Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Вселенная индейцев – 2

Маркиза
 Николай Огарев   Америка

Среди океана
Лежала страна,
И были спокойны
Её племена.
Под небом лазурным
Там пальмы росли
На почве обильной
Прекрасной земли.
Беспечны и вольны
Там были отцы,
И жёны, и дети,
И мужи-бойцы.
Пришли европейцы:
Земля им нужна -
И стали туземные
Гнать племена.
И всех истребили, -
Последний бежал,
В лесах проскитался,
Без вести пропал.
Нет даже преданий!
Прошло время то,
И как оно жило -
Не знает никто.
И знаем мы только:
Теперь его нет!
Зачем оно было?
Кто даст мне ответ?


Джон Эверетт Милле. Писарро берёт в плен перуанских инков. 1846. На картине изображены Франсиско Писарро и его пленник, правитель инков Атауальпа
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
308
1345678913
Маркиза
Важное место в ацтекском государстве занимало храмовое землевладение. Обслуживали храм обычно ближайшая округа или отдельная община. Те, кто обслуживал храмы или были приписаны к культовым учреждениям не платили никакой дани, т.е. храм не имел никаких экономических обязательств перед государством. Наряду с государственными и общинными землями у ацтеков имело место и частное землевладение, по крайней мере, применительно к верхним слоям общества. Среди простых людей (общинников) собственников земли было мало, ее имела главным образом знать, а жрецы, богатые купцы, ремесленники получали наделы гораздо реже, поэтому частное землевладение в ацтекском обществе предполагает прежде всего элемент знатности, высокий социальный статус индивида. Владельцами выступала преимущественно военная знать, игравшая решающую роль в ацтекском государстве. Собственную землю имел и тлатоани. Эта земля складывалась как из наследственных наделов, так и из тех, что присваивались после завоеваний. На частную землю распространялось право наследования. Обычно наследовал старший сын, которому переходила вместе с тем обязанность содержать всех остальных членов семьи. В семьях правителей право наследования имели и женщины. В ацтекском государстве имела место и система пожизненного владения дарственной землей. Такую землю тлатоани давал за заслуги конкретному лицу, и она не могла быть передана сыну. Частные земли обязательно отмечались межевыми знаками, за нарушение которых полагалась смерть. Проданы такие земли могли быть только другим знатным лицам. Процессы купли-продажи земли у ацтеков еще не имели широкого развития. Операции проводились скорее всего с теми участками, которые находились в метрополии. Знать не платила со своих земель налогов или дани, но она много тратила на подношения и подарки тлатоани, особенно когда прибывала ко двору на какие-нибудь торжественные или религиозные праздники.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Важное место в ацтекском государстве занимало храмовое землевладение. Обслуживали храм обычно ближайшая округа или отдельная община. Те, кто обслуживал храмы или были приписаны к культовым учреждениям не платили никакой дани, т.е. храм не имел никаких экономических обязательств перед государством. Наряду с государственными и общинными землями у ацтеков имело место и частное землевладение, по крайней мере, применительно к верхним слоям общества. Среди простых людей (общинников) собственников земли было мало, ее имела главным образом знать, а жрецы, богатые купцы, ремесленники получали наделы гораздо реже, поэтому частное землевладение в ацтекском обществе предполагает прежде всего элемент знатности, высокий социальный статус индивида. Владельцами выступала преимущественно военная знать, игравшая решающую роль в ацтекском государстве. Собственную землю имел и тлатоани. Эта земля складывалась как из наследственных наделов, так и из тех, что присваивались после завоеваний. На частную землю распространялось право наследования. Обычно наследовал старший сын, которому переходила вместе с тем обязанность содержать всех остальных членов семьи. В семьях правителей право наследования имели и женщины. В ацтекском государстве имела место и система пожизненного владения дарственной землей. Такую землю тлатоани давал за заслуги конкретному лицу, и она не могла быть передана сыну. Частные земли обязательно отмечались межевыми знаками, за нарушение которых полагалась смерть. Проданы такие земли могли быть только другим знатным лицам. Процессы купли-продажи земли у ацтеков еще не имели широкого развития. Операции проводились скорее всего с теми участками, которые находились в метрополии. Знать не платила со своих земель налогов или дани, но она много тратила на подношения и подарки тлатоани, особенно когда прибывала ко двору на какие-нибудь торжественные или религиозные праздники.
