Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

С "Лейкой" и блокнотом". Фотокорреспонденты Великой Отечественной Войны.

Мадам Н.Д.
Их глазами мы видим  войну, именно их объективы запечатлели самые страшные и самые радостные ее моменты. Их имена прочно вошли в историю не только отечественной фотографии, но и в историю советской журналистики. Смелость, непоколебимая вера в победу и самоотверженность, — вот что отличало каждого из них, когда они  шли на фронт и под пулями создавали фотолетопись  войны.  В предверии Дня Победы хочу немного рассказать о  самых известных советских фотокорреспондентах  Великой Отечественной войны и показать часть их работ. 
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
81
Мадам Н.Д.
Макс Альперт (1899-1980)

Макс Владимирович Альперт родился в Симферополе. Вместе с братом, Михаилом Альпериным, учился фотографии в Одессе. После Гражданской войны работал фотокорреспондентом в «Рабочей газете» в Москве. В 1920-е годы состоял в ассоциации фоторепортёров при московском доме печати.
В 1930-е годы работал в иллюстрированном журнале «СССР на стройке», где подготовил около 50 фотоочерков. Наиболее важные работы этого периода сделаны на строительстве завода в Магнитогорске (Магнитка), на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала.
Во время Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, Альперт работал как в тылу, так и на фронте, в боевой обстановке. Альперт — автор знаменитой на весь мир работы «Комбат», ставшей одним из символов войны. В конце войны побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. В послевоенные годы сотрудничал в разных изданиях. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».
Многие выполненные им работы хранятся в коллекции негативов Государственного центрального музея современной истории России. Считается одним из родоначальников советской серийной репортажной фотографии. Заслуженный работник культуры РСФСР (1966).
Немного об истории фото "Комбат". Фотограф Макс Альперт сидел в неглубоком окопчике, когда началась атака. День был летний, знойный, жаркий. Когда фигура офицера возникла на фоне неба, фотограф едва успел поднять объектив и нажать на спуск. Тут же рядом что-то грохнуло, раздался крик: «Комбат убит!» — и по спине фотографа забарабанили комья земли. Потом фотограф Альперт сумел из разбитой камеры осторожно вынуть пленку. Кадр с комбатом, поднимающим бойцов в атаку, оказался цел. 
AnnaВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Макс Альперт (1899-1980)

Макс Владимирович Альперт родился в Симферополе. Вместе с братом, Михаилом Альпериным, учился фотографии в Одессе. После Гражданской войны работал фотокорреспондентом в «Рабочей газете» в Москве. В 1920-е годы состоял в ассоциации фоторепортёров при московском доме печати.
В 1930-е годы работал в иллюстрированном журнале «СССР на стройке», где подготовил около 50 фотоочерков. Наиболее важные работы этого периода сделаны на строительстве завода в Магнитогорске (Магнитка), на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала.
Во время Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, Альперт работал как в тылу, так и на фронте, в боевой обстановке. Альперт — автор знаменитой на весь мир работы «Комбат», ставшей одним из символов войны. В конце войны побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. В послевоенные годы сотрудничал в разных изданиях. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».
Многие выполненные им работы хранятся в коллекции негативов Государственного центрального музея современной истории России. Считается одним из родоначальников советской серийной репортажной фотографии. Заслуженный работник культуры РСФСР (1966).
Немного об истории фото "Комбат". Фотограф Макс Альперт сидел в неглубоком окопчике, когда началась атака. День был летний, знойный, жаркий. Когда фигура офицера возникла на фоне неба, фотограф едва успел поднять объектив и нажать на спуск. Тут же рядом что-то грохнуло, раздался крик: «Комбат убит!» — и по спине фотографа забарабанили комья земли. Потом фотограф Альперт сумел из разбитой камеры осторожно вынуть пленку. Кадр с комбатом, поднимающим бойцов в атаку, оказался цел. 
Вот так. За секунду до смерти человека.
Мадам Н.Д.
Еще одно фото Альперта стало символом всех тех трудностей, которые ипришлось пережить мирным людям. Авторское название фото — «В родное село». Макс Альперт, 1943 год. На нем изображено, как советские женщины и дети возвращаются домой.Во время боев людей увозили в тыл, или они сами уходили в леса, а потом, после освобождения, возвращались на родину. Это фото очень близко мне, так как моя мама, буду подростком во время войны, живя на Смоленщине, тоже так же возвращалась в родные места после того, как их чуть не сожгли в родной деревне фашисты. К счастью, наши войска наступали, их успели освободить, жителей переселили глубже в тыл и там ее мама умерла, ее похоронили в чужой деревне. Уже взрослым человекам по детским воспоминаниям мама пыталась найти ее могилу, но, конечно, нашла только условное место. Вот такая история.
Божья КоровкаВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Еще одно фото Альперта стало символом всех тех трудностей, которые ипришлось пережить мирным людям. Авторское название фото — «В родное село». Макс Альперт, 1943 год. На нем изображено, как советские женщины и дети возвращаются домой.Во время боев людей увозили в тыл, или они сами уходили в леса, а потом, после освобождения, возвращались на родину. Это фото очень близко мне, так как моя мама, буду подростком во время войны, живя на Смоленщине, тоже так же возвращалась в родные места после того, как их чуть не сожгли в родной деревне фашисты. К счастью, наши войска наступали, их успели освободить, жителей переселили глубже в тыл и там ее мама умерла, ее похоронили в чужой деревне. Уже взрослым человекам по детским воспоминаниям мама пыталась найти ее могилу, но, конечно, нашла только условное место. Вот такая история.
Бедные люди!!!
Мадам Н.Д.
Анатолий Архипов (1913-1950)

