Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Женщина вождя

Маркиза
«Самой лучшей своей, самой звонкою песней, мы встречаем тебя, восемнадцатый съезд!» — звучало из советских радиоточек 27 февраля 1939 года, когда перестало биться сердце вдовы Ульянова-Ленина. Выступить на этом съезде — первом после Большого террора — она не успела. Днем ранее Надежда Константиновна отметила свой 70-летний юбилей. Главным угощением праздничного стола стали деликатесы, присланные лично Сталиным, а 1 марта гроб с ее телом уже стоял в Колонном зале Дома союзов. Потом были торжественные проводы: на роскошных носилках, которые несли Сталин, Ворошилов, Молотов, Калинин, урну с прахом доставили к Кремлевской стене, где и замуровали под звуки «Интернационала». На венке от Совнаркома значилось: «Пламенному борцу за дело коммунизма, ближайшей помощнице великого Ленина».



Портрет Н. К. Крупской, худ. Космин Иван Владимирович
 
Среди многочисленных откликов на печальное событие особняком стояло «прощальное слово» пребывавшего в мексиканском изгнании Льва Троцкого: «Крупская была не только женой Ленина — не случайно, разумеется,— она была сверх того лично выдающимся человеком: по своей преданности делу, по своей энергии, по чистоте своей натуры. Она была, несомненно, умным человеком. Болезнь и смерть Ленина — опять-таки не случайно — совпали с переломом революции, с началом термидора. Крупская растерялась. Ее революционное чутье боролось с духом дисциплины. Она пробовала сопротивляться сталинской клике и попала в 1926 году ненадолго в ряды оппозиции. Испугавшись раскола, она отшатнулась. Потеряв веру в себя, заметалась, а правящая клика делала все, чтобы нравственно сломить ее. Сталин всегда жил под страхом протеста с ее стороны. Она слишком многое знала. Она знала историю партии. Она знала, какое место занимал в этой истории Сталин. Вся новейшая историография, которая отводила Сталину место рядом с Лениным, не могла не казаться ей отвратительной и оскорбительной. Сталин боялся Крупской, как он боялся Горького. Крупская была окружена кольцом ГПУ». В оценках Льва Давидовича полно загадок и намеков: как понимать «неслучайность», что стоит за фразой «она слишком многое знала»?
 
Олег Смирнов, Журнал "Огонек".
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
589
МаркизаВ ответ на KMD
KMD
Бездетный знаток детей...сказки под нож...оххохо...
История переписки2
Детская травма.
Маркиза
Почему она запрещала эти книги? Возможно, что дело в её детских воспоминаниях? Вот что она говорила - «Товарищ сейчас рассказывала о том, как ребенок боялся жабы. Я вспомнила, как я девочкой в 5 лет боялась трубочиста. Вычитала в книжке «Стёпка-растрёпка», что трубочисты что-то такое страшное делают, и каждого трубочиста как огня боялась. Лет в 5 я читала сказку о медведе. Медведь говорит: «А кто на моей шкурке сидит, кто мою шерстку прядёт и т.д.?» Я помню, какой ужас я при этом испытывала. Там были нарисованы картинки, изображающие свирепого медведя. И вот, когда мне уже было лет двенадцать-тринадцать и я уже интересовалась таким вопросами, как революционное движение, жили мы в Ленинграде, на третьем этаже, никаких медведей там быть не могло — между тем, когда мне надо было пойти в тёмную комнату, я невольно всматривалась в окошко».

Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Почему она запрещала эти книги? Возможно, что дело в её детских воспоминаниях? Вот что она говорила - «Товарищ сейчас рассказывала о том, как ребенок боялся жабы. Я вспомнила, как я девочкой в 5 лет боялась трубочиста. Вычитала в книжке «Стёпка-растрёпка», что трубочисты что-то такое страшное делают, и каждого трубочиста как огня боялась. Лет в 5 я читала сказку о медведе. Медведь говорит: «А кто на моей шкурке сидит, кто мою шерстку прядёт и т.д.?» Я помню, какой ужас я при этом испытывала. Там были нарисованы картинки, изображающие свирепого медведя. И вот, когда мне уже было лет двенадцать-тринадцать и я уже интересовалась таким вопросами, как революционное движение, жили мы в Ленинграде, на третьем этаже, никаких медведей там быть не могло — между тем, когда мне надо было пойти в тёмную комнату, я невольно всматривалась в окошко».

Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год.
Маркиза
Надежда Константиновна писала: «Государство должно взять на себя не только охрану материнства и младенчества, не только заботу о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать». Этому она посвятила значительную часть и своих педагогических трудов, которых к концу жизни набралось на 11 увесистых томов, и своих усилий: после революции, будучи заместителем наркома просвещения Луначарского, именно она заложила основы советской системы детских воспитательных учреждений: яслей, садов, лагерей, интернатов, школ, рабочих училищ.

Шаулов Николай Степанович. Ленин и Крупская с детьми. 1968
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Надежда Константиновна писала: «Государство должно взять на себя не только охрану материнства и младенчества, не только заботу о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать». Этому она посвятила значительную часть и своих педагогических трудов, которых к концу жизни набралось на 11 увесистых томов, и своих усилий: после революции, будучи заместителем наркома просвещения Луначарского, именно она заложила основы советской системы детских воспитательных учреждений: яслей, садов, лагерей, интернатов, школ, рабочих училищ.

Шаулов Николай Степанович. Ленин и Крупская с детьми. 1968
Комментарий удален.Почему?
Ирина СтолбоваВ ответ на Ящер
Комментарий удален.Почему?
История переписки2
А мне Макаренко очень жалко. Мне нравилось и нравится, что дети - хозяева своей жизни, а не «дети! Аплодируем, аплодируем, кончили аплодировать!»
Комментарий удален.Почему?
Ирина СтолбоваВ ответ на Ящер
Комментарий удален.Почему?
История переписки4
Так и мне нравится. Больше того, и Макаренко эта идея нравится. Но у них были ращные подходы, и его подход в условиях жесточайшей беспризорщины и разгула преступности 20х годов давал прекрасных людей на выходе. С хорошим образованием и, что может быть более важным, с профессией и способных к самоорганизации. Ключевое слово САМО. Он ведь заведовал колонией для правонарушителей. Сейчас говорят преступников. То есть детки были непростые. А он убеждением и примером доказывал, что труд это прекрасно и к труду приобщал с самого раннего детства. Колония работала сама на себя. В голодные и нищие 20е это была работа в поле. В начале 30х у них уже был завод электроинструмента с минимальными допусками погрешностей. И работали на нем дети. И получали профессию и зарплату. Помимо образования. И фотоаппараты ФЭД тоже делала его колония. Строгая дисциплина, причем поддерживаемая самими ребятами. При этом без особой муштры. И художники, и оркестр, и театр свой, на любое хобби оставалось еще время.
Японцы и сейчас используют его методы в школах: наша школа это НАША школа! Чистоту и порядок поддерживают сами дети. Отсюда идет и трудолюбие японского работника, и высочайшая производительность труда. Плюс традиции и имеем очень развитое общество и экономику.
Помните фильм "Добро пожаловать или посторонним вход запрещен"?
Его ведь снимали не потому, что такой лагерь был один, а потому, что таких лагерей было очень много. Где-то сбоила система Крупской.
Комментарий удален.Почему?
Ирина СтолбоваВ ответ на Ящер
Комментарий удален.Почему?
История переписки6
Какой фильм? Я про Макаренко тоже ничего не смотрела, я читала его книги
Ирина СтолбоваВ ответ на Ящер
Комментарий удален.Почему?
История переписки6
А, про лагерь. Там высмеивается формальный подход к работе с детьми. Дети - винтики. По команде построились, похлопали, потопали и разошлись.
