Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Вселенная индейцев

Маркиза
В знак моей признательности Пяточку, Ящеру, Божьей коровке, Евдокии и Феликсу за их помощь, поддержку и отзывчивость.
 
 
Мне снится прошлое.
В виденьях полусонных
встает забытый мир и дней,
и слов, и лиц.
Есть много светлых дум,
погибших, погребенных.
Как странно вновь стоять
у темных их гробниц.
В. Я. Брюсов.
1898 г.
 
 
Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.


 

По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. В настоящее время существует около 1 тысячи индейских народов, а в конце XV века было около 2200...

 
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
393
ЕвдокияВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки2
Гармоничное строение получилось - индейский дворец и испанская церковь
МаркизаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Гармоничное строение получилось - индейский дворец и испанская церковь
История переписки3
Мне тоже понравилось.
Маркиза
В начале XVI в. сапотеки сумели отстоять независимость от ацтеков. В это время самым мощным из нескольких сапотекских царей был Косийоэса, «Создатель Молнии», который правил между 1487 и 1529 годами. Косийоэса создал альянс с миштекским властителем города Ачиутла, расположенного к северу от долины Оахака, чтобы атаковать ацтекскую армию, когда та находилась в тропических низменностях Теуантепека. После семимесячной блокады, ацтеки и сапотеки договорились о перемирии, одним из условий которого был брак дочери тлатоани Ауисотля Уэй с Косийоэсой. Ацтеки также получили право разместить небольшой гарнизон в долине Оахака и получать «в знак вежливости» дань ежегодно. Однако фактически сапотеки сохранили независимость и расширили свои владения с помощью ацтеков.

Нефритовая маска сапотекского воина
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В начале XVI в. сапотеки сумели отстоять независимость от ацтеков. В это время самым мощным из нескольких сапотекских царей был Косийоэса, «Создатель Молнии», который правил между 1487 и 1529 годами. Косийоэса создал альянс с миштекским властителем города Ачиутла, расположенного к северу от долины Оахака, чтобы атаковать ацтекскую армию, когда та находилась в тропических низменностях Теуантепека. После семимесячной блокады, ацтеки и сапотеки договорились о перемирии, одним из условий которого был брак дочери тлатоани Ауисотля Уэй с Косийоэсой. Ацтеки также получили право разместить небольшой гарнизон в долине Оахака и получать «в знак вежливости» дань ежегодно. Однако фактически сапотеки сохранили независимость и расширили свои владения с помощью ацтеков.

Нефритовая маска сапотекского воина
ЕвдокияВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки2
Впечатляет
Комментарий удален.Почему?
МаркизаВ ответ на Ящер
Комментарий удален.Почему?
История переписки3

FloraВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки2
думала, что это маска ягуара.
Маркиза
Сапотеки поддержали Эрнана Кортеса в свержении ацтекского владычества и завоевании Теночтитлана в 1519 году. Впрочем, уже в 1521 году они вынуждены были подчиниться испанским захватчикам. Последний суверенный правитель сапотеков Косийопии I перенёс столицу в Теуантепек, но под давлением конкистадора Педро де Альварадо принял католицизм и передал своё государство испанцам. Косийопии (1502—1563), последний член династии, подвергнулся допросу в испанских священников по поводу его идолопоклоннических религиозных практик. В конечном итоге он был крещен под христианским именем дон Хуан Кортес. Сапотеки восставали против колониальных властей в 16–18 вв.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Сапотеки поддержали Эрнана Кортеса в свержении ацтекского владычества и завоевании Теночтитлана в 1519 году. Впрочем, уже в 1521 году они вынуждены были подчиниться испанским захватчикам. Последний суверенный правитель сапотеков Косийопии I перенёс столицу в Теуантепек, но под давлением конкистадора Педро де Альварадо принял католицизм и передал своё государство испанцам. Косийопии (1502—1563), последний член династии, подвергнулся допросу в испанских священников по поводу его идолопоклоннических религиозных практик. В конечном итоге он был крещен под христианским именем дон Хуан Кортес. Сапотеки восставали против колониальных властей в 16–18 вв.
Маркиза
Сегодня этот народ сохраняет традиционные ремёсла: изготовление керамики (с зелёной глазурью – видриада – в Ацомпе, чёрная матовая – в Сан-Бартоло-Коатепеке и др.), плетение, узорное ткачество, выделка кожи. В 1980-е гг. возрождается традиция резьбы раскрашенных фигурок животных из копалового дерева (алебрихес). Некоторые общины С. Теуантепека и долины Оахаки (Хучитан-де-Сарагоса и др.) сохраняют традиц. материнскую организацию; женщины у них занимаются торговлей (мужчины – только малоприбыльными земледелием и ремёслами) и играют главную роль в церковных обрядах и церемониях календарного и жизненного циклов (в т. ч. в инициациях девушек). Главный праздник (конец июля) – Гелагеца («Обмен дарами») в честь Девы Марии (она же – богиня плодородия Cентеотль, которую представляет избранная девушка) и горы Фортин в Оахаке. Из этого народа вышел нац. герой Мексики – президент Б. Хуарес.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Сегодня этот народ сохраняет традиционные ремёсла: изготовление керамики (с зелёной глазурью – видриада – в Ацомпе, чёрная матовая – в Сан-Бартоло-Коатепеке и др.), плетение, узорное ткачество, выделка кожи. В 1980-е гг. возрождается традиция резьбы раскрашенных фигурок животных из копалового дерева (алебрихес). Некоторые общины С. Теуантепека и долины Оахаки (Хучитан-де-Сарагоса и др.) сохраняют традиц. материнскую организацию; женщины у них занимаются торговлей (мужчины – только малоприбыльными земледелием и ремёслами) и играют главную роль в церковных обрядах и церемониях календарного и жизненного циклов (в т. ч. в инициациях девушек). Главный праздник (конец июля) – Гелагеца («Обмен дарами») в честь Девы Марии (она же – богиня плодородия Cентеотль, которую представляет избранная девушка) и горы Фортин в Оахаке. Из этого народа вышел нац. герой Мексики – президент Б. Хуарес.
Современные сапотеки
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Современные сапотеки
История переписки2
Голодный крестьянин, бог и смертный час, сказка сапотеков
Неподалеку от города Сакатекас жил бедный крестьянин. Урожая, который он собирал со своего поля, ему никогда не хватало, чтобы прокормить себя, жену и детей. Год от года урожай у него становился все хуже, а семья все росла, и все меньше оставалось у крестьянина еды для себя самого, потому что почти всю еду отдавал он жене и детям

Вконец извела крестьянина такая нужда. И вот он украл цыпленка и решил уйти подальше и съесть свою добычу. Уж там-то никто его не увидит и никто не будет просить, чтобы он поделился едой.

Схватил крестьянин котелок и бросился бежать на самый отдаленный склон горы. Нашел он подходящее место, развел огонь, ощипал цыпленка, положил в котелок разных трав и стал варить похлебку.

Наконец похлебка была готова. Крестьянин снял котелок с огня и с нетерпением ждал, когда похлебка остынет. Но только было он собрался приняться за еду, как видит—идет к нему человек, похожий на ладино. Крестьянин поскорее спрятал котелок в кусты и выругался про себя:

«Проклятье! Даже здесь, в горах, не укрыться от людских глаз!»

Подошел к нему незнакомец, поздоровался:

- Доброе утро, приятель!

- И вам дай бог доброго утра, — ответил крестьянин.

- Что ты здесь делаешь, приятель?

- Ничего, сеньор, просто отдыхаю. А вы, ваша милость, куда путь держите?

- А я просто проходил мимо и решил спросить, не можешь ли ты дать мне чего-нибудь поесть?

- Нет, сеньор, у меня ничего нет.

- Как же так, ведь у тебя костер разведен!

— Да разве это костер? Я просто хотел погреться!

- Лжешь! Разве не спрятал ты в кустах котелок? Даже отсюда я чувствую запах вареной курятины.

- Да, сеньор, у меня и в самом деле есть цыпленок, но я не дам вам его отведать: даже своим собственным детям — и то не дал бы. Ведь я забрался сюда, чтобы хоть раз в жизни наесться досыта. Никак не могу я поделиться с вами своей едой.

- Будь другом, не жадничай! Дай мне хоть маленький кусочек.

- Нет, сеньор, нисколечко не дам. За всю свою жизнь я ни разу не ел досыта, ни одного дня не был сыт!

- Ну дай же хоть немножко! Ты отказываешь мне, потому что не знаешь, кто я.

- Кто бы ты ни был, я тебе ничего не дам.

- Нет, дашь, как только я скажу тебе, кто я.

- Ну хорошо, кто же ты?

- Я бог, твой повелитель.

