Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Как только в Императорской семье рождался ребёнок, к новорождённому незамедлительно приставляли кормилицу-крестьянку, отобранную придворными докторами из удельных императорских имений. Кормилица получала от Императора пожизненную пенсию.
С первых дней жизни маленькие великие князья находились на попечении нянь-англичанок. Эта традиция пошла со времён Екатерины II. Так как детей в Императорской семье было много, то и штат нянь-англичанок был большой. Во главе стояла старшая няня, как правило, няня старшего ребёнка.
Но если супруга Николая I Александра Фёдоровна личного участия в воспитании детей не принимала, то Цесаревна, а затем Императрица Мария Александровна, супруга Александра II, была главным человеком в жизни своих детей. Она не только находила возможность среди плотного распорядка дня быть рядом с детьми, но и сама играла и занималась с ними, поучала их, входила в мельчайшие подробности их жизни.
Мария Александровна хотела дать сыновьям лучшее воспитание и образование, достойное Великих князей, первых слуг своего Отечества. Она говорила: «Пусть мне во всей России назовут человека, который с природным умом соединял бы истинное образование, с сильной волей – твёрдые принципы, веру и неиспорченную нравственность, и я ручаюсь вам, что преодолею все препятствия и поставлю этого человека к своим сыновьям».
Императрица Мария Александровна
Цесаревич Александр Николаевич при игре «в лошадки» позволял детям «впрягать» себя, «ставить в стойло» из стульев и водить «на водопой». «Иногда Цесаревич сажал нас к себе на плечи и бегал по комнатам, а мы, крепко уцепившись за его шею, прямо визжали от восторга».
Предметом переписки Александра Николаевича с Марией Александровной в эти годы были по большей части вопросы детского воспитания, физического развития, бытовой обстановки детей, в разлуке с семьей он скучал и просил супругу сообщать ему новости о детях, которых называл не иначе как «наши дорогие малютки» или «наши ангелочки». Мария Александровна в ответных письмах рассказывала мужу о здоровье детей, их занятиях и играх.
Император Александр II
Цесаревич Александр Николаевич при игре «в лошадки» позволял детям «впрягать» себя, «ставить в стойло» из стульев и водить «на водопой». «Иногда Цесаревич сажал нас к себе на плечи и бегал по комнатам, а мы, крепко уцепившись за его шею, прямо визжали от восторга».
Предметом переписки Александра Николаевича с Марией Александровной в эти годы были по большей части вопросы детского воспитания, физического развития, бытовой обстановки детей, в разлуке с семьей он скучал и просил супругу сообщать ему новости о детях, которых называл не иначе как «наши дорогие малютки» или «наши ангелочки». Мария Александровна в ответных письмах рассказывала мужу о здоровье детей, их занятиях и играх.
Император Александр II
*ураааа, Ваша тема - отдых моим звенящим нервам*
Ведение дневника приучало детей к самоорганизации и умению упорядочить своё мышление. Использовался он и как действенное средство воспитания.
Дневник (ежедневник) Великого князя Александра Александровича на 1864 год (будущего Императора Александра III)
Если замечания на Великих князей не действовали, воспитатели отмечали в дневнике, сколько времени за день (поминутно) было потеряно в рассеянности, шалостях, беспрестанных напоминаниях. По субботам ребёнок получал итог – сколько времени он потратил зря. Записывали и о разнообразных бесполезных действиях: «играние руками и пальцековыряние», «хождение в шкаф», «делание чернильных озер», «зевание», «рассматривание ногтей и пера», «путешествие за чернильницей и происшествие во время вояжа», «играние перьями» и т.п.
Решение о поощрении выбирал отец-Император: похвальное слово, приглашение во дворец кадет, поездка с родителями в театр, сопровождение матери на прогулке в экипаже. Наиболее радостным подарком для Великих князей был новый мундир, связанный с очередным назначением, и продвижение по символической служебной лестнице в полку, где он числился. Такие поощрения приурочивали к какому-нибудь празднику – дню рождения, Пасхе, Рождеству, семейному радостному событию.
