Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Вселенная индейцев

Маркиза
В знак моей признательности Пяточку, Ящеру, Божьей коровке, Евдокии и Феликсу за их помощь, поддержку и отзывчивость.
 
 
Мне снится прошлое.
В виденьях полусонных
встает забытый мир и дней,
и слов, и лиц.
Есть много светлых дум,
погибших, погребенных.
Как странно вновь стоять
у темных их гробниц.
В. Я. Брюсов.
1898 г.
 
 
Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.


 

По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. В настоящее время существует около 1 тысячи индейских народов, а в конце XV века было около 2200...

 
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
393
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Вместе с тем, оставаясь в первую очередь земледельческой культурой, в городах развивались ремёсла, достигшие высокого уровня к середине III века. Наибольшее распространение получило изготовление всевозможных керамических изделий, носившее, по сути, массовый характер. О чём можно судить по находкам терракотовых фигурок и изысканной кухонной утвари теотиуаканских гончаров, практически во всех уголках Центральной Америки. Кроме того, интенсивное развитие получило изготовление хлопковых тканей, циновок, и украшений из перьев, пользовавшихся огромной популярностью далеко за пределами Теотиуакана. Но всё же, важнейшей статьёй дохода, после земледелия, была добыча обсидиана с последующей его обработкой, которым изобилуют окрестности города в частности, и долины Мехико в целом. Крепкое, с острыми режущими краями вулканическое стекло, было так же важно для всех культур доколумбовой Америки, как железо для жителей Европы. Не знавшие металлургии народы Мезоамерики использовали обсидиан для изготовления оружия, и в некоторых, очень редких случаях орудий труда, таких например, как хирургические скальпели.

Реконструкция города. Красный цвет был излюбленным в Теотиуакане. Невозможно представить, но считается, что изначально и пирамиды были выкрашены в красный цвет - грандиозное зрелище!
Маркиза
Основными социальными группами теотиуаканского общества являлись жречество, светская военная знать и свободные общинники-земледельцы, ремесленники, торговцы. Свидетельств о наличии рабов пока нет, но вряд ли в этом плане Теотиуакан отличался от других древних обществ подобного типа. Имущественное положение различных категорий населения было неодинаковым. Аристократия резко выделялась на фоне основной массы общинников. Однако отношения между ними вряд ли носили ярко выраженный антагонистический характер и были скорее всего достаточно мирными (большинство теотиуаканских городских центров не имели оборонительных сооружений).
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Основными социальными группами теотиуаканского общества являлись жречество, светская военная знать и свободные общинники-земледельцы, ремесленники, торговцы. Свидетельств о наличии рабов пока нет, но вряд ли в этом плане Теотиуакан отличался от других древних обществ подобного типа. Имущественное положение различных категорий населения было неодинаковым. Аристократия резко выделялась на фоне основной массы общинников. Однако отношения между ними вряд ли носили ярко выраженный антагонистический характер и были скорее всего достаточно мирными (большинство теотиуаканских городских центров не имели оборонительных сооружений).
Маркиза
Учитывая то, что вода является основой питания и поддержания жизни человека, необходима для гигиены, а также служила необходимым компонентом для керамики и работ по обработке камня, в т.ч. выкладывания каменной кладки – совсем не удивительно, что вода занимала такое привилегированное положение во всех культурах. Самый главный Теотиуаканский Бог грозы очевидно является прототипом Тлаалока, божества дождя более поздних ацтеков. У древних майя схожее божество дождя, известное под именем Чаахк (буквально «гром»).

Пример теотиуаканского Бога грозы со всеми тремя основными чертами, а именно очками на глазах, изогнутой верхней губой и выступающими клыками.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Учитывая то, что вода является основой питания и поддержания жизни человека, необходима для гигиены, а также служила необходимым компонентом для керамики и работ по обработке камня, в т.ч. выкладывания каменной кладки – совсем не удивительно, что вода занимала такое привилегированное положение во всех культурах. Самый главный Теотиуаканский Бог грозы очевидно является прототипом Тлаалока, божества дождя более поздних ацтеков. У древних майя схожее божество дождя, известное под именем Чаахк (буквально «гром»).