Маркиза
В социальной структуре ацтекского общества выделялись следующие пять групп: войны, жрецы, купцы, простолюдины, рабы. Первые три сословия составляли привилегированные классы общества, четвертая и пятая группы – его эксплуатируемую часть. Сословия не были однородны. Внутри них существовала определенная иерархия, обусловленная размером собственности и общественным положением. Все сословия четко разделялись, причем это можно было определить даже по одежде. Согласно одному из законов, введенных Монтесумой I, каждое сословие должно было носить свой вид одежды. Это касалось и рабов.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В социальной структуре ацтекского общества выделялись следующие пять групп: войны, жрецы, купцы, простолюдины, рабы. Первые три сословия составляли привилегированные классы общества, четвертая и пятая группы – его эксплуатируемую часть. Сословия не были однородны. Внутри них существовала определенная иерархия, обусловленная размером собственности и общественным положением. Все сословия четко разделялись, причем это можно было определить даже по одежде. Согласно одному из законов, введенных Монтесумой I, каждое сословие должно было носить свой вид одежды. Это касалось и рабов.
Маркиза
Решающую роль в ацтекском обществе играла военная знать. Титул текутли («знатный») обычно получали люди, занимавшие важный государственный и военный пост. Большинство гражданских чинов на деле были теми же военными. Наиболее знатные, отличившиеся в бою войны образовывали своего рода «орден», особый союз «Орлов» или «Ягуаров». Знать получала от тлатоани натуральное довольствие и земельные наделы. Никто кроме знатных и вождей не мог под страхом смерти строить дом с двумя этажами. Существовала разница в наказаниях за правонарушения для знатного человека и простолюдина. Причем зачастую сословные нормы были более жестокими. Так, если человек, побывавший в неприятельском плену был «низкого происхождения», то ему не угрожало изгнание из общины и семьи, «знатного» же убивали сами соотечественники, родственники. Это отражало стремление сохранить верхушкой общества прочность своего положения. Первоначально в ацтекском обществе мужчина мог достичь высокого положения благодаря личной деятельности и его дети могли воспользоваться его возвышением для собственного устройства. Однако, занять положение отца они могли только благодаря равноценным заслугам перед племенем. В то же время тлатоани при выборе претендентов на освободившуюся должность, а следовательно и на все присущие ей привилегии, чаще отдавал предпочтение сыну того, кто занимал эту должность ранее.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Решающую роль в ацтекском обществе играла военная знать. Титул текутли («знатный») обычно получали люди, занимавшие важный государственный и военный пост. Большинство гражданских чинов на деле были теми же военными. Наиболее знатные, отличившиеся в бою войны образовывали своего рода «орден», особый союз «Орлов» или «Ягуаров». Знать получала от тлатоани натуральное довольствие и земельные наделы. Никто кроме знатных и вождей не мог под страхом смерти строить дом с двумя этажами. Существовала разница в наказаниях за правонарушения для знатного человека и простолюдина. Причем зачастую сословные нормы были более жестокими. Так, если человек, побывавший в неприятельском плену был «низкого происхождения», то ему не угрожало изгнание из общины и семьи, «знатного» же убивали сами соотечественники, родственники. Это отражало стремление сохранить верхушкой общества прочность своего положения. Первоначально в ацтекском обществе мужчина мог достичь высокого положения благодаря личной деятельности и его дети могли воспользоваться его возвышением для собственного устройства. Однако, занять положение отца они могли только благодаря равноценным заслугам перед племенем. В то же время тлатоани при выборе претендентов на освободившуюся должность, а следовательно и на все присущие ей привилегии, чаще отдавал предпочтение сыну того, кто занимал эту должность ранее.
