Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Вселенная индейцев – 2

Маркиза
 Николай Огарев   Америка

Среди океана
Лежала страна,
И были спокойны
Её племена.
Под небом лазурным
Там пальмы росли
На почве обильной
Прекрасной земли.
Беспечны и вольны
Там были отцы,
И жёны, и дети,
И мужи-бойцы.
Пришли европейцы:
Земля им нужна -
И стали туземные
Гнать племена.
И всех истребили, -
Последний бежал,
В лесах проскитался,
Без вести пропал.
Нет даже преданий!
Прошло время то,
И как оно жило -
Не знает никто.
И знаем мы только:
Теперь его нет!
Зачем оно было?
Кто даст мне ответ?


Джон Эверетт Милле. Писарро берёт в плен перуанских инков. 1846. На картине изображены Франсиско Писарро и его пленник, правитель инков Атауальпа
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
308
Маркиза
Ацтеки имели все основания гордиться собой. Менее чем за 200 лет они прошли путь от кочевого племени до грозных властителей долины Мехико и прилегающих к ней регионов. Такой успех они приписывали своему богу-покровителю, Уицилопочтли, и сочинили миф, прославляющий годы их странствований по пустыне. Они очень любили рассказывать эту историю и постоянно повторяли ее с неослабевающим удовольствием и гордостью. Художники воссоздали ее в книгах, называемых ныне кодексами; повествование передавалось серией картинок и глифов.

Дрезденский кодекс
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Ацтеки имели все основания гордиться собой. Менее чем за 200 лет они прошли путь от кочевого племени до грозных властителей долины Мехико и прилегающих к ней регионов. Такой успех они приписывали своему богу-покровителю, Уицилопочтли, и сочинили миф, прославляющий годы их странствований по пустыне. Они очень любили рассказывать эту историю и постоянно повторяли ее с неослабевающим удовольствием и гордостью. Художники воссоздали ее в книгах, называемых ныне кодексами; повествование передавалось серией картинок и глифов.

Дрезденский кодекс
Маркиза
Как изображено в дошедших до нас кодексах, путь ацтеков к славе начался в сухой, покрытой кактусами земле, расположенной к северо-западу от долины Мехико, в месте, называемом Чикомоцок, или "Семь пещер", в пещере холма Кольхуатепек. Это место было легендарным: другие племена, как и тольтеки до них, заявляли, что произошли оттуда же. Почему ацтекам пришлось оставить эту местность, неизвестно. Возможно, их оттеснили более сильные племена, хотя они предпочитали верить, что отправляться в путь им приказал Уицилопочтли. По мере того, как ацтеки медленно продвигались к югу, легенда становилась реальностью. К тому времени, когда они достигли места, где им предстояло основать свою столицу, что было предвещено орлом, усевшимся на кактус, каждый эпизод можно датировать с достаточной точностью.

Мадридский кодекс
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Как изображено в дошедших до нас кодексах, путь ацтеков к славе начался в сухой, покрытой кактусами земле, расположенной к северо-западу от долины Мехико, в месте, называемом Чикомоцок, или "Семь пещер", в пещере холма Кольхуатепек. Это место было легендарным: другие племена, как и тольтеки до них, заявляли, что произошли оттуда же. Почему ацтекам пришлось оставить эту местность, неизвестно. Возможно, их оттеснили более сильные племена, хотя они предпочитали верить, что отправляться в путь им приказал Уицилопочтли. По мере того, как ацтеки медленно продвигались к югу, легенда становилась реальностью. К тому времени, когда они достигли места, где им предстояло основать свою столицу, что было предвещено орлом, усевшимся на кактус, каждый эпизод можно датировать с достаточной точностью.