Пример теотиуаканского Бога грозы со всеми тремя основными чертами, а именно очками на глазах, изогнутой верхней губой и выступающими клыками.
Маркиза
Теотиуакан погиб в эпоху своего наивысшего рассвета в VII в. н.э. Гибель наступила довольно быстро в результате насильственного разрушения. Скорее всего это были пришельцы с севера. Теотиуакан в то время был самой северной областью зоны мезоамериканских цивилизаций и постоянно ощущал давление варваров на свои северные границы. Один из неприятельских рейдов внутрь страны и закончился разрушением города.После гибели Теотиуакана его культура продолжала какое-то время сущетсвовать в Аскапоцалько, Портесуэло и других центрах долины Мехико, постепенно приходя в упадок, пока вся эта территория не была подчинена тольтеками.

Вид на пирамиду Луны и на "Дорогу Мёртвых" с вершины пирамиды Солнца.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Теотиуакан погиб в эпоху своего наивысшего рассвета в VII в. н.э. Гибель наступила довольно быстро в результате насильственного разрушения. Скорее всего это были пришельцы с севера. Теотиуакан в то время был самой северной областью зоны мезоамериканских цивилизаций и постоянно ощущал давление варваров на свои северные границы. Один из неприятельских рейдов внутрь страны и закончился разрушением города.После гибели Теотиуакана его культура продолжала какое-то время сущетсвовать в Аскапоцалько, Портесуэло и других центрах долины Мехико, постепенно приходя в упадок, пока вся эта территория не была подчинена тольтеками.

Вид на пирамиду Луны и на "Дорогу Мёртвых" с вершины пирамиды Солнца.
Маркиза
Еще один центр древних цивилизаций Мезоамерики находился на территории современного мексиканского штата Оахака в одноименной с последним долине. Населявшие долину сапотеки к началу нашей эры оказались между двумя наиболее развитыми цивилизациями Мезоамерики: теотиуаканской - на северо-западе и майяской – на юго-востоке. На севере и северо-востоке сапотеки граничили с создателями «ольмекской» культуры. Несмотря на сильное влияние соседей сапотекам удалось создать свою самобытную культуру, которую отличает своеобразная архитектура, характерная система письменности и календаря, оригинальная керамика с резным орнаментом и особый тип погребальных сооружений.

Территория распространения сапотекской культуры выделена оранжевым
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Еще один центр древних цивилизаций Мезоамерики находился на территории современного мексиканского штата Оахака в одноименной с последним долине. Населявшие долину сапотеки к началу нашей эры оказались между двумя наиболее развитыми цивилизациями Мезоамерики: теотиуаканской - на северо-западе и майяской – на юго-востоке. На севере и северо-востоке сапотеки граничили с создателями «ольмекской» культуры. Несмотря на сильное влияние соседей сапотекам удалось создать свою самобытную культуру, которую отличает своеобразная архитектура, характерная система письменности и календаря, оригинальная керамика с резным орнаментом и особый тип погребальных сооружений.

Территория распространения сапотекской культуры выделена оранжевым
Маркиза
Главным центром культуры сапотеков был город Монте-Альбан. К концу I тыс. до н.э. Монте-Альбан представлял собой типичный пример первичного государственного образования на стадии города-государства. В дальнейшем Монте-Альбан в результате успешных завоевательных походов значительно расширяет свою территорию.Период наивысшего расцвета сапотекской цивилизации Монте-Альбана приходится на период с 400 по 900 гг. н.э.

Часть Центральной площади. Монте Альбан
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Главным центром культуры сапотеков был город Монте-Альбан. К концу I тыс. до н.э. Монте-Альбан представлял собой типичный пример первичного государственного образования на стадии города-государства. В дальнейшем Монте-Альбан в результате успешных завоевательных походов значительно расширяет свою территорию.Период наивысшего расцвета сапотекской цивилизации Монте-Альбана приходится на период с 400 по 900 гг. н.э.