Маркиза
К числу привилегированных сословий ацтекского общества относилось и жречество. В укреплении религии завоеватели-ацтеки были крайне заинтересованы, ибо она, проповедуя войну, как высшую доблесть, а ацтеков как самых достойных ее носителей, давала идеологическое обоснование политики захватов, какую они проводили на протяжении всей своей независимой истории. Жрецы шли в первых рядах во время военных походов. Они первыми встречали у ворот столицы воинов, возвращающихся домой. Жизнь жречества регулировалась определенными нормами. Жреца, виновного в связи с женщиной, тайно забивали палками, отбирали имущество, а дом разрушали. Убивали также всех тех, кто был причастен к этому преступлений. Если жрец имел противоестественные склонности, то его заживо сжигали.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
К числу привилегированных сословий ацтекского общества относилось и жречество. В укреплении религии завоеватели-ацтеки были крайне заинтересованы, ибо она, проповедуя войну, как высшую доблесть, а ацтеков как самых достойных ее носителей, давала идеологическое обоснование политики захватов, какую они проводили на протяжении всей своей независимой истории. Жрецы шли в первых рядах во время военных походов. Они первыми встречали у ворот столицы воинов, возвращающихся домой. Жизнь жречества регулировалась определенными нормами. Жреца, виновного в связи с женщиной, тайно забивали палками, отбирали имущество, а дом разрушали. Убивали также всех тех, кто был причастен к этому преступлений. Если жрец имел противоестественные склонности, то его заживо сжигали.
Маркиза
Так как в ацтекском государстве торговля играла важную роль и в ее развитии была заинтересована правящая верхушка, то богатые торговцы также занимали привилегированное положение. К этому же сословию можно отнести и богатых ремесленников, которые зачастую сочетали ремесло с торговлей собственными изделиями. Знать, а также богатые купцы или ремесленники не могли и не занимались земледелием. Оно было уделом общинников и, реже, особых категорий рабов. Общинник, костяк и основа ацтекского государства, носил название масеуал. Общины по числу домохозяйств были разными. Большинство из них – деревушки в два-три дома или небольшие деревни. Большая патриархальная семья состояла из представителей трех поколений (родители, их дети и внуки). Общинники обрабатывали свои наделы, несли коллективные повинности, занимались добычей соли, рыбной ловлей, изготовлением циновок и др.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Так как в ацтекском государстве торговля играла важную роль и в ее развитии была заинтересована правящая верхушка, то богатые торговцы также занимали привилегированное положение. К этому же сословию можно отнести и богатых ремесленников, которые зачастую сочетали ремесло с торговлей собственными изделиями. Знать, а также богатые купцы или ремесленники не могли и не занимались земледелием. Оно было уделом общинников и, реже, особых категорий рабов. Общинник, костяк и основа ацтекского государства, носил название масеуал. Общины по числу домохозяйств были разными. Большинство из них – деревушки в два-три дома или небольшие деревни. Большая патриархальная семья состояла из представителей трех поколений (родители, их дети и внуки). Общинники обрабатывали свои наделы, несли коллективные повинности, занимались добычей соли, рыбной ловлей, изготовлением циновок и др.
Маркиза
Делами общины управлял старейшина. Он следил за правильным распределением общинной земли и своевременностью отправления повинностей. Особый надел, выделяемый старейшине обрабатывался общинниками. При определенных обстоятельствах часть земель кальпулли передавалась в аренду, в том числе и членам другой кальпулли. Арендаторами, как правило, были майеки («те, кто имеют руки»), которые в силу объективных социальных причин не имели собственной земли. Таким образом, в ацтекском обществе были как общинники, которые по каким-то причинам не имели достаточно земли, так и те, кто мог справиться с большим наделом, чем им предлагала собственная община. Кальпулли защищала себя довольно стойко, стараясь, по возможности, избегать сдачу земли в аренду, чтобы не нарушать единства общины. Не имели места у ацтеков и продажа общинного участка в счет уплаты долга. Если член общины не мог выплатить долг, он продавал в рабство членов семьи и самого себя, но никак не общинную землю. Отсюда, поскольку нельзя было продавать надел в уплату долга, то не могли появиться и ростовщики-землевладельцы. Помимо работы на земле общинники несли и другие многочисленные повинности: выполнение работ по дому, приготовление пищи, доставка топлива, строительные и ремонтные работы, прядение, ткачество и иные ремесленные работы, переноска тяжестей и др.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Делами общины управлял старейшина. Он следил за правильным распределением общинной земли и своевременностью отправления повинностей. Особый надел, выделяемый старейшине обрабатывался общинниками. При определенных обстоятельствах часть земель кальпулли передавалась в аренду, в том числе и членам другой кальпулли. Арендаторами, как правило, были майеки («те, кто имеют руки»), которые в силу объективных социальных причин не имели собственной земли. Таким образом, в ацтекском обществе были как общинники, которые по каким-то причинам не имели достаточно земли, так и те, кто мог справиться с большим наделом, чем им предлагала собственная община. Кальпулли защищала себя довольно стойко, стараясь, по возможности, избегать сдачу земли в аренду, чтобы не нарушать единства общины. Не имели места у ацтеков и продажа общинного участка в счет уплаты долга. Если член общины не мог выплатить долг, он продавал в рабство членов семьи и самого себя, но никак не общинную землю. Отсюда, поскольку нельзя было продавать надел в уплату долга, то не могли появиться и ростовщики-землевладельцы. Помимо работы на земле общинники несли и другие многочисленные повинности: выполнение работ по дому, приготовление пищи, доставка топлива, строительные и ремонтные работы, прядение, ткачество и иные ремесленные работы, переноска тяжестей и др.
