Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Вселенная индейцев

Маркиза
В знак моей признательности Пяточку, Ящеру, Божьей коровке, Евдокии и Феликсу за их помощь, поддержку и отзывчивость.
 
 
Мне снится прошлое.
В виденьях полусонных
встает забытый мир и дней,
и слов, и лиц.
Есть много светлых дум,
погибших, погребенных.
Как странно вновь стоять
у темных их гробниц.
В. Я. Брюсов.
1898 г.
 
 
Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.


 

По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. В настоящее время существует около 1 тысячи индейских народов, а в конце XV века было около 2200...

 
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
393
17891011121316
Маркиза
Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье – области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.

Храм Кукулькана (Эль-Кастильо), Чичен-Ица
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье – области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.

Храм Кукулькана (Эль-Кастильо), Чичен-Ица
Маркиза
Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Для человека боги создали время на поверхности земли. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Ход человеческого времени по этому календарю осуществлялся сверхъестественными силами небесного и подземного происхождения, которые сходились на земном уровне. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Считалось, что во время их пересечения наступают катаклизмы и катастрофы для всего человечества, поэтому жертвоприношения были в эти периоды особенно часты и обильны, чтобы только умиротворить богов и дать им новых и свежих сил для продолжения их жизнедеятельности. По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи. Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н.э. и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Для человека боги создали время на поверхности земли. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Ход человеческого времени по этому календарю осуществлялся сверхъестественными силами небесного и подземного происхождения, которые сходились на земном уровне. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Считалось, что во время их пересечения наступают катаклизмы и катастрофы для всего человечества, поэтому жертвоприношения были в эти периоды особенно часты и обильны, чтобы только умиротворить богов и дать им новых и свежих сил для продолжения их жизнедеятельности. По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи. Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н.э. и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением.
Маркиза
Представления о телесной красоте у майя довольно сильно отличались от европейских. Так, признаком красоты считалось косоглазие; поэтому его развивали у ребёнка намеренно, привязывая к его волосам на уровне глаз смоляной или каучуковый шарик. Кроме того, майя намеренно деформировали лобную кость черепа, придавая ей сплющенную форму. Для этого ко лбу младенца через пять дней после рождения плотно прибинтовывали деревянную дощечку. По мнению майя, удлинённая форма головы придавала человеку благородный вид; к тому же за лоб такой головы было удобнее зацеплять лямки, с помощью которых переносили тяжести. Знатные люди, помимо того, искусственно изменяли себе форму носа, превращая его в «орлиный» (иногда с помощью глиняных или восковых накладок). Таким образом, майяский идеал красоты был примерно следующим: узкое, с выдающимися скулами лицо, вытянутый назад и подчёркнуто уплощённый лоб, удлинённые (косые) глаза, крупный, загнутый книзу нос, маленький рот, выступающий закруглённый подбородок. Согласно одному из предположений, так лицо было больше похоже на початок кукурузы. Что касается телосложения, то знатные люди, как мужчины, так и женщины, обычно изображались довольно упитанными, даже с заметным брюшком. Вероятно, полнота считалась признаком материального благополучия и достоинства.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Представления о телесной красоте у майя довольно сильно отличались от европейских. Так, признаком красоты считалось косоглазие; поэтому его развивали у ребёнка намеренно, привязывая к его волосам на уровне глаз смоляной или каучуковый шарик. Кроме того, майя намеренно деформировали лобную кость черепа, придавая ей сплющенную форму. Для этого ко лбу младенца через пять дней после рождения плотно прибинтовывали деревянную дощечку. По мнению майя, удлинённая форма головы придавала человеку благородный вид; к тому же за лоб такой головы было удобнее зацеплять лямки, с помощью которых переносили тяжести. Знатные люди, помимо того, искусственно изменяли себе форму носа, превращая его в «орлиный» (иногда с помощью глиняных или восковых накладок). Таким образом, майяский идеал красоты был примерно следующим: узкое, с выдающимися скулами лицо, вытянутый назад и подчёркнуто уплощённый лоб, удлинённые (косые) глаза, крупный, загнутый книзу нос, маленький рот, выступающий закруглённый подбородок. Согласно одному из предположений, так лицо было больше похоже на початок кукурузы. Что касается телосложения, то знатные люди, как мужчины, так и женщины, обычно изображались довольно упитанными, даже с заметным брюшком. Вероятно, полнота считалась признаком материального благополучия и достоинства.
Нечта зимнееВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки2
Особенно девушка красотой радует))
МаркизаВ ответ на Нечта зимнее
Нечта зимнее
Особенно девушка красотой радует))
История переписки3

