Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Не из металла грудь и не из стали крылья,
Но сложатся легенды и в словах
Переплетется сказочное с былью...»
Писала летчица Наталья Меклин.
Ране самолет "По-2 "назывался именно "У-2"- учебный, так как в 1927 этот самолет задумывался как машина для обучения летчиков, но во время войны его стали применять как легкий ночной бомбардировщик, при этом нанося противнику ощутимый урон.
Марина Раскова — основательница женского авиаполка.
В 1941 году Марине Расковой было 29 лет.
Для этoгo Mapинe пpишлocь иcпoльзoвaть cвoи личныe pecуpcы и личнoe знaкoмcтвo co Cтaлиным. Hиктo ocoбo нe paccчитывaл нa уcпex, oднaкo дaли «дoбpo» и oбecпeчили нeoбxoдимoй тexникoй. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны.
Два первых полка были смешанными, и только последний, в котором летали на легком бомбардировщике По-2, был исключительно женским. Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники — все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая работа делалась женскими руками. . Вскоре полк перевели в Краснодар, и ночные ведьмы стали летать над Кавказом.
Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей.
Тем не менее, они успешно завершили 30 000 бомбардировок и сбросили более 23 000 тонн боеприпасов на наступающие немецкие армии в течение четырех лет во время Второй мировой войны.
Осознавая свои технические недостатки, летчицы чаще всего летали только глубокой ночью. И они всегда летали группами по трое: два самолета выступали в роли приманки и притягивали прожекторы и выстрелы. Затем оба самолета разлетались в противоположные стороны и дико крутились, чтобы избежать попадания зенитных орудий. Третий тогда летел в темноте, чтобы направиться к цели и сбросить бомбы. Эта последовательность будет продолжаться до тех пор, пока каждый из трех самолетов не сбросит все свои бомбы.
Полет продолжался около часа — достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5 — 6 боевых вылетов, зимой — 10 — 12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», — вспоминала Евдокия Рачкевич, одна из женщин- летчиц.
Капитану Евдокии Бершанской в 1942 году, когда полк отправился на фронт, было 29 лет. Она была красавицей: статная, кудрявая, с открытым волевым в небе с девятнадцати лет, когда поступила в Батайскую школу пилотов. Перед войной она несколько лет проработала инструктором, готовя будущих летчиков. Тогда же она вышла замуж в первый раз, за Петра Бершанского, но брак оказался недолгим. От него у Евдокии остался маленький сын. Любовь свою Евдокия нашла на войне: 46-му гвардейскому полку часто приходилось работать вместе с 889-м легкобомбардировочным ночным полком, который, в сущности, выполнял те же задачи, что и «Ночные ведьмы», но был мужским. Командовал им майор Константин Бочаров — и вскоре после Победы командиры полков поженились. С Константином Дмитриевичем Евдокия прожила до смерти в 1982 году. Это, кстати, была не единственная свадьба между военнослужащими этих полков. После войны Евдокия работала в комитете советских женщин и в комитете ветеранов войны.
Капитану Евдокии Бершанской в 1942 году, когда полк отправился на фронт, было 29 лет. Она была красавицей: статная, кудрявая, с открытым волевым в небе с девятнадцати лет, когда поступила в Батайскую школу пилотов. Перед войной она несколько лет проработала инструктором, готовя будущих летчиков. Тогда же она вышла замуж в первый раз, за Петра Бершанского, но брак оказался недолгим. От него у Евдокии остался маленький сын. Любовь свою Евдокия нашла на войне: 46-му гвардейскому полку часто приходилось работать вместе с 889-м легкобомбардировочным ночным полком, который, в сущности, выполнял те же задачи, что и «Ночные ведьмы», но был мужским. Командовал им майор Константин Бочаров — и вскоре после Победы командиры полков поженились. С Константином Дмитриевичем Евдокия прожила до смерти в 1982 году. Это, кстати, была не единственная свадьба между военнослужащими этих полков. После войны Евдокия работала в комитете советских женщин и в комитете ветеранов войны.
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.
Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.
Перед боем за Новороссийск, база у Геленджика
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.
Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.
Перед боем за Новороссийск, база у Геленджика
«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте...
...Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась...
«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница...»
«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте...
...Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась...
«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница...»
Слава им вечная!!!
Летчицы герои Советского Союза — Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин
За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.
Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз — более 300 боевых вылетов.