Маркиза
Низшую социальную ступеньку в иерархии ацтекского общества занимали рабы. Источники рабства у ацтеков были разнообразные. Практиковалась продажа в рабство за кражу. Было распространено долговое рабство. Неволей наказывалось и предательство по отношению к государству или своему непосредственному господину. Однако, наиболее характерным для древнеацтекского общества было патриархальное рабство. Родители могли продать в рабство своих «нерадивых» детей. Это случалось чаще в неурожайные годы, когда проходила широкая работорговля. Посредниками здесь обычно выступали купцы. Наиболее крупные рынки работорговли находились в двух городах – Ацкапоцалько и Исокане. Рабы обменивались на самые различные вещи – ткани, накидки, драгоценные перья и т.п. Стоимость раба колебалась в зависимости от его достоинств, но обычная его цена равнялась 20 накидкам. Рабов продавали не только в близлежащие районы, но и на чужбину. Использование рабского труда носило обычный характер. Рабы выполняли самую различную работу в доме своего хозяина: перетаскивали тяжести, обрабатывали посевы, собирали урожай на полях. Часто рабовладелец использовал раба не только в собственном хозяйстве, но и определял его в своего рода наймы, на оброк, например, носильщиком в купеческие караваны. Все заработанное в этом случае поступало хозяину-рабовладельцу. Труд рабов широко использовался при осуществлении крупных строительных проектов: сооружении храмов, мостов, дамб и т.д. Таким образом, труд рабов был разнообразным и являлся прямым порождением хозяйственной деятельности государства.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Низшую социальную ступеньку в иерархии ацтекского общества занимали рабы. Источники рабства у ацтеков были разнообразные. Практиковалась продажа в рабство за кражу. Было распространено долговое рабство. Неволей наказывалось и предательство по отношению к государству или своему непосредственному господину. Однако, наиболее характерным для древнеацтекского общества было патриархальное рабство. Родители могли продать в рабство своих «нерадивых» детей. Это случалось чаще в неурожайные годы, когда проходила широкая работорговля. Посредниками здесь обычно выступали купцы. Наиболее крупные рынки работорговли находились в двух городах – Ацкапоцалько и Исокане. Рабы обменивались на самые различные вещи – ткани, накидки, драгоценные перья и т.п. Стоимость раба колебалась в зависимости от его достоинств, но обычная его цена равнялась 20 накидкам. Рабов продавали не только в близлежащие районы, но и на чужбину. Использование рабского труда носило обычный характер. Рабы выполняли самую различную работу в доме своего хозяина: перетаскивали тяжести, обрабатывали посевы, собирали урожай на полях. Часто рабовладелец использовал раба не только в собственном хозяйстве, но и определял его в своего рода наймы, на оброк, например, носильщиком в купеческие караваны. Все заработанное в этом случае поступало хозяину-рабовладельцу. Труд рабов широко использовался при осуществлении крупных строительных проектов: сооружении храмов, мостов, дамб и т.д. Таким образом, труд рабов был разнообразным и являлся прямым порождением хозяйственной деятельности государства.
