Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Их называли " Ночными Ведьмами".

Мадам Н.Д.
У войны не женское лицо… Наверное, именно поэтому так пристально мы вглядываемся в женские изображения на военных снимках, интересуемся их судьбами на войне. Именно женские военные истории особенно трогательно отражены и в художественной литературе, и в кино.  Сегодня я хочу рассказать о женщинах-летчицах, воевавших в 46 гвapдeйcком нoчнoм бoмбapдиpoвoчном  авиационном полку, который враги прозвали  «Ночными  ведьмами». Все его воины — от летчиков и штурманов до техников — были женщинами. 
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
78
Мадам Н.Д.
«Немцы называли нас ночными ведьмами, а „ведьмам“ было всего от 15 до 27 лет», — напишет позже в воспоминаниях летчица Евгения Жигуленко. На счету 46-го гвардейского женского полка — свыше 23 тысяч боевых вылетов. Сначала немцы называли легкие бомбардировщики По-2, на которых летали «ведьмы» — «рашен фанер». Но вскоре презрение превратилось в страх.
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
«Немцы называли нас ночными ведьмами, а „ведьмам“ было всего от 15 до 27 лет», — напишет позже в воспоминаниях летчица Евгения Жигуленко. На счету 46-го гвардейского женского полка — свыше 23 тысяч боевых вылетов. Сначала немцы называли легкие бомбардировщики По-2, на которых летали «ведьмы» — «рашен фанер». Но вскоре презрение превратилось в страх.
«Пусть эти тихие и скромные У-2,
Не из металла грудь и не из стали крылья,
Но сложатся легенды и в словах
Переплетется сказочное с былью...»


Писала летчица Наталья Меклин.
Ране самолет "По-2 "назывался именно "У-2"- учебный, так как в 1927 этот самолет задумывался как машина для обучения летчиков, но во время войны его стали применять как легкий ночной бомбардировщик, при этом нанося противнику ощутимый урон.
Мадам Н.Д.
B 1941 гoду, в гopoдe Энгeльc пoд личную oтвeтcтвeннocть cтapшeгo лeйтeнaнтa гocбeзoпacнocти Mapины Pacкoвoй был ocнoвaн 46 гвapдeйcкий нoчнoй бoмбapдиpoвoчный жeнcкий aвиaциoнный пoлк, кoтopый в будущeм oкpecтили «Hoчными вeдьмaми».

Марина Раскова — основательница женского авиаполка.
В 1941 году Марине Расковой было 29 лет.

Для этoгo Mapинe пpишлocь иcпoльзoвaть cвoи личныe pecуpcы и личнoe знaкoмcтвo co Cтaлиным. Hиктo ocoбo нe paccчитывaл нa уcпex, oднaкo дaли «дoбpo» и oбecпeчили нeoбxoдимoй тexникoй. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны.
Мадам Н.Д.
Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков.


Два первых полка были смешанными, и только последний, в котором летали на легком бомбардировщике По-2, был исключительно женским. Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники — все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая работа делалась женскими руками. . Вскоре полк перевели в Краснодар, и ночные ведьмы стали летать над Кавказом.
Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей.
Мадам Н.Д.
Женщины 588 — го ночного бомбардировочного полка советских ВВС не имели ни радаров, ни пулеметов, ни радиоприемников, ни парашютов. Все, что у них было на борту, - это карта, компас, линейки, секундомеры, фонарики и карандаши.




Тем не менее, они успешно завершили 30 000 бомбардировок и сбросили более 23 000 тонн боеприпасов на наступающие немецкие армии в течение четырех лет во время Второй мировой войны.
Мадам Н.Д.
Кроме того, эти самолеты имели значительные недостатки, поскольку они были медленными, легко воспламеняемыми и имели нулевую броню. Однако они предлагали несколько практических преимуществ. Одним из существенных преимуществ было то, что из-за примитивной конструкции самолета было трудно обнаружить самолет на радаре.
Осознавая свои технические недостатки, летчицы чаще всего летали только глубокой ночью. И они всегда летали группами по трое: два самолета выступали в роли приманки и притягивали прожекторы и выстрелы. Затем оба самолета разлетались в противоположные стороны и дико крутились, чтобы избежать попадания зенитных орудий. Третий тогда летел в темноте, чтобы направиться к цели и сбросить бомбы. Эта последовательность будет продолжаться до тех пор, пока каждый из трех самолетов не сбросит все свои бомбы.
Мадам Н.Д.
НАШ ПОЛК ПОСЫЛАЛИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ САМЫХ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ, МЫ ЛЕТАЛИ ДО ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНЕМОЖЕНИЯ. БЫЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ЭКИПАЖИ ОТ УСТАЛОСТИ НЕ МОГЛИ ВЫЙТИ ИЗ КАБИНЫ, И ИМ ПРИХОДИЛОСЬ ПОМОГАТЬ

Полет продолжался около часа — достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5 — 6 боевых вылетов, зимой — 10 — 12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», — вспоминала Евдокия Рачкевич, одна из женщин- летчиц.
Мадам Н.Д.
«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ» — вспоминали летчицы.
Маркиза
Заранее спасибо,вечером почитаю.

Мадам Н.Д.
Командиром «ночных колдуний», как прозвали их гитлеровцы, была Евдокия Бершанская. По имени Евдокии в советских частях «ночных ведьм» нередко шутливо называли «Дунькин полк». Позднее, однако, к ним прониклись уважением, смешанным с восхищением.