- Ну теперь-то уж наверняка ты не получишь от меня ни кусочка. Ты плохой защитник бедных. Ты даешь все только тем, кто тебе нравится. Одним — поместья, дворцы, кареты, лошадей, а другим, таким, как я, — ничего. Ты никогда не дал мне даже вдоволь поесть. Вот и я не дам тебе цыпленка.

Бог долго убеждал его, но крестьянин так и не согласился, и бог пошел восвояси.

Только было крестьянин взялся за цыпленка, как появился другой незнакомец, худой и бледный.

- Здравствуй, друг, — обратился пришелец к бедняку. — Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?

- Нет, сеньор, у меня ничего нет.

- Ну, не будь таким жадным! Дай мне кусочек того цыпленка, что ты прячешь в кустах.

- Нет, сеньор, не дам.

- Нет, дашь. Ты отказываешь мне, потому что не знаешь, кто я.

- А кем ты можешь быть? Сам бог, наш повелитель, только что ушел отсюда ни с чем. Даже ему я ничего не дал, а тебе и подавно не дам.

- Нет, мне ты дашь, когда узнаешь, кто я.

- Ну хорошо, тогда скажи мне, кто ты.

- Я — смертный час!

- Ты прав, с тобой я поделюсь своим цыпленком, потому что ты справедлив. Ты забираешь к себе всех — толстых и тощих, старых и молодых, бедных и богатых. Тебе я и вправду дам кусок цыпленка.
Маркиза
Территория, на которой сложилась цивилизация майя, занимала когда-то современные южномексиканские штаты Чиапас, Кампече и Юкатан, департамент Петен в Северной Гватемале, Белиз и часть Западного Сальвадора и Гондураса. Южные границы владений майя были закрыты горными хребтами Гватемалы и Гондураса. Три четверти полуострова Юкатан окружено морем, а сухопутные подступы к нему со стороны Мексики преграждались бесконечными болотами Чьяпаса и Табаско.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Территория, на которой сложилась цивилизация майя, занимала когда-то современные южномексиканские штаты Чиапас, Кампече и Юкатан, департамент Петен в Северной Гватемале, Белиз и часть Западного Сальвадора и Гондураса. Южные границы владений майя были закрыты горными хребтами Гватемалы и Гондураса. Три четверти полуострова Юкатан окружено морем, а сухопутные подступы к нему со стороны Мексики преграждались бесконечными болотами Чьяпаса и Табаско.
Маркиза
Согласно хронологии майя, Вселенная была создана их богами Тецкатлипокой и Кетцалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая из которых, с верховным божеством в образе солнца Тецкатлипока, называлась «Четыре Ягуара». Она закончилась тем, что ягуары истребили гигантов, населявших в те времена Землю. Не прямой ли это мостик к «людям-ягуарам», которых мы знаем как ольмеков?
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Согласно хронологии майя, Вселенная была создана их богами Тецкатлипокой и Кетцалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая из которых, с верховным божеством в образе солнца Тецкатлипока, называлась «Четыре Ягуара». Она закончилась тем, что ягуары истребили гигантов, населявших в те времена Землю. Не прямой ли это мостик к «людям-ягуарам», которых мы знаем как ольмеков?
Маркиза
Историю майя можно разделить на крупные эпохи в соответствии с важнейшими изменениями в экономике, социальных институтах и культуре местных племен: архаическую (2000-100 гг. до н.э. или 0) и эпоху цивилизации (100 г. до н.э. или 0 – XVI в. н.э.). Эти эпохи в свою очередь делятся на более мелкие периоды и этапы. Начальный этап классической цивилизации майя приходится примерно на рубеж нашей эры (I в. до н.э. - I в. н.э.). Средний формативный период (1000–400 до н.э.) – первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Историю майя можно разделить на крупные эпохи в соответствии с важнейшими изменениями в экономике, социальных институтах и культуре местных племен: архаическую (2000-100 гг. до н.э. или 0) и эпоху цивилизации (100 г. до н.э. или 0 – XVI в. н.э.). Эти эпохи в свою очередь делятся на более мелкие периоды и этапы. Начальный этап классической цивилизации майя приходится примерно на рубеж нашей эры (I в. до н.э. - I в. н.э.). Средний формативный период (1000–400 до н.э.) – первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти.
Маркиза
Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. – 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения – стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. В последующий ранний классический период (250–600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. – 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения – стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. В последующий ранний классический период (250–600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории.
Маркиза
В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы.
Маркиза
В поздний классический период (650–950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. И из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В поздний классический период (650–950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. И из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом.