Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Благородные девицы

Евдокия
О воспитании и обучении мальчиков в Царскосельском Лицее тема была. Теперь посмотрим, как воспитывали и обучали девочек-дворянок в Императорском воспитательном обществе благородных девиц (Смольный институт благородных девиц).

Смольный институт основали в Санкт-Петербурге по указу Екатерины II в 1764 году. Он стал первым в России учебным заведением для девочек. До этого маленьких дворянок учили дома, а девочки из бедных семей, как правило, и вовсе не получали образование. И вот свершилось…
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
204
Славка, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
11. Медицинская помощь:
При институте был лазарет, где было и теплее, нежели в огромных дортуарах и кормили усиленно. Поэтому многие воспитанницы устраивали себе «каникулы», симулируя соответствующие болезни. Впрочем, многим притворяться не приходилось.
Существовало два помещения: запасной лазарет, который использовали во время эпидемий или для тяжелобольных, и обычный, куда помещались все остальные пациентки.
Какие потолки высоченные! Представляю какой там всегда был холод!
мила мила
Ой как интересно )))жду продолжения!!!
Евдокия
12. Смолянки учились всему, что должны уметь добродетельные матери: домоводству, шитью, вязанию, музыке, светскому обхождению.

Но были и общеобразовательные предметы: краткий Катехизис, русский, французский и немецкий языки, чтение, правописание, история, география, арифметика, геометрия, физика, химия, хронология, мифология, рисование.

Евдокия
Обязательными были уроки физкультуры (немного гимнастики) и танцы. Умение изящно приседать в реверансе в Смольном институте XIX века ценилось больше успехов в математике. За хорошие манеры прощали неудачи в физике, а исключить могли за вульгарное поведение, но уж никак за неудовлетворительные оценки. Единственная наука, которая считалась священной, изучение французского языка.

Евдокия
13. Оценки ставились по двенадцатибалльной шкале. По результатам успеваемости составлялись рейтинги и выдавали промежуточные знаки отличия: банты-кокарды, цвета которых обозначали успешность носительницы или шнурки с кисточками, которые повязывали на волосы.
Евдокия
14. Выпускницы сдавали экзамены по всем предметам. Настоящими испытаниями считались инспекторские, публичные, на которых распределялись награды. На этих испытаниях не редким было присутствие царских особ. Некоторые экзамены были простой формальностью: лучшие ученицы рассказывали заранее заученные билеты.

На фото приём - экзамен на знание хороших манер. Выпускной альбом института 1889 года.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
14. Выпускницы сдавали экзамены по всем предметам. Настоящими испытаниями считались инспекторские, публичные, на которых распределялись награды. На этих испытаниях не редким было присутствие царских особ. Некоторые экзамены были простой формальностью: лучшие ученицы рассказывали заранее заученные билеты.

На фото приём - экзамен на знание хороших манер. Выпускной альбом института 1889 года.
По результатам обучения выдавались награды и шифры. Шифр - это металлический вензель царствующей императрицы, он носился на левом плече на банте из белой в цветную полоску ленты. Цвет полос зависел от учебного заведения. Еще вручались золотые и серебряные медали разной величины (или порядка).
Славка, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
14. Выпускницы сдавали экзамены по всем предметам. Настоящими испытаниями считались инспекторские, публичные, на которых распределялись награды. На этих испытаниях не редким было присутствие царских особ. Некоторые экзамены были простой формальностью: лучшие ученицы рассказывали заранее заученные билеты.

На фото приём - экзамен на знание хороших манер. Выпускной альбом института 1889 года.
Да наше образование по нагрузкам несопоставимо с тем, что было. Экзамены по всем предметам! Учеба с утра до вечера!. Хорошо, что я живу сейчас, а не в те года
мила мила
Вот это рацион ((((блин ((растущему организму (((я б померла (((
Евдокия
15. Телесные наказания к воспитанницам не применялись. Однако с теми, кто совершил какой-либо проступок, особенно не церемонились. Самыми привычными были окрик и брань. Обычным наказанием было, когда нарушительницу позорили перед всем институтом: снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью, оставляли стоять посреди столовой во время обеда.

Совсем тяжело приходилось девочкам, страдающим энурезом. Такая воспитанница должна была идти на завтрак с мокрой простыней поверх платья, что считалось страшным позором не только для нее лично, но и для всего дортуара. После этого девочки, чтобы подобного несчастья больше не случалось, будили одноклассницу ночью.
мила милаВ ответ на Евдокия
Евдокия
15. Телесные наказания к воспитанницам не применялись. Однако с теми, кто совершил какой-либо проступок, особенно не церемонились. Самыми привычными были окрик и брань. Обычным наказанием было, когда нарушительницу позорили перед всем институтом: снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью, оставляли стоять посреди столовой во время обеда.