Маркиза
Степень зависимости от рабовладельца была различной, вследствие чего существовали и различные категории рабов: от находящихся в полной власти рабовладельца, до тех групп, что владели землей, имели семьи. Категория рабов, имевших землю, дома, жен, детей по своему статусу близка майекам. Их дети рождались свободными. Господин не имел права на имущество, принадлежащее рабу и его семье. Рабы даже торговали на местных рынках. В отдельных случаях ацтекский раб мог получить свободу. Раба могли выкупить родители и родственники. Он мог получить свободу, вступив в брак со свободными членами общества, или по завещанию хозяина. Если раб, приведенный для продажи, убегал и границу рынка пересекал раньше своего хозяина, то по особым правилам он получал освобождение. Раб мог искать защиту во дворце, доме крупного должностного лица, и, в данном случае единственным, кто мог этому препятствовать, был его хозяин.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Степень зависимости от рабовладельца была различной, вследствие чего существовали и различные категории рабов: от находящихся в полной власти рабовладельца, до тех групп, что владели землей, имели семьи. Категория рабов, имевших землю, дома, жен, детей по своему статусу близка майекам. Их дети рождались свободными. Господин не имел права на имущество, принадлежащее рабу и его семье. Рабы даже торговали на местных рынках. В отдельных случаях ацтекский раб мог получить свободу. Раба могли выкупить родители и родственники. Он мог получить свободу, вступив в брак со свободными членами общества, или по завещанию хозяина. Если раб, приведенный для продажи, убегал и границу рынка пересекал раньше своего хозяина, то по особым правилам он получал освобождение. Раб мог искать защиту во дворце, доме крупного должностного лица, и, в данном случае единственным, кто мог этому препятствовать, был его хозяин.
Аноним, 1 ребенокВ ответ на Маркиза
Маркиза
Степень зависимости от рабовладельца была различной, вследствие чего существовали и различные категории рабов: от находящихся в полной власти рабовладельца, до тех групп, что владели землей, имели семьи. Категория рабов, имевших землю, дома, жен, детей по своему статусу близка майекам. Их дети рождались свободными. Господин не имел права на имущество, принадлежащее рабу и его семье. Рабы даже торговали на местных рынках. В отдельных случаях ацтекский раб мог получить свободу. Раба могли выкупить родители и родственники. Он мог получить свободу, вступив в брак со свободными членами общества, или по завещанию хозяина. Если раб, приведенный для продажи, убегал и границу рынка пересекал раньше своего хозяина, то по особым правилам он получал освобождение. Раб мог искать защиту во дворце, доме крупного должностного лица, и, в данном случае единственным, кто мог этому препятствовать, был его хозяин.
Справедливо
Маркиза
Особым типом рабства была система уеуетлатлакулли («старинная повинность»). Суть ее состояла в том, что семья должника обязана была постоянно предоставлять раба в распоряжение хозяина, и в том случае, если работник умирал, его должен был заменить другой. право это хозяин терял только в том случае, если раб умирал в его доме. Такие рабы как правило для того, чтобы сохранить свой статус, не жили в доме рабовладельца, а приходили туда только для работы. Если кто-нибудь из семьи, зависимой от рабовладельца, заводил собственную семью, то каждый из членов новой семьи становился потенциальным рабом. В результате рабовладелец и его наследники расширяли свои права на все большее число семей, хотя формально последние и не состояли из рабов. Подобная практика вызывала недовольство зависимых слоев населения. Власти предпринимали определенные попытки для стабилизации социальной жизни и юридического оформления взаимоотношений между рабовладельцами и зависимыми от них рабами и членами их семей. В 1505 г. правитель г. Теского Несаулпилли издал специальный указ, по которому аннулировались долги семей, приводящие к возникновению уеуетлатлакулли. Кроме того было запрещено продавать детей рабов в неволю. Однако вряд ли эти законы воплощались в действительность.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Особым типом рабства была система уеуетлатлакулли («старинная повинность»). Суть ее состояла в том, что семья должника обязана была постоянно предоставлять раба в распоряжение хозяина, и в том случае, если работник умирал, его должен был заменить другой. право это хозяин терял только в том случае, если раб умирал в его доме. Такие рабы как правило для того, чтобы сохранить свой статус, не жили в доме рабовладельца, а приходили туда только для работы. Если кто-нибудь из семьи, зависимой от рабовладельца, заводил собственную семью, то каждый из членов новой семьи становился потенциальным рабом. В результате рабовладелец и его наследники расширяли свои права на все большее число семей, хотя формально последние и не состояли из рабов. Подобная практика вызывала недовольство зависимых слоев населения. Власти предпринимали определенные попытки для стабилизации социальной жизни и юридического оформления взаимоотношений между рабовладельцами и зависимыми от них рабами и членами их семей. В 1505 г. правитель г. Теского Несаулпилли издал специальный указ, по которому аннулировались долги семей, приводящие к возникновению уеуетлатлакулли. Кроме того было запрещено продавать детей рабов в неволю. Однако вряд ли эти законы воплощались в действительность.
