Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Благородные девицы

Евдокия
О воспитании и обучении мальчиков в Царскосельском Лицее тема была. Теперь посмотрим, как воспитывали и обучали девочек-дворянок в Императорском воспитательном обществе благородных девиц (Смольный институт благородных девиц).

Смольный институт основали в Санкт-Петербурге по указу Екатерины II в 1764 году. Он стал первым в России учебным заведением для девочек. До этого маленьких дворянок учили дома, а девочки из бедных семей, как правило, и вовсе не получали образование. И вот свершилось…
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
204
Евдокия
1. В Смольном институте готовили «образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Принимали девочек из дворянских семей с 6 лет. Срок обучения с постоянным проживанием составлял 12 лет и был разбит на 4 периода (курса).
Позже стали принимать девочек с 9 лет, срок обучения уменьшился до 9 лет по 3 курса.
При поступлении девочки сдавали вступительные экзамены: немного французского, ещё меньше русского. Строго смотрели на нравственное и религиозное воспитание девочки.
Евдокия
2. Из стен института выходила обученная и воспитанная 18-летняя девица, не испорченная обществом и дремучими семейными традициями. Во всяком случае, такая была задумка.

Родители воспитанниц давали подписку о том, что не будут требовать дочь домой ранее срока. Желающих расстаться со своей кровиночкой на долгих 12 лет было не много. Некоторых родителей ещё пугал вопрос о дальнейшем замужестве чересчур образованной девицы. Именно поэтому первоначально основной состав воспитанниц был родовитым, но бедным.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
2. Из стен института выходила обученная и воспитанная 18-летняя девица, не испорченная обществом и дремучими семейными традициями. Во всяком случае, такая была задумка.

Родители воспитанниц давали подписку о том, что не будут требовать дочь домой ранее срока. Желающих расстаться со своей кровиночкой на долгих 12 лет было не много. Некоторых родителей ещё пугал вопрос о дальнейшем замужестве чересчур образованной девицы. Именно поэтому первоначально основной состав воспитанниц был родовитым, но бедным.
После 1825 года здесь учились дочери некоторых декабристов. Например, обе дочери Каховского, одного из руководителей декабрьского восстания, который смертельно ранил героя Отечественной войны 1812 года генерала Милорадовича и покушался на брата императора Александра I Михаила Павловича. Обе девочки окончили курс с серебряными медалями.

Учились здесь и «иноземки»: внучка Шамиля и дочери грузинских князей, княжны Черногории и шведские аристократки
Lilium CandidumВ ответ на Евдокия
Евдокия
После 1825 года здесь учились дочери некоторых декабристов. Например, обе дочери Каховского, одного из руководителей декабрьского восстания, который смертельно ранил героя Отечественной войны 1812 года генерала Милорадовича и покушался на брата императора Александра I Михаила Павловича. Обе девочки окончили курс с серебряными медалями.

Учились здесь и «иноземки»: внучка Шамиля и дочери грузинских князей, княжны Черногории и шведские аристократки
История переписки2
Дочери декабриста Каховского не могли учиться в Смольном, потому что ни жены, ни дочерей у декабриста Каховского не было. Именно из-за отсутствия семьи Каховский был предназначен на роль цареубийцы
NeioВ ответ на Lilium Candidum
Lilium Candidum
Дочери декабриста Каховского не могли учиться в Смольном, потому что ни жены, ни дочерей у декабриста Каховского не было. Именно из-за отсутствия семьи Каховский был предназначен на роль цареубийцы
История переписки3
Я думаю автор изначального текста просто перепутала декабриста Каховского с генералом Каховским!
Евдокия
3. Учились воспитанницы за государственный счёт. Но среди девочек были и такие, которые воспитывались за счёт специальных стипендий, вносимых как императорской семьей, так и просто богатыми людьми. Таких воспитанниц называли пансионерками.