Совсем тяжело приходилось девочкам, страдающим энурезом. Такая воспитанница должна была идти на завтрак с мокрой простыней поверх платья, что считалось страшным позором не только для нее лично, но и для всего дортуара. После этого девочки, чтобы подобного несчастья больше не случалось, будили одноклассницу ночью.
Так от холода наверно и страдали энурез ((бедные детки ((
Жить хорошо!В ответ на Евдокия
Евдокия
15. Телесные наказания к воспитанницам не применялись. Однако с теми, кто совершил какой-либо проступок, особенно не церемонились. Самыми привычными были окрик и брань. Обычным наказанием было, когда нарушительницу позорили перед всем институтом: снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью, оставляли стоять посреди столовой во время обеда.

Совсем тяжело приходилось девочкам, страдающим энурезом. Такая воспитанница должна была идти на завтрак с мокрой простыней поверх платья, что считалось страшным позором не только для нее лично, но и для всего дортуара. После этого девочки, чтобы подобного несчастья больше не случалось, будили одноклассницу ночью.
Вот так воспитывались железные леди!Завидовать не хочется.
Greedy belkaВ ответ на Евдокия
Евдокия
15. Телесные наказания к воспитанницам не применялись. Однако с теми, кто совершил какой-либо проступок, особенно не церемонились. Самыми привычными были окрик и брань. Обычным наказанием было, когда нарушительницу позорили перед всем институтом: снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью, оставляли стоять посреди столовой во время обеда.

Совсем тяжело приходилось девочкам, страдающим энурезом. Такая воспитанница должна была идти на завтрак с мокрой простыней поверх платья, что считалось страшным позором не только для нее лично, но и для всего дортуара. После этого девочки, чтобы подобного несчастья больше не случалось, будили одноклассницу ночью.
Сразу вспоминается Лутонская школа из "Джейн Эйр"
Жить хорошо!В ответ на Greedy belka
Greedy belka
Сразу вспоминается Лутонская школа из "Джейн Эйр"
История переписки2
Тоже вспомнила.
Комментарий удален.Почему?
Ловец снов, 1 ребенокВ ответ на Кэтик
Комментарий удален.Почему?
История переписки2
У вас странные представления о маргиналках. Я маргиналкой считаю мать, вступающую в драки при ребенке на детской площадке
КэтикВ ответ на Ловец снов
Ловец снов
У вас странные представления о маргиналках. Я маргиналкой считаю мать, вступающую в драки при ребенке на детской площадке
История переписки3
Ну... Я имела ввиду тех, кто сам думать не умеет. Кто будет идти за толпой, главное - как все.
Сложно представить, что такими методами можно воспитать самостоятельное независимое мышление.
СНЕ-ГУ-РОччч-Ка!В ответ на Кэтик
Кэтик
Ну... Я имела ввиду тех, кто сам думать не умеет. Кто будет идти за толпой, главное - как все.
Сложно представить, что такими методами можно воспитать самостоятельное независимое мышление.
История переписки4
Сложно представить, что такими методами можно воспитать самостоятельное независимое мышление.

А вы погуглите, кем стали женщины, обучающиеся в институте благородных девиц. Там от первой воздухоплавательницы до музыкантов и писателей.
Илона Шепель, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
15. Телесные наказания к воспитанницам не применялись. Однако с теми, кто совершил какой-либо проступок, особенно не церемонились. Самыми привычными были окрик и брань. Обычным наказанием было, когда нарушительницу позорили перед всем институтом: снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью, оставляли стоять посреди столовой во время обеда.

Совсем тяжело приходилось девочкам, страдающим энурезом. Такая воспитанница должна была идти на завтрак с мокрой простыней поверх платья, что считалось страшным позором не только для нее лично, но и для всего дортуара. После этого девочки, чтобы подобного несчастья больше не случалось, будили одноклассницу ночью.
Это все с шестилетними малышками творили!
У мальчиков комнаты свои даже, а там все пространство личное кровать.
ЛВ ответ на Илона Шепель
Илона Шепель
Это все с шестилетними малышками творили!
У мальчиков комнаты свои даже, а там все пространство личное кровать.
История переписки2
Мальчики в кадетках жили еще хуже.( Царскосельский лицей -это исключительное учебное заведение. А так мальчики больше по еадетским и юнкерским училищам.
Куприна можео почитать в связи с этим - лет с 6 по кадеткам.
kryska lokiВ ответ на Евдокия
Евдокия
15. Телесные наказания к воспитанницам не применялись. Однако с теми, кто совершил какой-либо проступок, особенно не церемонились. Самыми привычными были окрик и брань. Обычным наказанием было, когда нарушительницу позорили перед всем институтом: снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью, оставляли стоять посреди столовой во время обеда.