У Макаренко тоже вроде дисциплина и команды, но у них все действия осмыслены и продиктованы необходимостью
АнонимВ ответ на Ирина Столбова
Ирина Столбова
Так и мне нравится. Больше того, и Макаренко эта идея нравится. Но у них были ращные подходы, и его подход в условиях жесточайшей беспризорщины и разгула преступности 20х годов давал прекрасных людей на выходе. С хорошим образованием и, что может быть более важным, с профессией и способных к самоорганизации. Ключевое слово САМО. Он ведь заведовал колонией для правонарушителей. Сейчас говорят преступников. То есть детки были непростые. А он убеждением и примером доказывал, что труд это прекрасно и к труду приобщал с самого раннего детства. Колония работала сама на себя. В голодные и нищие 20е это была работа в поле. В начале 30х у них уже был завод электроинструмента с минимальными допусками погрешностей. И работали на нем дети. И получали профессию и зарплату. Помимо образования. И фотоаппараты ФЭД тоже делала его колония. Строгая дисциплина, причем поддерживаемая самими ребятами. При этом без особой муштры. И художники, и оркестр, и театр свой, на любое хобби оставалось еще время.
Японцы и сейчас используют его методы в школах: наша школа это НАША школа! Чистоту и порядок поддерживают сами дети. Отсюда идет и трудолюбие японского работника, и высочайшая производительность труда. Плюс традиции и имеем очень развитое общество и экономику.
Помните фильм "Добро пожаловать или посторонним вход запрещен"?
Его ведь снимали не потому, что такой лагерь был один, а потому, что таких лагерей было очень много. Где-то сбоила система Крупской.
История переписки5
И мне вот система Макаренко нравилась
Зачитывлась его Педагогической поэмой
Ирина СтолбоваВ ответ на Ящер
Комментарий удален.Почему?
История переписки4
Продолжу
Я не могу строго поделить на черное и белое: этот прав, а этот нет. У обоих были хорошие методы для разных целей. Но Макаренко реально загнобили, так же, как с книгами. Сказали, что у детей не советское воспитание, если они рассуждают о прибыли и себестоимости
Mariyka, 3 ребенкаВ ответ на Ирина Столбова
Ирина Столбова
Продолжу
Я не могу строго поделить на черное и белое: этот прав, а этот нет. У обоих были хорошие методы для разных целей. Но Макаренко реально загнобили, так же, как с книгами. Сказали, что у детей не советское воспитание, если они рассуждают о прибыли и себестоимости
История переписки5
Поддержу! Педагогическая основа
Макаренко мне очень нравиться. В свое время читала его труды, знала что против него были настроены некоторые личности. Всё думала, кто ж там такой не очень умный. Теперь понятно откуда ноги растут.
МаркизаВ ответ на Ирина Столбова
Ирина Столбова
А мне Макаренко очень жалко. Мне нравилось и нравится, что дети - хозяева своей жизни, а не «дети! Аплодируем, аплодируем, кончили аплодировать!»
История переписки3
Мне тож.
МайяВ ответ на Маркиза
Маркиза
Надежда Константиновна писала: «Государство должно взять на себя не только охрану материнства и младенчества, не только заботу о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать». Этому она посвятила значительную часть и своих педагогических трудов, которых к концу жизни набралось на 11 увесистых томов, и своих усилий: после революции, будучи заместителем наркома просвещения Луначарского, именно она заложила основы советской системы детских воспитательных учреждений: яслей, садов, лагерей, интернатов, школ, рабочих училищ.