Часть Центральной площади. Монте Альбан
Маркиза
Основу хозяйства сапотеков составляло высокопродуктивное земледелие, основанное на сложной ирригационной системе. В древности долина Оахака была покрыта густой сетью плотин и каналов. Выращивали маис, бобовые, тыквенные, зерновые, сахарный тростник, огородные культуры, занимались рыболовством, животноводством (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, птица).

Монте Альбан
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Основу хозяйства сапотеков составляло высокопродуктивное земледелие, основанное на сложной ирригационной системе. В древности долина Оахака была покрыта густой сетью плотин и каналов. Выращивали маис, бобовые, тыквенные, зерновые, сахарный тростник, огородные культуры, занимались рыболовством, животноводством (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, птица).

Монте Альбан
Маркиза
Ремесло у сапотеков также как и у остальных культур классической Мезоамерики представлено в первую очередь керамическим производством, производством тканей, каменных орудий труда и оружия, строительным делом.

Урна в форме человеческой фигуры из Монте-Альбана. Сейчас находится в музее Вустера, США.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Ремесло у сапотеков также как и у остальных культур классической Мезоамерики представлено в первую очередь керамическим производством, производством тканей, каменных орудий труда и оружия, строительным делом.

Урна в форме человеческой фигуры из Монте-Альбана. Сейчас находится в музее Вустера, США.
Маркиза
Изучение культуры древних сапотеков затруднено из-за уничтожения их государства в IX веке миштеками и включения народа в более поздние цивилизации, сначала — миштеков, а позднее — ацтеков. На неё имели влияние культуры тольтеков и майя. Древние сапотеки имели собственную письменность, оригинальный пантеон и мифологию.

Монте Альбан
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Изучение культуры древних сапотеков затруднено из-за уничтожения их государства в IX веке миштеками и включения народа в более поздние цивилизации, сначала — миштеков, а позднее — ацтеков. На неё имели влияние культуры тольтеков и майя. Древние сапотеки имели собственную письменность, оригинальный пантеон и мифологию.

Монте Альбан
Маркиза
Согласно мифам сапотеков, начало всем вещам дала универсальная божественная пара - Косаана и Уичаана, предки сапотеков родились из скал, деревьев и ягуаров. На свет они появились из больших пещер, куда и возвращаются после смерти. Космос делился на три части: небеса, мир, в котором они жили, подземный мир мёртвых. В пантеоне сапотеков - бог дождя и молнии Косихо-Питао, которому приносили человеческие жертвы, и непосредственно связанный с ним бог кукурузы Питао-Кособи, бог ягуар, бог землетрясений Питао-Шоо, близкий богу земли и пещер. Сапотеки представляли Питао-Шоо в виде атланта, который держит на своих плечах землю, если он шевелился, земля двигалась и происходили землетрясения. Вероятно, более позднего происхождения бог сновидений Питао-Шикала, покровитель домашней птицы Коки-лао, бог удовольствий и наслаждений Пишее, бог бедности и неудач Питао-Сих, бог примет и предзнаменований Питао-Пихи. Существовал и культ божества, который якобы спустился с небес (по утверждениям Ф. Бургоа) в облике птицы, подобной солнцу. Когда случалось затмение, то сапотеки, чтобы предотвратить катастрофу, приносили в жертву карликов, считавшихся детьми солнца.