Совсем тяжело приходилось девочкам, страдающим энурезом. Такая воспитанница должна была идти на завтрак с мокрой простыней поверх платья, что считалось страшным позором не только для нее лично, но и для всего дортуара. После этого девочки, чтобы подобного несчастья больше не случалось, будили одноклассницу ночью.
Известный детский ночной грех возбуждал к провинившейся бесчеловечное отношение со стороны всех без исключения окружающих. Это несчастие случалось с некоторыми воспитанницами обыкновенно лишь в первый год их вступления в институт, следовательно, когда им было 9 или 10 лет. В младшем классе редко кто из девочек понимал позор доноса на подругу, и никто из них не умел разобраться в том, происходит ли несчастие с товаркой от дурной привычки или от болезни. Совершенно так же плохо были осведомлены на этот счет и классные дамы. Между тем те и другие твердо усвоили понятие о том, как постыдно не соблюдать чистоплотных обычаев. Как только утром воспитанницы вставали и одна из них замечала, что у подруги не все обстоит благополучно, она объявляла об этом во всеуслышание. Провинившуюся осыпали бранью, кричали ей, что она опозорила дортуар, и звали классную даму, которая надевала провинившейся мокрую простыню поверх платья и завязывала ее на шее. В таком позорном наряде несчастную вели в столовую и во время чая ставили так, чтобы все взрослые и маленькие воспитанницы могли все время любоваться ею. Тут опять на несчастную сыпался град насмешек и издевательств, отовсюду раздавались вопросы -- из какого дортуара эта особа? Во время урока несчастную избавляли от позорного трофея, но когда приходилось спускаться в столовую к завтраку и обеду, она опять была украшена им.

Этого несчастия воспитаннице никогда не удавалось скрыть от подруг, а между тем оно обыкновенно повторялось... Подруги, считая себя из-за нее окончательно опозоренными, все запальчивее выражали к ней ненависть и презрение, не называя ее иначе, как позорными эпитетами, толкали, щипали ее. Чтобы предупредить повторение этой слабости, воспитанницы каждый раз, когда кто-нибудь из них просыпался, считали своею священною обязанностью будить несчастную. В дортуаре было до 30 девочек, они то и дело просыпались ночью и совсем не давали спать злосчастному ребенку. Понятно, что при этих нападках несчастие с ребенком начинало быстро учащаться и в конце концов делалось хроническим явлением. Такие девочки являлись настоящими мученицами. В то время как бедную девочку чуть не сживали со света, никто никогда не обратился к доктору, чтобы узнать, не подвержена ли она какой-нибудь болезни, не следует ли ее лечить, вместо того чтобы карать с такою жестокостью. Одна девочка, испытывая подобные пытки, из здорового, краснощекого ребенка, каким она поступила в институт, через полгода превратилась в хилое, желтолицее существо. В конце концов ее удалили из института. Когда через несколько месяцев после этого она приехала к нам навестить свою родную сестру, бывшую в старшем классе, -- этот, еще недавно затравленный зверек имел вид веселый и здоровый.
Евдокия
Дисциплина была строжайшей. Заработать выговор можно было за слишком громкий разговор на перемене, небрежно заправленную постель, не по уставу завязанный бант на переднике или выбившийся локон из строгой прически. Очень высоко здесь ценилось полное подчинение правилам и обычаям институтской жизни, на что указывает само определение воспитанниц, отличавшихся послушанием и отменным поведением - "парфетки" (искаженное французское "parfaite" - совершенная). Всякое же нарушение порядка было отступлением от институтского "благонравия" и считалось "дурным поведением". Поэтому шалуний и строптивиц называли "мовешками" ("mauvaise" - дурная).
Евдокия
16. Прогулки и развлечения.
В стенах института воспитанницам запрещалось бегать или играть в подвижные игры. Ежедневные прогулки были короткими и проходили только под присмотром классной дамы.

Жить хорошо!В ответ на Евдокия
Евдокия
16. Прогулки и развлечения.
В стенах института воспитанницам запрещалось бегать или играть в подвижные игры. Ежедневные прогулки были короткими и проходили только под присмотром классной дамы.

Видимо о пользе движения еще не знали.Бедные девчонки-12 лет в казарме.
FenixВ ответ на Жить хорошо!
Жить хорошо!
Видимо о пользе движения еще не знали.Бедные девчонки-12 лет в казарме.
История переписки2
Да мне кажется, при таком меню, им самим особо не до активных прогулок было((( так, от скамеечки до скамеечки мелкими перебежками чтоб голова не кружилась