Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

История одного романа…

Евдокия
В 1961 году в журнале «Огонёк» вышла первая часть романа Анатолия Калинина «Цыган», изначально задуманного как повесть. После вышли ещё восемь частей, последняя, девятая, вышла уже после смерти писателя – в 2011 году. На протяжении сорока с лишним лет Анатолий Калинин вновь и вновь возвращался к своим героям, их трудной любви, за которой следили миллионы читателей и телезрителей. Его роман печатали в журналах, издавались книги. Роман был неоднократно экранизирован, на его основе создано несколько театральных постановок, написана романтическая опера, а его герои стали поистине народными – любимыми и родными.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
48
12
Евдокия
Анатолий Вениаминович Калинин родился 9 (22) августа 1916 года в станице Каменской (ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области). Его отец, новочеркасский казак, работал сельским учителем, мать - каменская казачка. С раннего детства все вокруг пели. Его дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был редкий бас – профундо.
Детство и юность Калинина прошли на Дону. «Я помню время, когда слово «казак» не произносилось», - вспоминал писатель.
Как и все дети того времени он был принят в пионеры. Тогда он и начал писать очерки о сельской жизни и колхозах на Дону для публикации в газетах «Пионерская правда» и «Ленинские внучата»
Будучи подростком, в 1930 году Калинин вместе с рабочей колонной ездил по станицам и хуторам Дона, проводя коллективизацию.
Евдокия
В 1931 году Анатолий Калинин вступил в комсомол. После этого он начал работать на областные и районные газеты на Кубани, Дону, в Кабардино-Балкарии. В 1935 году он стал корреспондентом «Комсомольской правды», и освещал проблемы Армении, Кабардино-Балкарии, Украины, Дона.
Его очень волновало возрождение традиций и уклада казачества.
Первое крупное произведение Анатолия Вениаминовича было опубликовано в 1940 году. Это был роман «Курганы», о колхозной нови в краю казаков. Он писал о тех вещах, которые отлично знал с самого детства: казачьем быте, крестьянском труде, народном языке.
Евдокия
В 1941 году в качестве военного корреспондента «Комсомольской правды» Калинин ушёл на фронт и почти всю Великую Отечественную он провел на южных фронтах.
В это время он посылает в различные газеты очерки о событиях, происходящих в Ростове, Моздоке, Сталинграде.
Анатолий Калинин считал, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной с подписания указа Сталина о создании Донского казачьего корпуса. Уже в 1943 году Калинин опубликовал статью «Донские казаки». «Казачество во все времена было хребтиной России, - говорил он, - И я бы не сказал, что у нас в стране не любят казаков. Народ разбирается… А в том, что сегодня на Дону тихо, есть немалая заслуга и казачества».
А в 1943 году публикуется книга очерков Анатолия Вениаминовича Калинина под названием «Казаки идут на запад». В 1944 году на страницах журнала «Новый мир» издается военная повесть «На юге», а в 1945-м – произведение «Товарищи». Позже на основе этих двух повестей Калинин создает большой роман о героизме русских солдат – «Красное знамя». Произведение было издано в 1951 году в Ростове.
Евдокия
Когда Великая Отечественная война закончилась, Анатолий Калинин переехал на донской хутор Пухляковский, Усть-Донецкого района, Ростовской области. Здесь он создаёт ряд очерков об обитателях донских станиц («Лунные ночи», «В тылу отстающего колхоза», «Неумирающие корни»), герои этих произведений позднее пройдут через большинство его произведений.
В 1953 году в «Правде» опубликовали его новое произведение «На среднем уровне». Это было смелое, злободневное произведение о развитии деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорил об этом так: «С очерка «На среднем уровне» и последовавшего за ним очерка «Лучные ночи» и начинаюсь я, в чём совершенно твердо уверен как писатель... Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чём пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих...».
Да, на эти очерки активно откликнулись и читатели – Калинин получил множество писем с поддержкой в свой адрес.
Евдокия
В 1962 году Анатолий Калинин пишет роман «Запретная зона», в котором описывает строительство Волго-Донского канала. Следом выходят повести «Эхо войны», «Гремите, колокола!».
Автору приходит много благодарных писем. И вдруг приносят гневное письмо от старой женщины, адресованное Варваре Табунщиковой и её сыновьям, персонажам его повести «Эхо войны».
Эхо войны слышится в сердцах ещё многих и многих. Многих за живое трогает та сцена, где через много лет после войны Варвара Табунщикова встречается на своем подворье со старой женщиной, матерью двух разведчиков, убитых предательскою рукой Табунщиковыми.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
В 1962 году Анатолий Калинин пишет роман «Запретная зона», в котором описывает строительство Волго-Донского канала. Следом выходят повести «Эхо войны», «Гремите, колокола!».
Автору приходит много благодарных писем. И вдруг приносят гневное письмо от старой женщины, адресованное Варваре Табунщиковой и её сыновьям, персонажам его повести «Эхо войны».
Эхо войны слышится в сердцах ещё многих и многих. Многих за живое трогает та сцена, где через много лет после войны Варвара Табунщикова встречается на своем подворье со старой женщиной, матерью двух разведчиков, убитых предательскою рукой Табунщиковыми.
Отрывок...
Когда разоряют гнездо птицы, то долго потом кружит она, неутешная, над этим местом, долго летает взад-вперед, словно прося защиты и как бы сама, пытаясь при этом найти и защитить своих потерянных птенцов. Скорбная дорога безутешной материнской печали привела на хутор и бывшую учительницу.
«Странные были у этой незнакомой женщины глаза. То ли потому, что стёкла очков так увеличивали их, казалось, что из этих серых больших глаз и состояло все её лицо и взглядом своим они втягивали человека в себя, как втягивает глубокая воронка посреди Дона. И самое странное, что Варваре показался чем-то знакомым этот взгляд, хотя она твёрдо знала, что встречается с ним впервые в жизни.
— А зачем она вам? — все с той же, если не с большей, холодностью ответила она вопросом на вопрос женщины.
Женщина пояснила:
— Говорят, у неё во дворе убили моего сына, и я хотела у неё спросить...
Две серые воронки за стеклами очков, потемнев, с бешеной скоростью закружились перед лицом Варвары и потянули её в свою беспощадную глубину. Она уже узнала.
— Нет! — крикнула она, отступая от этой маленькой женщины в очках. — Ничего я не знаю! Нет!!
Ольга с мужем Дмитрием одновременно выскочили с другой половины дома на душераздирающий крик матери. Варвара пятилась от порога и, запрокидываясь всем корпусом назад, отталкивала незнакомую старую женщину, которая хотела удержать её за руки, чтобы она не упала. Женщина пыталась подхватить её, но Варвара, падая, отбрасывала от себя её руки. И если бы не Ольга с мужем, этой маленькой женщине в очках ни за что бы не удержать разбитую внезапным параличом Варвару».
Божья КоровкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Отрывок...
Когда разоряют гнездо птицы, то долго потом кружит она, неутешная, над этим местом, долго летает взад-вперед, словно прося защиты и как бы сама, пытаясь при этом найти и защитить своих потерянных птенцов. Скорбная дорога безутешной материнской печали привела на хутор и бывшую учительницу.
«Странные были у этой незнакомой женщины глаза. То ли потому, что стёкла очков так увеличивали их, казалось, что из этих серых больших глаз и состояло все её лицо и взглядом своим они втягивали человека в себя, как втягивает глубокая воронка посреди Дона. И самое странное, что Варваре показался чем-то знакомым этот взгляд, хотя она твёрдо знала, что встречается с ним впервые в жизни.
— А зачем она вам? — все с той же, если не с большей, холодностью ответила она вопросом на вопрос женщины.
Женщина пояснила:
— Говорят, у неё во дворе убили моего сына, и я хотела у неё спросить...
Две серые воронки за стеклами очков, потемнев, с бешеной скоростью закружились перед лицом Варвары и потянули её в свою беспощадную глубину. Она уже узнала.
— Нет! — крикнула она, отступая от этой маленькой женщины в очках. — Ничего я не знаю! Нет!!
Ольга с мужем Дмитрием одновременно выскочили с другой половины дома на душераздирающий крик матери. Варвара пятилась от порога и, запрокидываясь всем корпусом назад, отталкивала незнакомую старую женщину, которая хотела удержать её за руки, чтобы она не упала. Женщина пыталась подхватить её, но Варвара, падая, отбрасывала от себя её руки. И если бы не Ольга с мужем, этой маленькой женщине в очках ни за что бы не удержать разбитую внезапным параличом Варвару».
История переписки2
Cильно написано.
Евдокия
Повесть «Возврата нет» вышла в 1971 году. Она была задумана неожиданно, но основана на подлинном факте, действительно случившемся в годы войны неподалеку от того места, где проживал Анатолий Калинин. Конечно, в повести присутствует большая доля вымысла, но прочную основу для повествования о нелегких судьбах людей заложила сама жизнь, её суровая правда.
«...Тяжкое испытание выпало на долю казачки Антонины Кашириной. Летом сорок второго при отступлении, наших войск от Ростова к Сталинграду подобрала она на поле боя раненого командира батареи Николая Никитина. Надёжно спрятала на своем подворье от вражеских глаз. Спрятала в тот самый момент, когда в её доме расположился матерый гестаповец, в обязанности которого входило на допросах приводить в чувство пленных, когда они теряли сознание. Рискуя головой, выходила женщина, как птенца с перебитым крылом, молодого лейтенанта. Сберегла от неминучей почти уже смерти. И вдруг почувствовала, что полюбила того, ради которого ежедневно шла почти на смерть».
После войны тяжёлые годы… И когда уже тучи сгустились над головой Антонины, в её жизни вновь появился Николай Никитин. Он возвращается к ней. Но Антонину ждёт новое испытание, и на этот раз ещё более суровое. Пятнадцать лет безоблачной и счастливой жизни пролетели, как во сне. Подрос сын Кашириной от первого брака, появилась в доме молодая женщина, невестка Антонины…