Александр II с детьми: Мария, Сергей (на коленях), Владимир, Александр (сидит в центре), Алексей, Николай
Александр II с семьёй: Павел, Сергей, Мария, Алексей, Александр, Владимир, сидит Мария Фёдоровна с сыном Николаем (будущим Николаем II)
Если замечания на Великих князей не действовали, воспитатели отмечали в дневнике, сколько времени за день (поминутно) было потеряно в рассеянности, шалостях, беспрестанных напоминаниях. По субботам ребёнок получал итог – сколько времени он потратил зря. Записывали и о разнообразных бесполезных действиях: «играние руками и пальцековыряние», «хождение в шкаф», «делание чернильных озер», «зевание», «рассматривание ногтей и пера», «путешествие за чернильницей и происшествие во время вояжа», «играние перьями» и т.п.
Решение о поощрении выбирал отец-Император: похвальное слово, приглашение во дворец кадет, поездка с родителями в театр, сопровождение матери на прогулке в экипаже. Наиболее радостным подарком для Великих князей был новый мундир, связанный с очередным назначением, и продвижение по символической служебной лестнице в полку, где он числился. Такие поощрения приурочивали к какому-нибудь празднику – дню рождения, Пасхе, Рождеству, семейному радостному событию.
Александр II с детьми: Мария, Сергей (на коленях), Владимир, Александр (сидит в центре), Алексей, Николай
Александр II с семьёй: Павел, Сергей, Мария, Алексей, Александр, Владимир, сидит Мария Фёдоровна с сыном Николаем (будущим Николаем II)
«Я отныне буду отмечать мои проступки. Сегодня 1) капризы за математикой, 2) бросился в воду не как надо, 3) спор с Гриммом»
«Сегодня у меня самый худой день, который только был с того времени, что я учусь… Мне жаль и страсть думать, что с того времени, как я учусь, когда мне было 6 лет, не было ни разу такого дурного дня как сегодня, а теперь мне 11 лет. Мне стыдно перед самим собой… Стыдно! Стыдно! Костя будь умней, старайся, чтоб остальная часть недели была бы очень хороша»
«Я имею привычку очень грубо обращаться с братцами и сегодня два раза заставил Мишу плакать, и за то был оштрафован. Мне должно помнить, что они гораздо меньше и слабее меня, и обращаться с ними осторожно».
Из детского дневника Великого князя Михаила Николаевича (сына Николая I):
«У Гос[подина] Кур[нанда] я был немножко рассеян, за что он мне сделал замечание, а я заплакал»
«У Кушакевича занимался геометрией и оттого, что я позже кончил, я заплакал и папа мне не позволил завтра играть с гостями»
«У Мечина не знал стихи»
«У Зауервейда рисовал солдата нерадиво»
Подобные дневники вели и дети Александра II и его племянники.
«Я отныне буду отмечать мои проступки. Сегодня 1) капризы за математикой, 2) бросился в воду не как надо, 3) спор с Гриммом»
«Сегодня у меня самый худой день, который только был с того времени, что я учусь… Мне жаль и страсть думать, что с того времени, как я учусь, когда мне было 6 лет, не было ни разу такого дурного дня как сегодня, а теперь мне 11 лет. Мне стыдно перед самим собой… Стыдно! Стыдно! Костя будь умней, старайся, чтоб остальная часть недели была бы очень хороша»
«Я имею привычку очень грубо обращаться с братцами и сегодня два раза заставил Мишу плакать, и за то был оштрафован. Мне должно помнить, что они гораздо меньше и слабее меня, и обращаться с ними осторожно».
Из детского дневника Великого князя Михаила Николаевича (сына Николая I):
«У Гос[подина] Кур[нанда] я был немножко рассеян, за что он мне сделал замечание, а я заплакал»
«У Кушакевича занимался геометрией и оттого, что я позже кончил, я заплакал и папа мне не позволил завтра играть с гостями»
«У Мечина не знал стихи»
«У Зауервейда рисовал солдата нерадиво»
Подобные дневники вели и дети Александра II и его племянники.
Великий князь родился 10 апреля 1847 года в Петербурге. Он был четвёртым ребёнком в семье и третьим сыном. Дедушка-Император Николай I стал его крёстным отцом, как и всех детей Александра II. Владимир был назван в честь крестителя Руси – Святого князя Владимира.