Шаулов Николай Степанович. Ленин и Крупская с детьми. 1968
Вот сразу видно, что командовала воспитанием детей бездетная тётка. Конечно, зачем маме было заниматься воспитанием детей - родила и к стану, давай вкалывай дальше. Всегда поражало что во время войны детей эвакуировали отдельно от матерей, сколько после этого было сломанных жизней, а вот, оказывается, от кого был такой подход. В, общем, я мягко говоря, разочарована - женщина, не имеющая толкового образования, не знающая, что такое материнство стала фактически руководить воспитанием детей в стране только на том основании что по своему удачно вышла замуж. Кстати, Макаренко я читала, очень ему симпатизирую и полностью согласна с его характеристиками подобных дам-воспиталок.
9витеэтажкаВ ответ на Майя
Майя
Вот сразу видно, что командовала воспитанием детей бездетная тётка. Конечно, зачем маме было заниматься воспитанием детей - родила и к стану, давай вкалывай дальше. Всегда поражало что во время войны детей эвакуировали отдельно от матерей, сколько после этого было сломанных жизней, а вот, оказывается, от кого был такой подход. В, общем, я мягко говоря, разочарована - женщина, не имеющая толкового образования, не знающая, что такое материнство стала фактически руководить воспитанием детей в стране только на том основании что по своему удачно вышла замуж. Кстати, Макаренко я читала, очень ему симпатизирую и полностью согласна с его характеристиками подобных дам-воспиталок.
История переписки2
"Родила и вкалывай дальше" - это было еще до нее.
Она систему яслей ввела, присмотр за детьми.
То кричат: сидишь 2 года в декрете - клуша, надо с 3-6 месяцев идти работать.
То ясли осуждают.
МайяВ ответ на Майя
Майя
Вот сразу видно, что командовала воспитанием детей бездетная тётка. Конечно, зачем маме было заниматься воспитанием детей - родила и к стану, давай вкалывай дальше. Всегда поражало что во время войны детей эвакуировали отдельно от матерей, сколько после этого было сломанных жизней, а вот, оказывается, от кого был такой подход. В, общем, я мягко говоря, разочарована - женщина, не имеющая толкового образования, не знающая, что такое материнство стала фактически руководить воспитанием детей в стране только на том основании что по своему удачно вышла замуж. Кстати, Макаренко я читала, очень ему симпатизирую и полностью согласна с его характеристиками подобных дам-воспиталок.
История переписки2
Здесь ключевое - что где-то должно быть лучше, чем в семье. Государство должно заменить семью, мать должна работать на государство , а не детьми заниматься. Ведь работали без выходных, не выход на работу приравнивался к уголовному преступления. Как итог, и у женщины фактически отобрали возможность заниматься своей семьей, и детям взамен мало что дали.
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Надежда Константиновна писала: «Государство должно взять на себя не только охрану материнства и младенчества, не только заботу о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать». Этому она посвятила значительную часть и своих педагогических трудов, которых к концу жизни набралось на 11 увесистых томов, и своих усилий: после революции, будучи заместителем наркома просвещения Луначарского, именно она заложила основы советской системы детских воспитательных учреждений: яслей, садов, лагерей, интернатов, школ, рабочих училищ.

Шаулов Николай Степанович. Ленин и Крупская с детьми. 1968
Отличная, глобальная система, и обучение, и пионерия с воспитанием, юношеская занятость, это она молодец большая
Маркиза
Кроме этого, Крупская активно боролась за раскрепощение женщин в обществе. Интересна ее позиция по поводу абортов, которые до этого преследовались суровыми наказаниями: «Борьба с абортами должна вестись не преследованием матерей, идущих на аборт часто с опасностью для собственной жизни; борьба должна быть направлена на устранение тех социальных причин, которые ставят мать в такое положение, что либо аборт, либо в воду. Пока же эти общие причины не устранены, женщины будут делать себе аборты, каким свирепым карам они ни рисковали бы подвергнуться».
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Кроме этого, Крупская активно боролась за раскрепощение женщин в обществе. Интересна ее позиция по поводу абортов, которые до этого преследовались суровыми наказаниями: «Борьба с абортами должна вестись не преследованием матерей, идущих на аборт часто с опасностью для собственной жизни; борьба должна быть направлена на устранение тех социальных причин, которые ставят мать в такое положение, что либо аборт, либо в воду. Пока же эти общие причины не устранены, женщины будут делать себе аборты, каким свирепым карам они ни рисковали бы подвергнуться».
Храбрая виолончелисткаВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки2
100 плюсов.
Shenja, 2 ребенкаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Кроме этого, Крупская активно боролась за раскрепощение женщин в обществе. Интересна ее позиция по поводу абортов, которые до этого преследовались суровыми наказаниями: «Борьба с абортами должна вестись не преследованием матерей, идущих на аборт часто с опасностью для собственной жизни; борьба должна быть направлена на устранение тех социальных причин, которые ставят мать в такое положение, что либо аборт, либо в воду. Пока же эти общие причины не устранены, женщины будут делать себе аборты, каким свирепым карам они ни рисковали бы подвергнуться».
А сейчас некоторые обратно хотят запретить аборты
МаркизаВ ответ на Shenja
Shenja
А сейчас некоторые обратно хотят запретить аборты
История переписки2
Читала недавно,печально это.