Мадридский кодекс
Маркиза
Чичимекский период в истории древней Мексики охватывает почти два столетия (со второй половины XII века до начала XIV века). Разные общества и народы боролись в это время за господство в долине Мехико. В ходе этой борьбы происходило усиление тех или других центров. крупнейшими среди них были Кулуакан, Аскапоцалко, Куаутитлан, Тескоко, Тлакопан. Первоначально племена жили обособленно в своем селении и удовлетворяли свои жизненные потребности обработкой земли. Эти ресурсы по возможности дополнялись данью покоренных народов. Во главе племени стоял наследственный вождь, одновременно выполнявший жреческие функции. Религиозные представления характеризовались сложной системой, основанной на поклонении природе, с выделением почитания одного или нескольких богов в особые культы.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Чичимекский период в истории древней Мексики охватывает почти два столетия (со второй половины XII века до начала XIV века). Разные общества и народы боролись в это время за господство в долине Мехико. В ходе этой борьбы происходило усиление тех или других центров. крупнейшими среди них были Кулуакан, Аскапоцалко, Куаутитлан, Тескоко, Тлакопан. Первоначально племена жили обособленно в своем селении и удовлетворяли свои жизненные потребности обработкой земли. Эти ресурсы по возможности дополнялись данью покоренных народов. Во главе племени стоял наследственный вождь, одновременно выполнявший жреческие функции. Религиозные представления характеризовались сложной системой, основанной на поклонении природе, с выделением почитания одного или нескольких богов в особые культы.
Маркиза
Одним из таких племен, обосновавшихся в районе Мексиканских озер были теночки. Около 1325 г. они основали город Теночтитлан (Мехико), ставший в дальнейшем столицей самого могущественного государства Мексики. Первоначально теночки попали в зависимость от г.Кулуакана. Это был значительный город-государство, игравший важную роль в долине Мехико. Другим крупнейшим центром этого времени был город Тескоко, расположенный на восточном берегу Мексиканских озер. Около семидесяти городов платили дань его правителю Кинацину (1298-1357 гг.). Его преемнику Течотлалу удалось объединить все наречия долины Мехико в один ацтекский язык.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Одним из таких племен, обосновавшихся в районе Мексиканских озер были теночки. Около 1325 г. они основали город Теночтитлан (Мехико), ставший в дальнейшем столицей самого могущественного государства Мексики. Первоначально теночки попали в зависимость от г.Кулуакана. Это был значительный город-государство, игравший важную роль в долине Мехико. Другим крупнейшим центром этого времени был город Тескоко, расположенный на восточном берегу Мексиканских озер. Около семидесяти городов платили дань его правителю Кинацину (1298-1357 гг.). Его преемнику Течотлалу удалось объединить все наречия долины Мехико в один ацтекский язык.
Маркиза
Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоеванными городами. В Мезоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно это было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоеванными городами. В Мезоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно это было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.
Маркиза
В середине XIV века господствующее положение в долине Мехико заняли племена тепанеков, во главе которых стоял правитель Тесосомок. Столицей тепанеков становится г.Ацкапотцалько. В 1427 году Тесосомоку наследовал его сын Маштл. Он попытался усилить зависимость покоренных племен от тепанеков и даже вмешивался во внутренние дела своих союзников. Индейцы взимали дань с покоренных племен, но они не знали, как заставить другие племена платить дань, не объявляя им новой войны и не предпринимая новых походов. Политика Маштла привела к объединению ряда подчиненных им городов. Теночтитлан, Тлакопан и Тескоко заключили союз, восстали и свергли власть тепанеков. Маштла был умерщвлен, его город сожжен, а его народ, вопреки обычаям того времени, присоединен к союзным племенам. Землю раздали воинам, отличившимся во время войны. Это обстоятельство положило начало образованию в ацтекском обществе богатой и влиятельной военной прослойки.