Анатолий Архипович Архипов родом из Харькова, с 1939 года работал фотокором редакции «Советской Украины», затем переведен в Москву в «Иллюстрированную газету». Первые снимки Великой Отечественной войны Анатолий Архипов сделал в мае 1942 года на Юго-Западном фронте. Впервые его фотографии были опубликованы в 1942 году в агитационном журнале «Фронтовая иллюстрация».
Потом были Сталинград, в боях за который Архипов был ранен в ноябре 1942-го, Ленинградский фронт, освобождение Восточной Украины, Курская битва, освобождение Киева, Белоруссии, Польши, наступление в Германии. Снимал он и простых солдат, и военачальников.

Этот бравый военный- участник боев на Курской дуге — разведчик 325-й «Двинской» Стрелковой дивизии, гвардии старший сержант Алексей Григорьевич Фролченко (1905–1967), награжденный орденом Красной звезды.
Мадам Н.Д.
Дмитрий Бальтерманц (1912-1990)

Родился 13 мая 1912 года в Варшаве в семье офицера царской армии Григория Столовицкого.
После окончания в 1939 году механико-математического факультета Московского государственного университета, Дмитрий Бальтерманц был принят преподавателем математики в Высшую военную академию в звании капитана. В этом же году он выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж. По заданию газеты «Известия» он запечатлел ввод частей РККА на территорию Западной Украины. В результате он был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотожурналистом. По воспоминаниям дочери фотографа Татьяны Бальтерманц, перед принятием судьбоносного решения Дмитрий Бальтерманц почти не колебался и легко отказался от перспектив научной академической карьеры: «На размышления ушло немного времени — душа уже была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат».
Дмитрий Николаевич Бальтерманц был фотокорреспондентом газеты «Известия», снимал для нее репортажи о строительстве противотанковых укреплений под Москвой, обороне Крыма, Сталинградской битве. В 1942 году из-за ошибки редактора (опубликовали фотографию подбитых не немецких, а английских танков, бывших на вооружении Красной Армии), ответственность за которую была возложена именно на автора фото, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон. В результате ранения ему ампутировали ногу. Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий вернулся на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага». За бои в городе Бреслау 16 мая 1945 года подполковник И. Волков снова представил старшего лейтенанта Бальтерманца к награде — ордену Отечественной войны II степени.
Вернувшись с фронта, Дмитрий Бальтерманц не сразу нашёл работу. Не побоялся взять Бальтерманца на работу только поэт Алексей Сурков, главный редактор журнала «Огонек». В этом журнале, с 1965 года возглавив его фотоотдел, Дмитрий Бальтерманц работал до своей смерти.
В годы хрущевской «оттепели» Дмитрий Бальтерманц пережил пик своей популярности. В это время советские фотолюбители смогли увидеть многие «архивные», ненапечатанные в своё время фронтовые работы мастера, запечатлевшие не только подвиг, но смерть, горе и тяготы войны. Фотограф стал известен за границей — персональные выставки Дмитрия Бальтерманца в Лондоне (1964) и Нью-Йорке (1965) сделали его мировой знаменитостью.


Советские танки Т-34-85 на марше в наступлении. Авторское название — «Вперед, на запад!».
Мадам Н.Д.
Наталья Боде (1914-1996). Редчайший случай-женщина- фотокорреспондент!

Родилась 17 (30 декабря) 1914 года в Киеве в семье преподавателя техникума. В 1934 году работала фотокорреспондентом в газете ЩКПУ «Коммунист». В 1938 году перешла в Фотохронику ТАСС по Украине. В 1941 году поступила добровольцем на работу во фронтовую газету Юго-Западного фронта «Красная Армия» и прошла с ней до конца войны. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Постоянно печаталась в центральных газетах «Правда», «Красная Звезда», журнале «Огонёк» и зарубежной печати (через Совинформбюро). Войну закончила в звании старшего лейтенанта.
После войны в 1945 году в «Детиздате» вышла книга фотографий «Дорогами войны», получившая премию. Участвовала во многих всесоюзных и международных фотовыставках. С 1945 года жила в Москве. Работала московским корреспондентом украинской газеты «Радянска Культура».



На первом фото- советские солдаты фотографируются в вагоне поезда перед отправкой домой из Берлина. Фото: Наталья Боде
На втором- Немецкий ребенок и возвращающиеся беженцы на берегу Эльбы в Дрездене. На заднем плане снимка — мост королевы Каролы (Каролины), взорванный немцами уже 7 мая 1945 г. Фото: Наталья Боде.
Мадам Н.Д.
Интересен взгляд женщины на войну- она видит детей, радость материнства, радость возвращения к родным семьям- то, что иногда не видели мужчины! И в то же время- горечь потерь и утрата близких !
Мадам Н.Д.
Роберт Диамент (1907-1987)

Роберт (Иосиф-Рафаил) Львович Диамент во время Великой Отечественной войны служил на Северном флоте в должности фотокорреспондента, начальника фотобюро Политуправления флота. После демобилизации работал по договорам на ВСХВ, выполнял задания Антифашистского Комитета Советских женщин, редакции журнала «Клуб и художественная самодеятельность», журналов «Профтехобразование» и «Производственное обучение», его фотоснимки публиковались в журналах: «Огонёк», «Советский Союз», «Советское фото», «Здоровье», «Работница», «За рулём» и др., на страницах фотоальбомов, экспонировались в военных музеях Москвы, Киева, Ленинграда, Мурманска, Полярного, Североморска и т.д.
Ради выполнения работы фоторепортера пожертвовал здоровьем — при съемке залпа главного калибра крейсера, на котором он находился, Диамент не закрыл ухо, так как палец находился на спуске камеры. В результате был контужен и почти оглох на левое ухо.
Его фотографии — наиболее подробная летопись жизни воинов-североморцев: моряков, морских пехотинцев, летчиков. Выходил с подводниками на торпедирование кораблей противника, на эсминцах обеспечивать безопасность союзных конвоев, принимал участие в десанте и в боях Петсамо-Киркенесской операции, вылетал с летчиками-торпедоносцами. Член Союза журналистов СССР с 1967 года.