Косихо-Питао
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Согласно мифам сапотеков, начало всем вещам дала универсальная божественная пара - Косаана и Уичаана, предки сапотеков родились из скал, деревьев и ягуаров. На свет они появились из больших пещер, куда и возвращаются после смерти. Космос делился на три части: небеса, мир, в котором они жили, подземный мир мёртвых. В пантеоне сапотеков - бог дождя и молнии Косихо-Питао, которому приносили человеческие жертвы, и непосредственно связанный с ним бог кукурузы Питао-Кособи, бог ягуар, бог землетрясений Питао-Шоо, близкий богу земли и пещер. Сапотеки представляли Питао-Шоо в виде атланта, который держит на своих плечах землю, если он шевелился, земля двигалась и происходили землетрясения. Вероятно, более позднего происхождения бог сновидений Питао-Шикала, покровитель домашней птицы Коки-лао, бог удовольствий и наслаждений Пишее, бог бедности и неудач Питао-Сих, бог примет и предзнаменований Питао-Пихи. Существовал и культ божества, который якобы спустился с небес (по утверждениям Ф. Бургоа) в облике птицы, подобной солнцу. Когда случалось затмение, то сапотеки, чтобы предотвратить катастрофу, приносили в жертву карликов, считавшихся детьми солнца.

Косихо-Питао
Маркиза
Постоянными врагами сапотеков были северные соседи по перешейку — миштеки. Сначала преимущество в вооруженных столкновениях оставалась, как правило, за сапотеками. Но на рубеже IX—X вв. преимущество миштеков становилась все ощутимее и Монте-Альбан пал под натиском миштеков. Монте-Альбан с тех пор был оставлен жителями, а его руины миштеки превратили в пышное кладбище для своих властителей, назвав это место Юкукую (Зеленой горкой).
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Постоянными врагами сапотеков были северные соседи по перешейку — миштеки. Сначала преимущество в вооруженных столкновениях оставалась, как правило, за сапотеками. Но на рубеже IX—X вв. преимущество миштеков становилась все ощутимее и Монте-Альбан пал под натиском миштеков. Монте-Альбан с тех пор был оставлен жителями, а его руины миштеки превратили в пышное кладбище для своих властителей, назвав это место Юкукую (Зеленой горкой).
Маркиза
Сапотеки, которых повели за собой жрецы во главе с высшим религиозным руководителем «виха-Тао» («видящий») укрепились вокруг своего религиозного центра Митла (на сапотекском языке Миктлан, что означает «Дом смерти» или «Место Вечного отдыха»). Несколько веков поздние сапотеки удерживали Митлу с окружающими землями под своим контролем и даже смогли возродиться экономически.

Дворец в Митле
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Сапотеки, которых повели за собой жрецы во главе с высшим религиозным руководителем «виха-Тао» («видящий») укрепились вокруг своего религиозного центра Митла (на сапотекском языке Миктлан, что означает «Дом смерти» или «Место Вечного отдыха»). Несколько веков поздние сапотеки удерживали Митлу с окружающими землями под своим контролем и даже смогли возродиться экономически.

Дворец в Митле
Маркиза
В 1440 годах Митла, где правил в то время виха-тао Нукано, была завоевана миштеками. Последним осколком великой в прошлом сапотекской цивилизации оставался Сапотекапан (Страна сапотеков) со столицей в городе Саачила-Йоо (основан ок. 1390—1400 годов) в районе современного города Оахака. Ацтекская агрессия отвлекла силы миштеков и тем самым дала возможность Сапотекапану просуществовать до испанской конкисты и даже поработить соседние племена первоначальной периферии — соке и уаве.

Значительную территорию бывшего дворца занимает построенная испанцами в шестнадцатом веке церковь Сан-Пабло, Митла
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В 1440 годах Митла, где правил в то время виха-тао Нукано, была завоевана миштеками. Последним осколком великой в прошлом сапотекской цивилизации оставался Сапотекапан (Страна сапотеков) со столицей в городе Саачила-Йоо (основан ок. 1390—1400 годов) в районе современного города Оахака. Ацтекская агрессия отвлекла силы миштеков и тем самым дала возможность Сапотекапану просуществовать до испанской конкисты и даже поработить соседние племена первоначальной периферии — соке и уаве.

Значительную территорию бывшего дворца занимает построенная испанцами в шестнадцатом веке церковь Сан-Пабло, Митла