Маркиза
Основным одеянием мужчин была набедренная повязка (эш); она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе. Мужчины носили сандалии из шкуры тапира или оленя. Высокий кожаный задник закрывал всю пятку, но пальцы ног оставались открытыми. Сандалии крепились завязками у подъёма ноги.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Основным одеянием мужчин была набедренная повязка (эш); она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе. Мужчины носили сандалии из шкуры тапира или оленя. Высокий кожаный задник закрывал всю пятку, но пальцы ног оставались открытыми. Сандалии крепились завязками у подъёма ноги.
Аноним, 1 ребенокВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки2
Помню фильм "Фонтан", там шикарный наряд у жреца
Маркиза
Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья (куб), которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо (как, например, на Юкатане) представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Платье и юбка могли носиться как вместе, так и отдельно; в последнем случае грудь оставалась открытой (вероятно, тот или иной способ ношения определялся социальным статусом женщины или местными обычаями). Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами. Женщины ходили (судя по изображениям) преимущественно босиком. Женщины майя любили также благовония, обильно умащая ими грудь, руки и плечи. Чтобы очистить зубы и отбить неприятный запах изо рта, жевали смолу дерева чикле. Вдобавок ко всему, женщины, особенно знатные, повсюду ходили с букетиками цветов, которые время от времени нюхали.

Ритуальные декоративные росписи майя в храме в Бонампаке.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья (куб), которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо (как, например, на Юкатане) представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Платье и юбка могли носиться как вместе, так и отдельно; в последнем случае грудь оставалась открытой (вероятно, тот или иной способ ношения определялся социальным статусом женщины или местными обычаями). Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами. Женщины ходили (судя по изображениям) преимущественно босиком. Женщины майя любили также благовония, обильно умащая ими грудь, руки и плечи. Чтобы очистить зубы и отбить неприятный запах изо рта, жевали смолу дерева чикле. Вдобавок ко всему, женщины, особенно знатные, повсюду ходили с букетиками цветов, которые время от времени нюхали.

Ритуальные декоративные росписи майя в храме в Бонампаке.
Маркиза
У майя был широко распространён обычай покрывать лицо и тело геометрической татуировкой (для этого предварительно окрашенную кожу слегка надрезали). Чем больше татуировок было на теле, тем храбрее считался мужчина, так как нанесение татуировки прорезанием было очень мучительным, и человек после этого болел несколько дней. Тех, кто не татуировался, высмеивали. Юноши до женитьбы не имели татуировки. Женщины татуировали лицо и верхнюю часть тела (за исключением груди). Не меньшей популярностью пользовалась у майя окраска тела и лица (перед началом военных действий, по праздникам и т. п.). Применялось несколько видов краски, каждый из которых имел своё значение. Так, чёрная краска символизировала войну, поскольку наконечники стрел и копий делались из чёрного минерала обсидиана. Ею обмазывали своё тело неженатые молодые мужчины, а также те, кто постился. Этим же цветом, но в сочетании с красным, обозначавшим кровь, разрисовывали себя воины. Голубой считался цветом жертвоприношений; им окрашивались тела жрецов и людей, предназначенных в жертву богам. Раскраска рабов представляла собой чередующиеся чёрные и белые полосы. Женщины майя разрисовывали себе только лица, отдавая предпочтение красному цвету. Краска, смешанная с ароматической смолой, держалась на коже по нескольку дней, защищая её от солнечных ожогов и укусов насекомых.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
У майя был широко распространён обычай покрывать лицо и тело геометрической татуировкой (для этого предварительно окрашенную кожу слегка надрезали). Чем больше татуировок было на теле, тем храбрее считался мужчина, так как нанесение татуировки прорезанием было очень мучительным, и человек после этого болел несколько дней. Тех, кто не татуировался, высмеивали. Юноши до женитьбы не имели татуировки. Женщины татуировали лицо и верхнюю часть тела (за исключением груди). Не меньшей популярностью пользовалась у майя окраска тела и лица (перед началом военных действий, по праздникам и т. п.). Применялось несколько видов краски, каждый из которых имел своё значение. Так, чёрная краска символизировала войну, поскольку наконечники стрел и копий делались из чёрного минерала обсидиана. Ею обмазывали своё тело неженатые молодые мужчины, а также те, кто постился. Этим же цветом, но в сочетании с красным, обозначавшим кровь, разрисовывали себя воины. Голубой считался цветом жертвоприношений; им окрашивались тела жрецов и людей, предназначенных в жертву богам. Раскраска рабов представляла собой чередующиеся чёрные и белые полосы. Женщины майя разрисовывали себе только лица, отдавая предпочтение красному цвету. Краска, смешанная с ароматической смолой, держалась на коже по нескольку дней, защищая её от солнечных ожогов и укусов насекомых.
Аноним, 1 ребенокВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки2
Инопланетяне такие
МаркизаВ ответ на Аноним
Аноним
Инопланетяне такие
История переписки3
Экзотика.
Маркиза
Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяет сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира, поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяет сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира, поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем.
Маркиза
Майяские скульптуры, как правило, представляют из себя стелы, в основании которых находится крупный плоский камень, который часто называют алтарём, хотя его реальная функция до конца не ясна. Многие стелы содержат барельефные изображения, хотя по всему ареалу существования майяской цивилизации можно также встретить и обычные скульптуры. Большинство скульптур относится к классическому периоду (250—900 годы н. э.) развития цивилизации майя.