Уже через два года, в 1973 году, вышел фильм по этой повести – «Возврата нет» с Нонной Мордюковой и Владиславом Дворжецким в главных ролях.
Евдокия
Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 году была издана его книга очерков о Шолохове – «Вешенское лето», которая много раз переиздавалась. В 1975 году вышла в свет книга Калинина «Время «Тихого Дона»». Это не критическое исследование произведений Шолохова, это рассказ о жизни художника, и широкие размышления о творчестве в целом. Это художественная биография Шолохова.

«Анатолий Калинин — хороший человек и писатель, — говорил Михаил Шолохов. — От него хорошее человеческое тепло далеко идёт».
Евдокия
В 1982-1983 годах вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырёх томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.

От советских критиков Анатолию Калинину доставалось по первое число. И за «Суровое поле», в котором он якобы оправдал власовца, и за «Эхо войны» - главная героиня-то предательница, мать полицаев, а выписана ярко и даже, быть может, с состраданием. А за юношеский роман «На юге», созданный в окопах Великой отечественной войны, Калинина обозвали «квасным патриотом», потому что его герои – а так было на самом деле – рядом с советскими орденами носили Георгиевские кресты.
Евдокия
Но не эти романы принесли Анатолию Калинину широкую известность. Роман «Цыган» - вот произведение, что прославило автора. Этот роман сложился из множества автобиографических деталей.
«Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привёл меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я ещё не знал, что буду писать роман «Цыган»… А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата – Будулаем».
Своим вниманием роман «Цыган» критика не жаловала – уж больно велика оказалась читательская любовь к Будулаю и Клавдии, и никому не хотелось вызывать на свою голову гнев народа.
«Почему «Цыган», а не «Казак»?» - спрашивали у Анатолия Калинина друзья, читатели, критики. «Я живу среди казаков и всё время о них пишу. А «Цыган» роман и о казаках». Но однажды он признался: «Мой пращур был цыганом и спал под кустом калины – от него и пошёл наш род Калининых».
Евдокия
Первая часть романа вызвала у читателей большую любовь с привкусов печали. И на волне этой любви в 1967 году на экраны вышел художественный фильм «Цыган», поставленный Евгением Матвеевым. Роль Будулая исполнил сам Евгений Матвеев, роль Клавдии Пухляковой – Людмила Хитяева.
После премьеры Евгения Семёновича Матвеева атаковали на улицах люди разных возрастов и профессий, требуя от него немедленно вернуться к Клавдии.
Сам Матвеев восхищался Будулаем, который ради счастья и спокойствия другого человека, пожертвовал своим счастьем.
Калинин после просмотра фильма был расстроен, и даже хмур. Не потому, что у Матвеева не хватило таланта, темперамента воплотить образ Будулая, просто у него в душе был свой Будулай.
Евдокия
Все требовали продолжения истории Будулая и Клавдии. И Анатолий Калинин приступает к работе.