Кстати, сёстры Каховские были пансионерками императора Николая I (несмотря на то, что их отец был повешен как государственный преступник).
И. И. Бецкой, изначально возглавлявший институт, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал.
Гофмейстерина Е. К. Штакельберг завещала деньги в уплату содержания девочек из неимущих семей дворян Лифляндии и выдачи им пособий при выпуске.
Ежегодные взносы для содержания стипендиаток делали Орловы, Голицыны, Демидовы и Салтыковы.
Пансионерки носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, стипендиатки Павла I носили голубые, у Демидовских – померанцевые, протеже Бецкого - зелёные, а Салтыкова – малиновые.
Ангел... на метле., 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
3. Учились воспитанницы за государственный счёт. Но среди девочек были и такие, которые воспитывались за счёт специальных стипендий, вносимых как императорской семьей, так и просто богатыми людьми. Таких воспитанниц называли пансионерками.

Кстати, сёстры Каховские были пансионерками императора Николая I (несмотря на то, что их отец был повешен как государственный преступник).
И. И. Бецкой, изначально возглавлявший институт, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал.
Гофмейстерина Е. К. Штакельберг завещала деньги в уплату содержания девочек из неимущих семей дворян Лифляндии и выдачи им пособий при выпуске.
Ежегодные взносы для содержания стипендиаток делали Орловы, Голицыны, Демидовы и Салтыковы.
Пансионерки носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, стипендиатки Павла I носили голубые, у Демидовских – померанцевые, протеже Бецкого - зелёные, а Салтыкова – малиновые.
Как собачки ошейники(((((
Агния БеркутВ ответ на Евдокия
Евдокия
3. Учились воспитанницы за государственный счёт. Но среди девочек были и такие, которые воспитывались за счёт специальных стипендий, вносимых как императорской семьей, так и просто богатыми людьми. Таких воспитанниц называли пансионерками.

Кстати, сёстры Каховские были пансионерками императора Николая I (несмотря на то, что их отец был повешен как государственный преступник).
И. И. Бецкой, изначально возглавлявший институт, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал.
Гофмейстерина Е. К. Штакельберг завещала деньги в уплату содержания девочек из неимущих семей дворян Лифляндии и выдачи им пособий при выпуске.
Ежегодные взносы для содержания стипендиаток делали Орловы, Голицыны, Демидовы и Салтыковы.
Пансионерки носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, стипендиатки Павла I носили голубые, у Демидовских – померанцевые, протеже Бецкого - зелёные, а Салтыкова – малиновые.
Померанцевый - это что за цвет? Простите за дремучесть.
Вкус летаВ ответ на Агния Беркут
Агния Беркут
Померанцевый - это что за цвет? Простите за дремучесть.
История переписки2
Я тоже дремучая. Пошла гуглить.
Анна Дубровина, 3 ребенкаВ ответ на Агния Беркут
Агния Беркут
Померанцевый - это что за цвет? Простите за дремучесть.
История переписки2
Оранжевый))))
Евдокия
4. Проживали смолянки в дортуарах по несколько человек с приставленной к ним классной дамой.

Вспомним, что каждый воспитанник Царскосельского лицея имел свою отдельную комнатку-келью с кроватью, комодом, столиком для умывания и конторкой для выполнения домашнего задания. У смолянок в личном распоряжении была только кровать. В дортуарах было достаточно прохладно, но одеяла воспитанницам выдавались тонкие. Девочки воспитывались в спартанских условиях.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
4. Проживали смолянки в дортуарах по несколько человек с приставленной к ним классной дамой.

Вспомним, что каждый воспитанник Царскосельского лицея имел свою отдельную комнатку-келью с кроватью, комодом, столиком для умывания и конторкой для выполнения домашнего задания. У смолянок в личном распоряжении была только кровать. В дортуарах было достаточно прохладно, но одеяла воспитанницам выдавались тонкие. Девочки воспитывались в спартанских условиях.
В институте также проживали:
Госпожа Начальница - 1
Госпожа Правительница - 1
Надзирательницы - 4
Учительницы классов - 12
Монахини - 12
Служанки - 14
Кастеланша - 1
Её помощницы - 5
Женщины для ухода за больными - 3
Поварихи -2
Их помощницы - 2
Посудомойки - 4
Женщины, работающие в мыльнях - 3
Привратники – 2
КэтикВ ответ на Евдокия
Евдокия
4. Проживали смолянки в дортуарах по несколько человек с приставленной к ним классной дамой.

