Все логопеды одинаково полезны? Все, кто обращался к логопеду, делятся на две категории. Первые утверждают, что все логопеды плохи. Вторые – что все логопеды – хороши. Увы, и те и другие не правы. Просто первым попался один плохой логопед, а вторым – один хороший. На самом деле, среди логопедов, как и среди всех людей в мире, есть и те и другие.
Итак, родители решили, что их ребенок нуждается в логопедической помощи. Перед ними встает вопрос: где найти логопеда? А вопрос нужно ставить так: Где найти ХОРОШЕГО ЛОГОПЕДА? Потому что отнюдь не все логопеды одинаково полезны.
Разберемся – почему.
Выбираете ли вы частного логопеда, коммерческую организацию, детский сад или детскую поликлинику – нет никаких гарантий, что вам достанется специалист. Могу сказать по себе: я много где работала, и лишь в одном месте у меня спросили про диплом, НО – не посмотрели, поверили на слово. Было немного обидно (я 5 лет жизни потратила на диплом, а он никого не интересует) и совершенно непонятно: неужели любой человек без образования может занять должность, например, районного логопеда? Ведь во всех законах, постановлениях написано, что «логопедом может работать человек с высшим специальным образованием, при наличии диплома и\или сертификата». И только совсем недавно я нашла постановление, где сказано, что если руководство организации устраивает человек, он может занять должность логопеда даже без диплома. Только теперь мне стало понятно, как получает аттестацию детский сад, в котором на логогруппе логопедами работают люди без спецобразования.
Поэтому, совет первый: поинтересуйтесь у логопеда, есть ли у него\нее диплом.
Теперь обсудим качество диплома. Много раз меня спрашивали родители: вы логопед или дефектолог? Мне, как выпускнице факультета дефектологии по специальности учитель-логопед, было и невдомек, что где-то могут быть логопеды-недефектологи. Ведь все логопеды являются дефектологами, т.к. образование мы получаем в педагогических университетах на факультетах дефектологии. Так откуда столь странные вопросы: «Нам нужен дефектолог!» Оказывается, выпускники педучилищ и различных краткосрочных курсов получают дипломы с записью «логопед». На подобных курсах люди получают навыки звукопостановки, т.е. работать они могут лишь с одним диагнозом – дислалия, другие речевые нарушения (а их намного больше, чем один, и все они намного сложнее и опаснее – см. «Диагнозы») они не смогут даже диагностировать. Но самое потрясающее, что где-то все эти люди работают и чьих-то детей лечат. (К Вашему сведению, считается, что функциональную дислалию своему ребенку может исправить любой родитель – для этого нужно понять, как Вы сами произносите тот или иной звук, либо прочитайте в книге, как он произносится, и покажите его своему ребенку, закрепите это в словах и стихах).
У нас в организации логопедом работала одна девушка. В ее дипломе было написано что-то типа «социальный работник с правом работы в сфере логопедии». Через несколько месяцев ее вынудили уйти из организации по причине ее профнепригодности. Разумеется, никто не сделал такую неприятную запись в ее трудовой книжке. Она устроилась логопедом в детский сад. Вполне уважаемый детский сад. Через два месяца она обращается к нашему логопеду с просьбой помочь ей поставить диагноз. Она два месяца занимается с ребенком, не зная, что у него за нарушение! Еще интереснее – родители платят деньги в течение двух месяцев, не представляя, что происходит. Чуть позже звонит методист из этого садика и интересуется нашей общей знакомой. Пришлось прокомментировать . А теперь представьте себе положение методиста, администрации, которая не может уволить такого логопеда….