Маркиза
В ацтекском обществе полностью отсутствовал такой источник рабства, как захват рабов в результате войн. Все пленные, захваченные в бою, приносились в жертву богам. И, хотя у каждого пленника был собственный хозяин, т.е. тот, кто пленил его, и военнопленные уже имели рыночную стоимость, дешевый человеческий труд оставался неиспользованным. В силу особых исторических обстоятельств ацтекское общество для поддержания собственного существования и развития обходилось использованием труда различных категорий и общинников (в первую очередь майеков), и рабов, сохранивших главные стимулы к трудовой деятельности: землю, жилище и семью.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В ацтекском обществе полностью отсутствовал такой источник рабства, как захват рабов в результате войн. Все пленные, захваченные в бою, приносились в жертву богам. И, хотя у каждого пленника был собственный хозяин, т.е. тот, кто пленил его, и военнопленные уже имели рыночную стоимость, дешевый человеческий труд оставался неиспользованным. В силу особых исторических обстоятельств ацтекское общество для поддержания собственного существования и развития обходилось использованием труда различных категорий и общинников (в первую очередь майеков), и рабов, сохранивших главные стимулы к трудовой деятельности: землю, жилище и семью.
Маркиза
Носителем высшей военной, административной и судебной власти в ацтекском государстве считался верховный правитель – тлатоани. При тлатоани существовало четыре высших совета. Первый был советом по военным делам, второй ведал делами светской знати, третий занимался вопросами религии и идеологии, четвертый – делами «простых людей». Советы выполняли как административные, так и судебные функции. Подобные советы имелись в каждом из городов-членов Тройственного союза. Правители этих городов имели максимальный авторитет и власть в юридической системе своего региона. Однако не во всех юридических вопросах члены Тройственного союза были абсолютно самостоятельными. при дворе верховного правителя Теночтитлана существовали особые «двенадцать судей», которые рассматривали дела подвластных Теночтитлану народов. Члены советов чаще назначались по признаку родства правителя.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Носителем высшей военной, административной и судебной власти в ацтекском государстве считался верховный правитель – тлатоани. При тлатоани существовало четыре высших совета. Первый был советом по военным делам, второй ведал делами светской знати, третий занимался вопросами религии и идеологии, четвертый – делами «простых людей». Советы выполняли как административные, так и судебные функции. Подобные советы имелись в каждом из городов-членов Тройственного союза. Правители этих городов имели максимальный авторитет и власть в юридической системе своего региона. Однако не во всех юридических вопросах члены Тройственного союза были абсолютно самостоятельными. при дворе верховного правителя Теночтитлана существовали особые «двенадцать судей», которые рассматривали дела подвластных Теночтитлану народов. Члены советов чаще назначались по признаку родства правителя.
Маркиза
В состав государства ацтеков входило около 500 городов и иных поселений, разделенных на 38 административных единиц во главе с местными правителями или специально присланными управляющими. Для сбора дани, наблюдением за царскими землями и служебными наделами имелись специальные должностные лица – калпишки, назначавшиеся из военного сословия. Существовало и местное судопроизводство. Суды на местах рассматривали только незначительные преступления, или же, очевидность которых легко доказуема. Основную массу дел рядовых граждан решали именно эти суды. Для записи дел в тех или иных институтах имелся специальный штат «писцов». В большинстве случаев записи делались с помощью пиктографики, однако, иногда применялась и майяское иероглифическое письмо.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В состав государства ацтеков входило около 500 городов и иных поселений, разделенных на 38 административных единиц во главе с местными правителями или специально присланными управляющими. Для сбора дани, наблюдением за царскими землями и служебными наделами имелись специальные должностные лица – калпишки, назначавшиеся из военного сословия. Существовало и местное судопроизводство. Суды на местах рассматривали только незначительные преступления, или же, очевидность которых легко доказуема. Основную массу дел рядовых граждан решали именно эти суды. Для записи дел в тех или иных институтах имелся специальный штат «писцов». В большинстве случаев записи делались с помощью пиктографики, однако, иногда применялась и майяское иероглифическое письмо.
1345678913