Капитану Евдокии Бершанской в 1942 году, когда полк отправился на фронт, было 29 лет. Она была красавицей: статная, кудрявая, с открытым волевым в небе с девятнадцати лет, когда поступила в Батайскую школу пилотов. Перед войной она несколько лет проработала инструктором, готовя будущих летчиков. Тогда же она вышла замуж в первый раз, за Петра Бершанского, но брак оказался недолгим. От него у Евдокии остался маленький сын. Любовь свою Евдокия нашла на войне: 46-му гвардейскому полку часто приходилось работать вместе с 889-м легкобомбардировочным ночным полком, который, в сущности, выполнял те же задачи, что и «Ночные ведьмы», но был мужским. Командовал им майор Константин Бочаров — и вскоре после Победы командиры полков поженились. С Константином Дмитриевичем Евдокия прожила до смерти в 1982 году. Это, кстати, была не единственная свадьба между военнослужащими этих полков. После войны Евдокия работала в комитете советских женщин и в комитете ветеранов войны.
Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Командиром «ночных колдуний», как прозвали их гитлеровцы, была Евдокия Бершанская. По имени Евдокии в советских частях «ночных ведьм» нередко шутливо называли «Дунькин полк». Позднее, однако, к ним прониклись уважением, смешанным с восхищением.


Капитану Евдокии Бершанской в 1942 году, когда полк отправился на фронт, было 29 лет. Она была красавицей: статная, кудрявая, с открытым волевым в небе с девятнадцати лет, когда поступила в Батайскую школу пилотов. Перед войной она несколько лет проработала инструктором, готовя будущих летчиков. Тогда же она вышла замуж в первый раз, за Петра Бершанского, но брак оказался недолгим. От него у Евдокии остался маленький сын. Любовь свою Евдокия нашла на войне: 46-му гвардейскому полку часто приходилось работать вместе с 889-м легкобомбардировочным ночным полком, который, в сущности, выполнял те же задачи, что и «Ночные ведьмы», но был мужским. Командовал им майор Константин Бочаров — и вскоре после Победы командиры полков поженились. С Константином Дмитриевичем Евдокия прожила до смерти в 1982 году. Это, кстати, была не единственная свадьба между военнослужащими этих полков. После войны Евдокия работала в комитете советских женщин и в комитете ветеранов войны.
Не их ли обыграли слегка приукрасила в небесном тихоходе?
Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Железный Феликс
Железный Феликс
Не их ли обыграли слегка приукрасила в небесном тихоходе?
История переписки2
Приукрасив
Мадам Н.Д.
В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Перерывы между вылетами составляли 5—8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6—8 вылетов летом и 10—12 зимой.
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.
Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.



Перед боем за Новороссийск, база у Геленджика
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Перерывы между вылетами составляли 5—8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6—8 вылетов летом и 10—12 зимой.
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.
Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.



Перед боем за Новороссийск, база у Геленджика
Девушки принимали участие в боевых действиях на Кавказе, летчицы вспоминали о трудностях перелета в горах.

Ссылка
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Девушки принимали участие в боевых действиях на Кавказе, летчицы вспоминали о трудностях перелета в горах.

Ссылка
История переписки2
Вспоминает Марина Чечнева, командир 4-ой эскадрильи. Ей в то время был 21 год!


«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте...

...Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась...

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница...»
NapoliВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Вспоминает Марина Чечнева, командир 4-ой эскадрильи. Ей в то время был 21 год!


«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте...

...Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась...

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница...»
История переписки3
Все военные женские специальности, тем более, в страшные вОйны, вызывают глубочайшее уважение и преклонение! Но летчицы- бомбардировщицы, воздушные разведчицы и т.п. - просто потрясают! Совсем девчонки, многие из которых откровенно "домашние", бомбят врага, управляя серьезной воздушной машиной...это...просто слов нет..
Слава им вечная!!!
Мадам Н.Д.
Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ КОМИССАР ПОЛКА ЕВДОКИЯ ЯКОВЛЕВНА РАЧКЕВИЧ НА ДЕНЬГИ, СОБРАННЫЕ ВСЕМ ПОЛКОМ, ОБЪЕЗДИЛА ВСЕ МЕСТА, ГДЕ ГИБЛИ САМОЛЁТЫ, И РАЗЫСКАЛА МОГИЛЫ ВСЕХ ПОГИБШИХ

Мадам Н.Д.
Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов.
Белла, 2 ребенкаВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов.
Вот скажите мне, откуда сведения, кто из немцев летал, вплоть до имени и фамилии и звания?
Мадам Н.Д.В ответ на Белла
Белла
Вот скажите мне, откуда сведения, кто из немцев летал, вплоть до имени и фамилии и звания?
История переписки2
Видимо, какие-то документальные свидетельства сохранились.
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Видимо, какие-то документальные свидетельства сохранились.
История переписки3
Я уточнила- и у нас, и у немцев записывались все вылеты и количество сбитых самолетов. Поэтому эти сведения и сохранились.
Flame, 1 ребенокВ ответ на Белла
Белла
Вот скажите мне, откуда сведения, кто из немцев летал, вплоть до имени и фамилии и звания?
История переписки2
За этим очень тщательно следили. И с нашей стороны и со стороны немцев были точные данные по каждому воздушному бою, велся бух учет боев (в том числе шла оплата за каждый сбитый самолет и тд и тп). А уж немцы были настолько педантичны в таких вещах....если уж у них в концлагерях велся такой бух учет...
Мадам Н.Д.
Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.
Мадам Н.Д.
Однако помимо боевых, были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге лётчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна лётчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы — у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы.
Мадам Н.Д.
Герои Советского Союза

Летчицы герои Советского Союза — Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин
За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз — более 300 боевых вылетов.