В интернете встречала совет родителям интересоваться квалификацией логопеда. Увы, прошло то время, когда можно было доверять логопедам с высоким разрядом или квалификацией. Раньше для получения разряда логопед должен был ездить на курсы повышения квалификации и сдавать по их окончании экзамен. Теперь все иначе. Логопед для повышения разряда должен сдать кучу документов, целое портфолио о своей работе в детском саду. В самом лучшем случае логопед почти честно отчитывается о работе. Т.е. если человек, имея, допустим 11 разряд, справляется с работой, ему за это дадут 12 или даже 13 разряд. Заметьте, он ничего нового не узнал, но разряд повышают. По сути, квалификацию повышают за стабильную посредственность и красиво оформленные документы. Но бывает еще хуже. Если логопеду лень хорошо работать, можно «подчистить» статистику, а конспекты позаимствовать в интернете, пособия у подружек… А потом – исправляй в документации каждый год даты и «повышайся». Так что я бы доверяла разрядам десятилетней давности, не позже.
Поэтому совет второй: посмотрите в диплом логопеда, прочитайте, какое учебное заведение выдало диплом. Доверять стоит дипломам Высших Педагогических Институтов и Университетов.
Еще одна важная вещь – моральные качества логопеда, как человека.
Многие руководители знают, что проще из порядочного человека вырастить хорошего профессионала, чем из профессионала воспитать порядочного человека.
Какое отношение имеет это к логопедам? Самое непосредственное. Мы доверяем своего ребенка человеку, подчас даже не присутствуя при их общении (например, в детском саду).
Итак, чем грешат «нехорошие» логопеды? Самый распространенный случай – логопед тянет время и деньги. Здесь нет большой разницы: частный ли это логопед, или он работает в муниципальном детском саду, или в коммерческой организации. Бывают случаи, когда руководитель организации заставляет логопедов «тянуть» - для него это деньги. Ведь что выгоднее: набрать несколько клиентов и получать деньги или непрерывно тратиться на рекламу, на зарплаты менеджеров, которые будут набирать новых клиентов, взамен вылечившихся? Ответ неочевиден. Все будет зависеть от наличия у руководителя сложной субстанции, именуемой «совесть». Нормальный логопед, скорее всего, уйдет из такой организации – никому не захочется быть белой вороной. Так что в плохой организации и логопеды не очень.
С частником все то же самое – он сам себе начальник, он может растягивать удовольствие получения денег до бесконечности (и ваш ребенок будет доволен: «Такая классная тетя!»), а может честно выполнять свою работу. Поверьте, не существует точных сроков излечения. Нигде вы не найдете, сколько времени занимает исправление одного звука или «неправильных окончаний», или ОНР… Не найдете не потому, что кто-то скрывает эти сведения, просто точных цифр не существует. У какого-то ребенка переход с ОНР-1 на ОНР-2 займет 3 месяца, а у другого – год. Ведь люди – не машины, не на конвейере выпускаются, у каждого свои особенности. Но все же есть определенные рамки. Ко мне довольно часто обращаются родители после занятий с другими логопедами. Причины «ухода» бывают разные. Но чаще всего – «мы занимаемся столько-то месяцев и все без толку». Иногда после обследования ребенка я убеждалась, что логопед все делал правильно. Но бывало, что логопед 3 месяца ставит один звук Л, точнее артикуляционные упражнения (начиная со свистящих зачем-то). А нужно было всего лишь показать, как произносится звук Л. Так что мы поставили Л, Р и Рь за пять занятий. Как без пользы потратить 30-40 минут занятия? Можно рассказывать ребенку сказки про «веселый язычок», можно загадывать загадки, можно лепить грибочки или рисовать цветочки… И родитель никогда не догадается, что логопед тратит время впустую. Но учтите, всё то же самое можно делать, развивая речь ребенка. Когда мне родители говорят: «Мы тоже можем катать паровозики», я отвечаю: «Хоть машинки, хоть паровозики, хоть куклы – главное, чтобы был результат, главное, чтобы заговорил. А логопед просто знает что, как и зачем делать». Остается добавить – в чем цель самого логопеда.
Совет третий – проконсультируйтесь с другим логопедом, если он не убедит Вас в правильности методики Вашего логопеда – пообщайтесь с еще одним. Это в Ваших интересах. Потратьте минимум времени на консультацию и сэкономьте свои деньги.