Символ Аскапоцалько
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В середине XIV века господствующее положение в долине Мехико заняли племена тепанеков, во главе которых стоял правитель Тесосомок. Столицей тепанеков становится г.Ацкапотцалько. В 1427 году Тесосомоку наследовал его сын Маштл. Он попытался усилить зависимость покоренных племен от тепанеков и даже вмешивался во внутренние дела своих союзников. Индейцы взимали дань с покоренных племен, но они не знали, как заставить другие племена платить дань, не объявляя им новой войны и не предпринимая новых походов. Политика Маштла привела к объединению ряда подчиненных им городов. Теночтитлан, Тлакопан и Тескоко заключили союз, восстали и свергли власть тепанеков. Маштла был умерщвлен, его город сожжен, а его народ, вопреки обычаям того времени, присоединен к союзным племенам. Землю раздали воинам, отличившимся во время войны. Это обстоятельство положило начало образованию в ацтекском обществе богатой и влиятельной военной прослойки.

Символ Аскапоцалько
Маркиза
Описанные события произошли при четвертом ацтекском тлатоани (верховном правителе) Итцкоатле (1427-1440). Хотя члены так называемого Тройственного союза, окончательно оформившегося около 1434 года, имели определенную долю самостоятельности во внутренних вопросах, ведущая роль в нем, бесспорно, принадлежала ацтекам Теночтитлана, которые в значительной степени контролировали и направляли его экономическую, политическую и военную деятельность. Итцкоатл упорядочил распределение должности в гражданском управлении, учредил жреческую иерархию, проводил большие строительные работы. При нем остров, на котором был расположен Теночтитлан, был соединен с материком тремя плотинами-дамбами. Итцкоатл проводил активную внешнюю политику, стремясь подчинить независимые племена долины Мехико.

Ицкоатль
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Описанные события произошли при четвертом ацтекском тлатоани (верховном правителе) Итцкоатле (1427-1440). Хотя члены так называемого Тройственного союза, окончательно оформившегося около 1434 года, имели определенную долю самостоятельности во внутренних вопросах, ведущая роль в нем, бесспорно, принадлежала ацтекам Теночтитлана, которые в значительной степени контролировали и направляли его экономическую, политическую и военную деятельность. Итцкоатл упорядочил распределение должности в гражданском управлении, учредил жреческую иерархию, проводил большие строительные работы. При нем остров, на котором был расположен Теночтитлан, был соединен с материком тремя плотинами-дамбами. Итцкоатл проводил активную внешнюю политику, стремясь подчинить независимые племена долины Мехико.

Ицкоатль
Маркиза
Преемник Итцкоатла Монтесума I, вступивший на престол в 1440 году, продолжил политику своего предшественника. Он значительно укрепил Теночтитлан, защитив его с востока от наводнений в период дождей могучим молом. Был построен акведук-водопровод, снабжавший город родниковой водой. Монтесума I расширил область господства ацтеков в южном направлении (район Пуэбло). При нем продолжилось сооружение новых храмов. Неурожаи 1451-1456 гг. привели к усилению процесса закабаления бедняков к концу правления Монтесумы I.

Монтесумы I
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Преемник Итцкоатла Монтесума I, вступивший на престол в 1440 году, продолжил политику своего предшественника. Он значительно укрепил Теночтитлан, защитив его с востока от наводнений в период дождей могучим молом. Был построен акведук-водопровод, снабжавший город родниковой водой. Монтесума I расширил область господства ацтеков в южном направлении (район Пуэбло). При нем продолжилось сооружение новых храмов. Неурожаи 1451-1456 гг. привели к усилению процесса закабаления бедняков к концу правления Монтесумы I.

Монтесумы I
Маркиза
В 1469 году Монтесуме I наследовал его сын Ашайакатл. При нем ацтекская экспансия на запад и юг была продолжена. Ашайакатл руководил походом на территорию племен тарасков к западу от Мехико, но здесь потерпел неудачу. Эта неудача была единственным поражением Теночтитлана до испанского завоевания. При Ашайакатле ацтеки переходят к политике изъятия наиболее ценных земель у покоренных народов, территории которых располагались близко к центру государства. Такова, например, судьба города Чалько-Амекамекана в южной части Мексиканской долины и ближайшего соседа Теночтитлана города Тлалтелолко, превратившегося позднее в один из районов Теночтитлана. Время Ашайакатла было временем высшего развития ацтекского религиозного искусства. При нем был сооружен большой календарный камень, весящий свыше 20 тонн и имеющий около 3,5 м в диаметре. Людей для его установки прислали все союзные правители. Этот памятник являлся символом ацтекской вселенной и воплощал мощь созданного ацтеками государства.

Камень Солнца. ок. 1479
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В 1469 году Монтесуме I наследовал его сын Ашайакатл. При нем ацтекская экспансия на запад и юг была продолжена. Ашайакатл руководил походом на территорию племен тарасков к западу от Мехико, но здесь потерпел неудачу. Эта неудача была единственным поражением Теночтитлана до испанского завоевания. При Ашайакатле ацтеки переходят к политике изъятия наиболее ценных земель у покоренных народов, территории которых располагались близко к центру государства. Такова, например, судьба города Чалько-Амекамекана в южной части Мексиканской долины и ближайшего соседа Теночтитлана города Тлалтелолко, превратившегося позднее в один из районов Теночтитлана. Время Ашайакатла было временем высшего развития ацтекского религиозного искусства. При нем был сооружен большой календарный камень, весящий свыше 20 тонн и имеющий около 3,5 м в диаметре. Людей для его установки прислали все союзные правители. Этот памятник являлся символом ацтекской вселенной и воплощал мощь созданного ацтеками государства.

Камень Солнца. ок. 1479
Маркиза
Ашайакатл умер в 1479 году. Ему наследовал его брат Тисок, бывший до того военачальником. В память своих побед он велел высечь так называемый жертвенный камень, представлявший собой грандиозных размеров сосуд для сжигания человеческих сердец покрытый по краям рельефом, изображающим Тисока в виде бога войны и хватающего пленников из подвластных ему племен. Кровавый культ человеческих жертвоприношений, по мнению ацтеков, следовало поддерживать постоянно, чтобы не навлечь бедствий. В относительно мирные периоды у них существовал особый обычай, так называемая «война цветов», представлявший религиозный турнир между войнами двух племен или групп племен, имевший целью захват пленников для жертвоприношений без экономических трудностей, связанных с настоящей войной.

Цветочные войны, кодекс Мальябекиано
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Ашайакатл умер в 1479 году. Ему наследовал его брат Тисок, бывший до того военачальником. В память своих побед он велел высечь так называемый жертвенный камень, представлявший собой грандиозных размеров сосуд для сжигания человеческих сердец покрытый по краям рельефом, изображающим Тисока в виде бога войны и хватающего пленников из подвластных ему племен. Кровавый культ человеческих жертвоприношений, по мнению ацтеков, следовало поддерживать постоянно, чтобы не навлечь бедствий. В относительно мирные периоды у них существовал особый обычай, так называемая «война цветов», представлявший религиозный турнир между войнами двух племен или групп племен, имевший целью захват пленников для жертвоприношений без экономических трудностей, связанных с настоящей войной.