Вспомним, что каждый воспитанник Царскосельского лицея имел свою отдельную комнатку-келью с кроватью, комодом, столиком для умывания и конторкой для выполнения домашнего задания. У смолянок в личном распоряжении была только кровать. В дортуарах было достаточно прохладно, но одеяла воспитанницам выдавались тонкие. Девочки воспитывались в спартанских условиях.
О ужас! Казарма. И так 12 лет жить?
дуня семафорова, 1 ребенокВ ответ на Евдокия
Евдокия
4. Проживали смолянки в дортуарах по несколько человек с приставленной к ним классной дамой.

Вспомним, что каждый воспитанник Царскосельского лицея имел свою отдельную комнатку-келью с кроватью, комодом, столиком для умывания и конторкой для выполнения домашнего задания. У смолянок в личном распоряжении была только кровать. В дортуарах было достаточно прохладно, но одеяла воспитанницам выдавались тонкие. Девочки воспитывались в спартанских условиях.
Ну так императрица же немка была, у них вообще сдвиг какой-то на холодине в спальне.
Lilium CandidumВ ответ на дуня семафорова
дуня семафорова
Ну так императрица же немка была, у них вообще сдвиг какой-то на холодине в спальне.
История переписки2
"Корень добру и злу, писал в своих трудах И. И. Бецкой, есть воспитание. Особую роль должны играть воспитатели: «Воспитатель прежде всего должен подготовить душу ребенка к восприятию тех зерен, которые хотели посеять».
Воспитание, по Бецкому, имеет четыре стороны: физическую, физико-моральную, моральную и дидактическую (обучающую).
Физическая сторона: только в здоровом теле может быть здоровый дух. И. И. Бецкой советует с ранних лет приучать детей к стуже и позволять бегать во всякую погоду босиком (в Кадетском корпусе, Воспитательных домах и в Смольном температура в спальнях детей зимой не превышала 16°)."
Наталья, 2 ребенкаВ ответ на Lilium Candidum
Lilium Candidum
"Корень добру и злу, писал в своих трудах И. И. Бецкой, есть воспитание. Особую роль должны играть воспитатели: «Воспитатель прежде всего должен подготовить душу ребенка к восприятию тех зерен, которые хотели посеять».
Воспитание, по Бецкому, имеет четыре стороны: физическую, физико-моральную, моральную и дидактическую (обучающую).
Физическая сторона: только в здоровом теле может быть здоровый дух. И. И. Бецкой советует с ранних лет приучать детей к стуже и позволять бегать во всякую погоду босиком (в Кадетском корпусе, Воспитательных домах и в Смольном температура в спальнях детей зимой не превышала 16°)."
История переписки3
Моя сестра на Аляске живет. У них и сегодня зимой +18 это максимум.
И опять о дюнах и барханахВ ответ на дуня семафорова
дуня семафорова
Ну так императрица же немка была, у них вообще сдвиг какой-то на холодине в спальне.
История переписки2
Холодина ладно. Но вот такое общежитие на 500 мест
Вкус летаВ ответ на И опять о дюнах и барханах
И опять о дюнах и барханах
Холодина ладно. Но вот такое общежитие на 500 мест
История переписки3
В спальнях по несколько человек жили. Из повестей Чарской помню, что в Павловском институте, у девочек была одна спальня на класс.
И опять о дюнах и барханах
Холодина ладно. Но вот такое общежитие на 500 мест
История переписки3
Это тепло. В рекомендациям домашним хозяйкам не поддержание темппературы в помещениях было от 18 градусов по Реомюру в спалне, до 14 в столовой, а это на минуточку 4/5 цельсия, при том же нуле.
kryska lokiВ ответ на Евдокия
Евдокия
4. Проживали смолянки в дортуарах по несколько человек с приставленной к ним классной дамой.