Из всех персонажей именно Будулай стал Калинину особенно близок. Ни одно из своих произведений Анатолий Калинин не писал с такой страстной и беззаветной самоотдачей, как роман «Цыган». Когда он работал над романом, то это было настоящее отшельничество. Часто он завтракал, обедал, ужинал в своём мезонине, машинально что-то жуя, глотая. Иногда он просил дочь поставить ему пластинку с романсами Глинки или Первый концерт Чайковского. «Музыка мне делает больно. Я чувствую себя незащищённым от всех стихий, чувств в первую очередь. Без этого художнику нельзя. Для него не существует чужой боли, чужой радости… Душа должна быть растревоженной, только тогда имеешь право взяться за перо. Равнодушным и отстранённым оно служит неверно…».
Евдокия
Когда работа шла, он слушал Чайковского, Шопена, Рахманинова, радостно читал дочери Блока и Маяковского. Родным он рассказывал о Будулае… и Клавдии.
«А как же Клавдия?» - спрашивала дочь.
«Клавдия, я думаю поедет его искать. Но она пока не решила. Ей уже сорок, у неё взрослые дети, и она стыдится людей… А ведь любовь не спросит, когда ей прийти…»

Ругают женщину одну
За то, что в сорок лет запела
И вновь отпраздновать весну
Свою под осень захотела…