Цветочные войны, кодекс Мальябекиано
Маркиза
В 1486 году Тисоку сменяет его брат Ауицотл. В своих военных походах он доходил до Гватемалы, однако одновременно ему приходилось усмирять восстания в различных районах подвластной ацтекам территории. Теночтитлан к этому времени превратился в крупнейший город с населением примерно 300 тыс. человек. Для снабжения его водой был построен второй водопровод. Ауицотл был энергичным, но довольно порочным человеком. Он больше всего любил войну, был мстительным и безжалостным воином. Он увлекался женщинами и очень любил все показное. Во время церемонии освящения большого храма бога войны Уицилпочтли была устроена настоящая бойня, в которой участвовали Ауицотл, его союзник правитель Тескоко Несауалпилли и многие высшие должностные лица. В жертву были принесены 20 тыс. пленных, захваченных союзниками во время их похода в северные области специально для этих целей. В 1503 году во время руководства восстановительными работами после наводнения Ауицотл был ранен в голову и умер.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В 1486 году Тисоку сменяет его брат Ауицотл. В своих военных походах он доходил до Гватемалы, однако одновременно ему приходилось усмирять восстания в различных районах подвластной ацтекам территории. Теночтитлан к этому времени превратился в крупнейший город с населением примерно 300 тыс. человек. Для снабжения его водой был построен второй водопровод. Ауицотл был энергичным, но довольно порочным человеком. Он больше всего любил войну, был мстительным и безжалостным воином. Он увлекался женщинами и очень любил все показное. Во время церемонии освящения большого храма бога войны Уицилпочтли была устроена настоящая бойня, в которой участвовали Ауицотл, его союзник правитель Тескоко Несауалпилли и многие высшие должностные лица. В жертву были принесены 20 тыс. пленных, захваченных союзниками во время их похода в северные области специально для этих целей. В 1503 году во время руководства восстановительными работами после наводнения Ауицотл был ранен в голову и умер.
Маркиза
Ему наследовал его племянник, сын Ашайакатла, Монтесума II Младший. Он вел неудачную войну против Тлашкалы, пытался удержать в повиновении подвластные племена и мало чем уступал в религиозном рвении своему дяде (однажды принес в жертву богу войны двенадцать тысяч пленников). При Монтесуме II обострились отношения между союзниками, прежде всего с правителем Тескоко Несауалпилли. Последний был женат на сестре Монтесумы II и в 1498 году на законном основании убил ее за супружескую неверность. Монтесума II отомстил тескокским союзникам за смерть сестры, допустив, чтобы враги заманили их войско в засаду и уничтожили. В 1516 году после смерти Несауалпиллли Монтесума II открыто вмешался во внутренние дела Тескоко, назначив его преемника и не признав назначение совета Тескоко. Вождь, которого он не признал, поднял восстание и союз, и без того непрочный, распался. Это существенно ослабило силы ацтеков накануне испанского вторжения.

Монтесума II
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Ему наследовал его племянник, сын Ашайакатла, Монтесума II Младший. Он вел неудачную войну против Тлашкалы, пытался удержать в повиновении подвластные племена и мало чем уступал в религиозном рвении своему дяде (однажды принес в жертву богу войны двенадцать тысяч пленников). При Монтесуме II обострились отношения между союзниками, прежде всего с правителем Тескоко Несауалпилли. Последний был женат на сестре Монтесумы II и в 1498 году на законном основании убил ее за супружескую неверность. Монтесума II отомстил тескокским союзникам за смерть сестры, допустив, чтобы враги заманили их войско в засаду и уничтожили. В 1516 году после смерти Несауалпиллли Монтесума II открыто вмешался во внутренние дела Тескоко, назначив его преемника и не признав назначение совета Тескоко. Вождь, которого он не признал, поднял восстание и союз, и без того непрочный, распался. Это существенно ослабило силы ацтеков накануне испанского вторжения.

Монтесума II
Маркиза
Чтобы, удовлетворить аппетит кровожадных богов, был необходим постоянный приток пленных, захваченных на поле боя. Воины, доставившие пленных, награждались особыми знаками отличия, такими, как изображенные ниже накидки и головные уборы. Они указывали не только на доблесть воина, но и на его ранг, напрямую определяемый числом захваченных пленных. Когда молодой воин приводил с собой свою первую жертву, правитель награждал его плащом с изображением скорпиона или цветов. Боец, приведший второго пленного, получал накидку с красной каймой. Если это случалось в третий раз, то его награждали богато украшенным плащом, называемым эекайлакацкоскатль — "драгоценный камень, скрученный ветром".