.
Игровые задания
«Пилим дерево». «Рубим дрова». «Мастерим домик».
Тра-тра-тра; дра-дра-дра;
тра-тра-тро; дро-дро-дро;
тру-тру-тру; дру-дру-дру;
тры-тры-тры; дры-дры-дры;
тра-тро, тру-тры; дра-дро;
тро-тра, тру-тра; дры-дра;
тор-тра-тру; дра-дро-дру;
тра-тро-тру-тры; дра-дро-дры-дру.
Развитие фонематического восприятия
«Игра с мячом». Лови мяч, если в слове услышишь звук [р]. Логопед произносит слово, затем бросает мяч. Определение позиции звука [р] в словах дрова, осетр, рак. Положить кружочек — символ звука в соответствующее окошко звукового домика.
Ознакомление с буквой р

Занятие 2 Автоматизация звука [р] в обратных слогах

Развитие слухового восприятия
«Слушай внимательно». Присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен.
Координация дыхания, артикуляции и фонации
Атр-атр-атр-атр;
отр-отр-отр-отр;
утр-утр-утр-утр-утр;
ытр-ытр-ытр-ытр;
ятр-ятр-ятр-ятр;
етр-етр-етр-етр-етр;
ютр-ютр-ютр-ютр-ютр;
итр-итр-итр-итр-итр;
атр-отр-итр;
итр-утр-ыр;
ятр-итр-утр.
Какого звука не хватает в слове? Узо...,абажу...,ти…, жи...,монте...,вее...,вете...,зефи...,мото...,акте...
Развитие фонематического восприятия
Отстукивание ритмического рисунка слов комар, Арктика, порт, ар-буз, ирга.
Анализ и синтез слогов
— Сколько звуков в слоге ар? Какой первый звук в слоге ар? Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур? Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился?
Обозначение слогов цветовыми символами.
Составление слогов из букв

Занятие 3 Автоматизация звука [р] в открытых слогах

Развитие слухового восприятия
Отстукивание ритма на бубне.
Координация дыхания, артикуляции и фонации
Игровое упражнение «Музыканты». Играем на барабане, трубе, кон-трабасе и тромбоне.
Произнесение слогов со сменой ударения.
Ра-ра-ра-ра; ра-ро;
ро-ро-ро-ро; ры-ру;
ру-ру-ру-ру; ру-ры-ро;
ры-ры-ры-ры; ра-ро-ру-ры.
Развитие фонематического восприятия
Какой слог лишний? Ра-ра-ра-ры, ра-ра-ра-ла.
«Придумаем имена куклам». И...(ра), Ве...(ра), Ма...(ра), Ле... (ра), Ла…(ра).
Дополни слог. Што...(ра), шпо...ра), па...(ра), ко...(ра), но...(ра).
— Какой слог исчез из слова Буратино? Бу...тино (ра).
— Какой слог исчез из слова радуга? ..дуга.
— Назови пропущенный слог. Во...та(ро), во...на(ро), ко...ва (ро), пе... (ро), кенгу... (ру), ко...(ра).
Анализ и синтез слогов
— Какой первый звук в слоге ра? Назови второй звук. Сколько звуков в слоге ра?
— Скучно одному звуку [р]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [р] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился?
Аналогичное задание выполнить с другими гласными звуками.
Чтение слогов