Вспомним, что каждый воспитанник Царскосельского лицея имел свою отдельную комнатку-келью с кроватью, комодом, столиком для умывания и конторкой для выполнения домашнего задания. У смолянок в личном распоряжении была только кровать. В дортуарах было достаточно прохладно, но одеяла воспитанницам выдавались тонкие. Девочки воспитывались в спартанских условиях.
Е. Водовозова "На заре жизни"
Теперь даже трудно себе представить, какую спартанскую жизнь мы вели, как неприветна, неуютна была окружающая нас обстановка. Особенно тяжело было ложиться спать. Холод, всюду преследовавший нас и к которому с таким трудом привыкали "новенькие", более всего давал себя чувствовать, когда нам приходилось раздеваться, чтобы ложиться в кровать. В рубашке с воротом, до того вырезанным, что она нередко сползала с плеч и сваливалась вниз, без ночной кофточки, которая допускалась только в экстренных случаях и по требованию врача, еле прикрытые от наготы и дрожа от холода, мы бросались в постель. Две простыни и легкое байковое одеяло с вытертым от старости ворсом мало защищали от холода спальни, в которой зимой под утро было не более восьми градусов. Жидкий матрац из мочалы, истертый несколькими поколениями, в некоторых местах был так тонок, что железные прутья кровати причиняли боль, мешали уснуть и будили по ночам, когда приходилось повертываться с одного бока на другой. В первую ночь я долго лежала без сна: холод насквозь пронизывал мои члены. Но вдруг меня осенила счастливая мысль: я развернула салоп, лежащий у моих ног, закуталась в него и уже начинала дремать, когда была разбужена m-lle Верховскою, обходившею дортуар. "Для первого раза, так и быть, оставь салоп, -- сказала она, -- но помни, что у нас это строго запрещено".
ВеснаВ ответ на Евдокия
Евдокия
4. Проживали смолянки в дортуарах по несколько человек с приставленной к ним классной дамой.

Вспомним, что каждый воспитанник Царскосельского лицея имел свою отдельную комнатку-келью с кроватью, комодом, столиком для умывания и конторкой для выполнения домашнего задания. У смолянок в личном распоряжении была только кровать. В дортуарах было достаточно прохладно, но одеяла воспитанницам выдавались тонкие. Девочки воспитывались в спартанских условиях.
Казарма, еще и ужасно тесная. Кровати как в полевом госпитале натыканы.
Евдокия
5. Форма смолянок:
Внешность смолянок была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возрастов. Младших девочек часто коротко стригли, а старших заставляли строго закалывать волосы. Воспитанницы причёсывались сами.
Форма состояла из собственно платья с коротким рукавом и вырезом, фартука (передника), пелеринки и нарукавников на тесемках.
Цвет формы зависел от класса обучения.
Девочки 6-7 лет носили платье коричневого цвета и белый передник (их называли "кофейницами";).
Девочки 8-10 лет – платье голубого цвета и белый передник;
Девочки 11-13 лет – платье серого цвета и белый передник;
Девочки 14-18 лет – платье белого цвета и зелёный передник.
Пансионерки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками.
ОксанаВ ответ на Евдокия
Евдокия
5. Форма смолянок:
Внешность смолянок была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возрастов. Младших девочек часто коротко стригли, а старших заставляли строго закалывать волосы. Воспитанницы причёсывались сами.
Форма состояла из собственно платья с коротким рукавом и вырезом, фартука (передника), пелеринки и нарукавников на тесемках.
Цвет формы зависел от класса обучения.
Девочки 6-7 лет носили платье коричневого цвета и белый передник (их называли "кофейницами";).
Девочки 8-10 лет – платье голубого цвета и белый передник;
Девочки 11-13 лет – платье серого цвета и белый передник;
Девочки 14-18 лет – платье белого цвета и зелёный передник.
Пансионерки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками.
Фото это и с кроватями ,0 напомнили мне фильм Королек птичка певчая.
Ридикулус Анонимус, 1 ребенокВ ответ на Оксана
Оксана
Фото это и с кроватями ,0 напомнили мне фильм Королек птичка певчая.
История переписки2
А мне "Джейн Эйр"
Марина МаринаВ ответ на Евдокия
Евдокия
5. Форма смолянок:
Внешность смолянок была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возрастов. Младших девочек часто коротко стригли, а старших заставляли строго закалывать волосы. Воспитанницы причёсывались сами.
Форма состояла из собственно платья с коротким рукавом и вырезом, фартука (передника), пелеринки и нарукавников на тесемках.
Цвет формы зависел от класса обучения.
Девочки 6-7 лет носили платье коричневого цвета и белый передник (их называли "кофейницами";).
Девочки 8-10 лет – платье голубого цвета и белый передник;
Девочки 11-13 лет – платье серого цвета и белый передник;
Девочки 14-18 лет – платье белого цвета и зелёный передник.
Пансионерки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками.
хорошенькие девчоночки