Еще один случай некачественной работы логопеда – отсутствие работы. Такое бывает чаще всего в детских садах, т.е. там, где родитель не присутствует на занятии. На одном форуме прочитала рассказ мамы: ее ребенок на логопедическом занятии, извините за подробность, описался. Чем же так испугала ребенка тетенька-логопед? А ничем. Она просто закрыла ребенка в кабинете и ушла пить чай на полчаса. Хочется верить, что это был единичный случай. Чаще все это выглядит проще. Родители детишек, которые два года посещали логогруппу, в мае узнают, что их дети всей группой оставлены на повторное обучение, поскольку диагнозы у детей остались без изменений. Родители стали возмущаться, пошли к администрации сада и узнали, что их логопед из девяти месяцев в учебном году проработала только два, поскольку у нее двое детей, и они часто болеют. Давайте попробуем понять все стороны этого конфликта. У кого повернется язык осудить логопеда, которая любит своих детей, и когда они болеют, сидит с ними дома? К тому же она не ходит на работу и не заражает детей в детском саду. Что может сделать заведующая детским садом – ставка логопеда есть, она занята, логопеда увольнять нет причины (нет такой статьи в КЗоТе «частое отсутствие на работе по причине болезни»), на одну ставку двух логопедов не наймешь… Патовая ситуация. А что делать родителям этих детишек, которым придется еще на год задержаться в садике? Нанимать частного логопеда? Платить два раза за одно и то же? Вот такая сложная штука жизнь.
Совет четвертый – старайтесь присутствовать на логопедических занятиях, заглядывайте в тетрадь с домашними заданиями, дабы иметь представление о том, что происходит с вашим ребенком. Общайтесь с логопедом (даже в садике) лично. Если вы не в курсе: логопед один рабочий день в неделю должен ставить во вторую смену, т.е. до 19.00. Это сделано специально для того, чтобы работающие родители могли получать логопедическую консультацию в удобное время. И логопед обязан вас консультировать, это записано в должностной инструкции.
Еще один вариант – логопед делает не то, что нужно.Намеренно или по незнанию логопед вполне может бестолково тратить драгоценное время, занимаясь с ребенком с моторной алалией звукопостановкой или предлагая ребенку с сенсорной алалией делать логопедический массаж Новиковой.
Когда мне рассказывают про одну молодую особу, которая, работая логопедом в детсаду, занимается с детьми из своей группы индивидуально за деньги (хотя это ее прямая обязанность, и это входит в ее зарплату, см. Приказ 383), открытым текстом заявляет родителям, что «звуки я буду ставить не раньше, чем через 2 месяца», а до этого она на занятиях делает детям массаж лица….. многоточие означает отсутствие у меня приличных слов, чтобы обозначить свое возмущение. Родителям, конечно, невдомек, что массаж лица делается только в случае наличия у ребенка, подтвержденного невропатологом, диагноза Дизартрия (даже не стертая дизартрия, т.е. несильно выраженная, а настоящая – бульбарная, псевдобульбарная с выраженной спастикой или вялостью мышц артикуляционного аппарата). Не думаю, что вся группа ОНР в этом саду состояла из дизартриков. Дорогие родители! Вас обманули! Вместо того чтобы лечить, Вашего ребенка просто гладят по головке за Ваши (очень большие) деньги.
Предположу Вашу реакцию – «тебе хорошо рассуждать, ты логопед, ты знаешь, как проверить, обманывают или нет». Здесь тоже нет ничего сложного – ваш ребенок занимается отнюдь не с последним логопедом на планете. Сходите в поликлинику, проконсультируйтесь там. Найдите любого другого логопеда, он обследует Вашего ребенка, назовет Вам диагноз, проконсультирует по поводу методики работы. Поищите информацию в интернете – в этом море тоже можно выловить достоверную информацию. Не стесняйтесь задавать вопросы вашему логопеду, не бойтесь сказать, что вы спрашивали у другого специалиста. Возможно, хотя бы из чувства соревновательности или профессиональной гордости логопед начнет читать свои учебники и добьется результатов.