Скульптура бога Солнца верхом на черепахе. Цивилизация майя. Этнологический музей, Берлин
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Майяские скульптуры, как правило, представляют из себя стелы, в основании которых находится крупный плоский камень, который часто называют алтарём, хотя его реальная функция до конца не ясна. Многие стелы содержат барельефные изображения, хотя по всему ареалу существования майяской цивилизации можно также встретить и обычные скульптуры. Большинство скульптур относится к классическому периоду (250—900 годы н. э.) развития цивилизации майя.

Скульптура бога Солнца верхом на черепахе. Цивилизация майя. Этнологический музей, Берлин
Маркиза
Пантеон классического периода у майя был весьма обилен и сложен. Первоначально это были местные божества, которые с ростом племенных и государственных объединений соединились в одну генеалогическую систему. Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти. Обычно изображается в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы каймана. У майя имелось большое количество богов смерти, имена их варьируются в зависимости от племени, у которого они засвидетельствованы.

Ах Пуч в дрезденском кодексе
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Пантеон классического периода у майя был весьма обилен и сложен. Первоначально это были местные божества, которые с ростом племенных и государственных объединений соединились в одну генеалогическую систему. Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти. Обычно изображается в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы каймана. У майя имелось большое количество богов смерти, имена их варьируются в зависимости от племени, у которого они засвидетельствованы.

Ах Пуч в дрезденском кодексе
Маркиза
Бакабы – в мифологии майя боги – братья Хобниль, Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хосан-Эк, которые стоят в четырёх углах вселенной и поддерживают небо, чтобы оно не упало на землю. Бакабы были связаны с цветовой и календарной символикой стран света. Так, Хобниль ассоциировался с востоком и красным цветом и был покровителем годов, начинавшихся с дня Кан; Кан-Цик-Наль – с севером, белым цветом и годами Мулук; Сак-Кими – с западом, чёрным цветом и годами Хищ; Хосан-Эк – с югом, жёлтым цветом и годами Кавак. Бакабы имели антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность предполагать, что в древности они мыслились в виде животных (игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или насекомых (паука, пчёл). Хобниль был покровителем пчеловодства. В 10 – 16 вв. Бакабы в значительной степени слились с богами ветра – павахтунами и богами дождя – чаками. В этот период существовали представления и о подземных Бакабах, поддерживавших своды преисподней.

Изображение Бакаба на стеле в Мадриде
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Бакабы – в мифологии майя боги – братья Хобниль, Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хосан-Эк, которые стоят в четырёх углах вселенной и поддерживают небо, чтобы оно не упало на землю. Бакабы были связаны с цветовой и календарной символикой стран света. Так, Хобниль ассоциировался с востоком и красным цветом и был покровителем годов, начинавшихся с дня Кан; Кан-Цик-Наль – с севером, белым цветом и годами Мулук; Сак-Кими – с западом, чёрным цветом и годами Хищ; Хосан-Эк – с югом, жёлтым цветом и годами Кавак. Бакабы имели антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность предполагать, что в древности они мыслились в виде животных (игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или насекомых (паука, пчёл). Хобниль был покровителем пчеловодства. В 10 – 16 вв. Бакабы в значительной степени слились с богами ветра – павахтунами и богами дождя – чаками. В этот период существовали представления и о подземных Бакабах, поддерживавших своды преисподней.

Изображение Бакаба на стеле в Мадриде
17891011121316