Вторая часть была напечатана в «Огоньке». В киоски за журналом выстраивались длинные очереди. В доме Калинина бесконечно звонит телефон, летят письма. Все высказывают своё восхищение, негодование, радость. Женщины чаще негодуют – автор опять разлучил Клавдию с Будулаем… Так несправедливо обойтись с героями! Больше всех возмущаются вдовы и просто одинокие женщины.
Евдокия
Роман произвёл сильное впечатление на актрису Клару Лучко. Она мечтала сыграть Клавдию Пухлякову. «Это моя роль, Анатолий Вениаминович, только моя. Всю жизнь её ждала. Нужно немедленно запустить в производство многосерийный телевизионный фильм».
«Цыган» выходит отдельной книгой. Появляются новые персонажи: Катька Аэропорт, полковник Привалов, Шелухин… Инсценировки романа идут в театрах.
Клара Лучко звонит снова и снова. Калинин колеблется. Но уже чаще называет Лучко Клавой, а не Кларой, ведь в её интонациях он слышит свою Клавдию Пухлякову. И вот после раздумий Калинин даёт согласие на ещё одну экранизацию.
Скоро в его доме появился и Будулай – Михай Волонтир, который оказался очень близок к образу Будулая, придуманным Калининым.
В 1979 году на экраны выходит четырёхсерийный фильм «Цыган», после просмотра которого Анатолий Калинин сразу садится за продолжение романа. «Но конец должен быть счастливым, - возбуждённо кричит в трубку Клара Лучко. – Не будьте таким жестоким, прошу вас. Люди ждут, что Будулай и Клавдия будут наконец вместе…».
Евдокия
Калинин и сам уже хочет, чтобы они были вместе, но… «Я не могу заставить их сделать что-либо силой. Они живут своей жизнью. Давно, очень давно… Они меня не послушают. Кажется, Клавдия уже полюбила своё одиночество, да и Будулай немного одичал… Он частично потерял память после побоев. Помнит войну, боевых товарищей, а Клавдию забыл. Быть может, потому, что слишком сильно хотел быть с ней… Возможно, к нему вернётся память, но никто не знает, когда это случится…».
В 1986 году на экраны выходит четырёхсерийный фильм «Возвращение Будулая».
Этот фильм Калинина расстроил. Он не вмешивался в сценарный процесс и вышла отсебятина. Исчезла романтика возвышенной любви, без которой Клавдия и Будулай, по его мнению, оказались самыми обычными серыми людьми.
Евдокия
А потом была ещё одна киноверсия «Цыгана». В 1993 году вышел четырёхсерийный фильм «Цыганский остров», а в 1994 году из него был смонтирован фильм «Будулай, которого не ждут», где главные роль сыграли Отар Мегвенетухуцесия и Ирина Купченко. Здесь Будулай после 10 лет тюрьмы вернулся в станицу.
Евдокия
Все части романа печатались в «Роман-газете», которые тогда расходились миллионными тиражами. Исключением стала восьмая часть, которую печатать не стали, хотя она и стояла в издательском плане. В ней герои вновь расстаются, уже трагично.
«Многие не поймут. Особенно женщины. Тебе придётся писать продолжение» - сказала Калинину дочь. «Нет. Больше ничего не будет. Хватит. Всегда болит сердце, когда думаю о них. Почему у них так получилось?» - ответил писатель.
Счастливый конец был в фильме «Возвращение Будулая», который так не понравился Анатолию Калинину «Счастливый конец – это как соска для зрителя. Мы все любим эти соски».
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Все части романа печатались в «Роман-газете», которые тогда расходились миллионными тиражами. Исключением стала восьмая часть, которую печатать не стали, хотя она и стояла в издательском плане. В ней герои вновь расстаются, уже трагично.
«Многие не поймут. Особенно женщины. Тебе придётся писать продолжение» - сказала Калинину дочь. «Нет. Больше ничего не будет. Хватит. Всегда болит сердце, когда думаю о них. Почему у них так получилось?» - ответил писатель.
Счастливый конец был в фильме «Возвращение Будулая», который так не понравился Анатолию Калинину «Счастливый конец – это как соска для зрителя. Мы все любим эти соски».
Цитата из другого классика:
- … И в трагических концах есть своё величие.
- Какое?
- Они заставляют задуматься оставшихся в живых.
- Что же тут величественного? Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных.
Евгений Шварц «Обыкновенное чудо».
Евдокия
Но продолжение всё-таки было. Анатолий Калинин опубликовал «Послесловие» в стихах, где Будулай и Ваня оказались среди защитников Белого дома. А перед смертью Анатолий Вениаминович завещал жене: «Распорядишься всем по своему усмотрению, когда меня уже не будет…».

После смерти Анатолия Калинина вышла девятая, заключительная, часть романа «Цыган».
Евдокия
На сегодня всё. Всем спасибо! Всем добра!
Анна, 2 ребенка
спасибо, очень интересная тема. фильм классный, моя мама его оч любит и в детстве я его часто смотрела
ЕвдокияВ ответ на Анна
Анна
спасибо, очень интересная тема. фильм классный, моя мама его оч любит и в детстве я его часто смотрела
Тоже очень люблю этот фильм (с Лучко и Волонтиром). Жаль его не показывают по ТВ.
Helen
Знаю родственников Калинина - его двоюродных племянников, которые живут в Новочеркасске. У них есть и книги с автографами писателя, и фотографии.
ЕвдокияВ ответ на Helen
Helen
Знаю родственников Калинина - его двоюродных племянников, которые живут в Новочеркасске. У них есть и книги с автографами писателя, и фотографии.
Хорошо, что родные хранят наследие писателя. У него очень сильные вещи. С радостью его для себя открыла.
12