Итак, как найти хорошего логопеда? Какой же логопед «полезен»? Тот, кого Вам хвалили знакомые. Тот , кто приятен Вам как человек – ведь общаться придется не один раз. Тот, к кому вы сможете относиться как к учителю – ведь придется выполнять его задания. Тот, кто имеет необходимые знания (учебное заведение, где он учился) и необходимый опыт работы. И ничего не пускайте на самотёк – приходите, смотрите, читайте, спрашивайте, консультируйтесь.
4,7 - это очень много. Срочно нужно найти специалиста - не из садика, так где угодно. Если честно, не нужно искать подешевле и поближе к дому, нужен логопед способный формировать речь неговорящего ребенка, т.е. работающий с алалией. Успехов Вам и Вашей подруге, а особенно мальчику!
4,7 - это очень много. Срочно нужно найти специалиста - не из садика, так где угодно. Если честно, не нужно искать подешевле и поближе к дому, нужен логопед способный формировать речь неговорящего ребенка, т.е. работающий с алалией. Успехов Вам и Вашей подруге, а особенно мальчику!
Я работаю логопедом на логопункте в детском саду и хочу отметить, что для занятий с ребенком на логопункте с меня требуют основание, которым является направление логопеда поликлиники. Плюс ко всему надо учитывать, что на логопункте должны заниматься дети с ФФН или ФН, да и количество детей - 25 человек. Конечно, я отслеживаю речевое развитие всех воспитанников детского сада, но дети с более сложными речевыми проблемами направляются в поликлинику, где их обследует логопед и дает направления в соответствующие учреждения.
"Заметьте, он ничего нового не узнал, но разряд повышают." соглашусь, но заведующие давят, так как им НАДО чтобы в штате было как можно больше с высокими разрядами.
"Так что в плохой организации и логопеды не очень"-не соглашусь, и опять таки из личного опыта работы. Много прекрасных логопедов в одном саду, хотя "голова" организации давно протухла. А что делать, когда на одно рабочее место логопеда претендует десятки. Вот и сидишь и надеешься, что поставят грамотную "голову" взамен стухшей.
Статья не понравилась. После подобных статей неграмотные родители лезут в процесс обучения, пишут кляузы, требуют и главным образом всё без основания и втихаря, вместо того, чтобы подойти и поговорить с логопедом лично.
"Заметьте, он ничего нового не узнал, но разряд повышают." соглашусь, но заведующие давят, так как им НАДО чтобы в штате было как можно больше с высокими разрядами.
"Так что в плохой организации и логопеды не очень"-не соглашусь, и опять таки из личного опыта работы. Много прекрасных логопедов в одном саду, хотя "голова" организации давно протухла. А что делать, когда на одно рабочее место логопеда претендует десятки. Вот и сидишь и надеешься, что поставят грамотную "голову" взамен стухшей.
Статья не понравилась. После подобных статей неграмотные родители лезут в процесс обучения, пишут кляузы, требуют и главным образом всё без основания и втихаря, вместо того, чтобы подойти и поговорить с логопедом лично.
Многие родители обращаются с тем, что после посещения логопеда в детском саду, результатов ноль. Все зависит от профессионализма, опыта, желания логопеда.
У нас город небольшой и всех логопедов я знаю. Это большой плюс в беседах с родителями. Советую опытных и талантливых. Беру сама на занятия в детскую поликлинику. Хочу сказать, что плохих и хороших логопедом поровну.
Я тоже занимаюсь после работы на платных основаниях. Но резину тянуть не могу, не позволяет совесть. Результаты хорошие, до свидания. Многие родители сами не хотят прощаться с логопедом и просят заниматься до школы. Я не отказываю.
Статья поучительная как для родителей, так и для логопедов. Все правда, так бывает.
индивидуально Консультации. Диагностика. Исправление любых(!) дефектов речи,.чтения, письма у взрослых и детей от 2 лет.Обучение детей с дислалией, ринолалией, дизартрией, заиканием, аутизмом.алалией.ОНР.ЗПР, дисграфией, дислексией,.комбинированными сложными диагнозами-РДА, ММД, ЗПР, ЗПРР, УО, синдромДауна. А ТАКЖЕ -Сценическая речь-звукопроизношение.дикция.т