1 фото- Самолет Ил-4 из состава 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота сбросил торпеду на обнаруженную немецкую подводную лодку. Фото: Роберт Диамент
2 - Кок советской подводной лодки С-56 Василий Павлович Митрофанов в отсеке. Фото: Роберт Диамент
Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Роберт Диамент (1907-1987)

Роберт (Иосиф-Рафаил) Львович Диамент во время Великой Отечественной войны служил на Северном флоте в должности фотокорреспондента, начальника фотобюро Политуправления флота. После демобилизации работал по договорам на ВСХВ, выполнял задания Антифашистского Комитета Советских женщин, редакции журнала «Клуб и художественная самодеятельность», журналов «Профтехобразование» и «Производственное обучение», его фотоснимки публиковались в журналах: «Огонёк», «Советский Союз», «Советское фото», «Здоровье», «Работница», «За рулём» и др., на страницах фотоальбомов, экспонировались в военных музеях Москвы, Киева, Ленинграда, Мурманска, Полярного, Североморска и т.д.
Ради выполнения работы фоторепортера пожертвовал здоровьем — при съемке залпа главного калибра крейсера, на котором он находился, Диамент не закрыл ухо, так как палец находился на спуске камеры. В результате был контужен и почти оглох на левое ухо.
Его фотографии — наиболее подробная летопись жизни воинов-североморцев: моряков, морских пехотинцев, летчиков. Выходил с подводниками на торпедирование кораблей противника, на эсминцах обеспечивать безопасность союзных конвоев, принимал участие в десанте и в боях Петсамо-Киркенесской операции, вылетал с летчиками-торпедоносцами. Член Союза журналистов СССР с 1967 года.



1 фото- Самолет Ил-4 из состава 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота сбросил торпеду на обнаруженную немецкую подводную лодку. Фото: Роберт Диамент
2 - Кок советской подводной лодки С-56 Василий Павлович Митрофанов в отсеке. Фото: Роберт Диамент
Рот при залпах открывать надо, если нет возможности уши закрыть
Мадам Н.Д.
Эммануил Евзерихин (1911–1984)

Известнейший на весь мир классик советской фотографии.
Родился в 1911 году в Ростове-на-Дону. В конце 30-х годов работал внештатным корреспондентом в «Пресс-клише ТАСС». С 1933 года работает в Фотохронике ТАСС. В 1934 году переезжает в Москву, где получает возможность снимать главные события эпохи: Конгресс Коминтерна и съезд Советов, на котором была принята Конституция; строительство, арктические экспедиции и спортивные парады. Он фотографировал Максима Горького, Михаила Ивановича Калинина; знаменитых летчиков — В. Чкалова, М. Громова, выдающихся деятелей культуры и искусства.
В годы войны снимал на многих фронтах. Наибольшую известность получили фотографии, сделанные в Сталинграде. Участвовал в освобождении городов: Минска, Варшавы, Кенигсберга, закончил войну в Праге, был награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалями СССР. Снимал освобождение Донбасса, Минска, Варшавы, Кенигсберга, Праги. Особую известность получил сталинградский цикл его фотографий.
После войны, работая в ТАСС, Э. Евзерихин преподавал основы искусства фотографии в Заочном Народном Университете искусств, выступал с лекциями по стране.
Эммануил Евзерихин умер в 1984 году.



1- Батарея 152-мм гаубиц Д-1 образца 1943г. ведет огонь по обороняющимся немецким войскам. Белоруссия, лето 1944 года. Фото: Эммануил Евзерихин
2- Две советские женщины идут по площади Павших борцов в Сталинграде. 1943 год. Фото: Эммануил Евзерихин
Божья КоровкаВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Эммануил Евзерихин (1911–1984)

Известнейший на весь мир классик советской фотографии.
Родился в 1911 году в Ростове-на-Дону. В конце 30-х годов работал внештатным корреспондентом в «Пресс-клише ТАСС». С 1933 года работает в Фотохронике ТАСС. В 1934 году переезжает в Москву, где получает возможность снимать главные события эпохи: Конгресс Коминтерна и съезд Советов, на котором была принята Конституция; строительство, арктические экспедиции и спортивные парады. Он фотографировал Максима Горького, Михаила Ивановича Калинина; знаменитых летчиков — В. Чкалова, М. Громова, выдающихся деятелей культуры и искусства.
В годы войны снимал на многих фронтах. Наибольшую известность получили фотографии, сделанные в Сталинграде. Участвовал в освобождении городов: Минска, Варшавы, Кенигсберга, закончил войну в Праге, был награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалями СССР. Снимал освобождение Донбасса, Минска, Варшавы, Кенигсберга, Праги. Особую известность получил сталинградский цикл его фотографий.
После войны, работая в ТАСС, Э. Евзерихин преподавал основы искусства фотографии в Заочном Народном Университете искусств, выступал с лекциями по стране.
Эммануил Евзерихин умер в 1984 году.