Когда ему исполнился год, Императрица Мария Александровна написала своему брату в Гессен: «Владимир, который почти живёт в моей комнате, всё время около меня; он становится всё сердечнее, так нежен и при том резв; его прозвали my lap-dog, он совсем как ручная собачка, великолепно бегает, почти не разговаривает и имеет большие претензии на моё внимание».
В детской среде бытовали прозвища, которые любил давать царь-отец. Николая звали – Никс, Александра, будущего Александра III –Бульдожка, Владимира – Толстяк.
Няней маленького Владимира стала англичанка Екатерина Стуттон. Она воспитывала и братьев Владимира – Александра и Сергея. Дети были привязаны к своей няне и на протяжении всей жизни и называли не иначе как «милой», «доброй Китти».
Связь няни с воспитанниками не прерывалась даже после её отставки. За няней присматривали, обеспечивая ей спокойную старость. Жила Екатерина Стуттон в казённой квартире в Зимнем дворце. Когда она умерла (1891 год), Александр III счёл своим долгом присутствовать на её похоронах. Обычно этой чести удостаивались только члены семьи и высшие государственные деятели. Похоронили старую няню на Смоленском кладбище.
Великие князья Александр, Владимир и Николай
Великих князей растили, прежде всего, как будущих военных, поэтому уже в день своего рождения Владимир был назначен шефом Драгунского полка и зачислен в списки лейб-гвардии Преображенского полка и лейб-гвардии Сапёрного полка.
Все Великие князья получили спартанское воспитание: спали на походных кроватях, с тонким волосяным матрацем и укрывались тонким одеялом. Такой порядок воспитания был разработан для великих князей ещё Екатериной II. Это касалось и питания: кормили только по часам и умеренно. О своём детстве Владимир вспоминал, что кормили их «дурно» и им всё время хотелось есть. Они были очень счастливы, когда их приглашали к родительскому столу.
Великий князь Владимир
Великие князья Александр (слева), будущий Александр III и Владимир (справа)
Великий князь Владимир занимался не только военной деятельностью. Знаток и любитель искусства, он с 1869 года стал товарищем президента (с 1876 президентом) Императорской Академии художеств. Оказывал покровительство многим художникам, собирал коллекцию живописи.
Великий князь Владимир Александрович
Великий князь Владимир Александрович
Великий князь Владимир Александрович
Великий князь Владимир Александрович
..
Переговоры о свадьбе шли два года. Невеста категорически не соглашалась переходить в православие. Наконец, Император Александр II дал своё согласи на брак сына с не православной принцессой. Это первый случай в царской семье, когда женой Великого князя стала принцесса иной веры. Но имя ей дали русское – Мария Павловна.
6 августа 1874 года Мария Павловна и Владимир Александрович обвенчались. По мнению многих, они представляли собой прекрасную пару. Владимиру было 27 лет, Марии – 20 лет.
Великий князь Владимир Александрович и Великая княгиня Мария Павловна
Переговоры о свадьбе шли два года. Невеста категорически не соглашалась переходить в православие. Наконец, Император Александр II дал своё согласи на брак сына с не православной принцессой. Это первый случай в царской семье, когда женой Великого князя стала принцесса иной веры. Но имя ей дали русское – Мария Павловна.
6 августа 1874 года Мария Павловна и Владимир Александрович обвенчались. По мнению многих, они представляли собой прекрасную пару. Владимиру было 27 лет, Марии – 20 лет.
Великий князь Владимир Александрович и Великая княгиня Мария Павловна
Герб Мекленбургов. Герцогство Мекленбург-Шверинское. Замок герцогов в Шверине.
Герб Мекленбургов. Герцогство Мекленбург-Шверинское. Замок герцогов в Шверине.
Мы живем как раз в центре земли Мекленбург - Передняя Померания.
Наш городок называется Нойбуков. Рядом Пепелов, Тетеров, Любов, Рогов и так далее.)))
Мы живем как раз в центре земли Мекленбург - Передняя Померания.
Наш городок называется Нойбуков. Рядом Пепелов, Тетеров, Любов, Рогов и так далее.)))
Немцы воспринимают их совершенно нормально. Никто ничего не переименовывает.
Немцы воспринимают их совершенно нормально. Никто ничего не переименовывает.