1- Батарея 152-мм гаубиц Д-1 образца 1943г. ведет огонь по обороняющимся немецким войскам. Белоруссия, лето 1944 года. Фото: Эммануил Евзерихин
2- Две советские женщины идут по площади Павших борцов в Сталинграде. 1943 год. Фото: Эммануил Евзерихин
Первое фото просто нереально страшное!!! Аж мурашки побежали и слёзы навернулись...
Низкий поклон всем, сражавшимся за Родину!!!
Мадам Н.Д.
Самое знаменитое фото Эммануила Евзерихина из Сталинградского цикла. Фонтан "Дети", Сталинград, 1943 г.
liskaВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Самое знаменитое фото Эммануила Евзерихина из Сталинградского цикла. Фонтан "Дети", Сталинград, 1943 г.
Какой жуткий контраст...
Рыжая Белочка, 2 ребенкаВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Самое знаменитое фото Эммануила Евзерихина из Сталинградского цикла. Фонтан "Дети", Сталинград, 1943 г.
Страшное фото...
Мадам Н.Д.
Георгий Зельма (1906-1984)

Георгий Анатольевич Зельма (настоящая фамилия Зельманович) hодился в 1906 году в Ташкенте. В 1921 году переехал в Москву, где он начал фотографировать старой камерой «Kodak» 9×12. Получил первый опыт фотографирования в студии «Пролеткино» и во время театральных репетиций для журнала «Театр». Продолжил работать в агентстве «Руссфото», куда он пришел учеником фотографа и вскоре начал работать самостоятельно.
Фотокорреспондент «Известий», «Огонька», «Красной Звезды» и других изданий в 1920-30-х годах, военный фотокорреспондент газеты «Известия». Работал на передовых в Молдавии, Одессе и на Украине.
Его самые известные фотографии сделаны во время битвы за Сталинград, где фотограф создал хронику боев за город. После войны Георгий Зельма работал в журнале «Огонек», а с 1962 года — в агентстве «Новости».



Танк Т-34 с именем собственным «Родина» на площади Павших Борцов в Сталинграде. Левее виднеется знаменитое здание центрального универмага, сильно поврежденное во время боев. Фото: Георгий Зельма
Советский солдат с красным знаменем над площадью Павших Борцов в Сталинграде. 1943 год. Фото: Георгий Зельма
Мадам Н.Д.
Борис Игнатович (1899-1979)

Борис Всеволодович Игнатович родился в Луцке. Журналист с 1918 года. В 1921 году переехал в Москву, где возглавил газету «Горняк». В 1922–1925 в Петрограде увлёкся фотографией. После возвращения в Москву стал одним из руководителей Ассоциации фоторепортёров при Доме печати, с 1927 бильдредактором и фотокорреспондентом газеты «Беднота», сотрудничал в журналах «Нарпит», «Прожектор», «Огонёк», «Советское фото» и «СССР на стройке».
Вместе с Александром Родченко — один из организаторов и руководитель Группы «Октябрь».
В 1930-х гг. увлёкся кинорепортажем, снял несколько документальных фильмов (киноочерк «Сегодня» и фильм о Кукрыниксах и др.). Одновременно руководил отделом иллюстраций газеты «Вечерняя Москва».
В годы Великой Отечественной войны работал фотокорреспондентом в газете 30-й армии «Боевое знамя». Работал в тылу врага, снимая партизанское движение.
После войны работал во многих журналах и издательствах, возглавлял клуб «Новатор». Создал портреты деятелей культуры и искусства (Корнея Чуковского, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака и др.). Награждён медалями СССР. Автор знаменитого фото Сталина с Наханговой.



Освобождение советскими солдатами уцелевших узников концлагеря Освенцим (Аушвиц). Над воротами лагеря видна знаменитая вывеска-лозунг «Арбайт махт фрай» (Arbeit macht frei), что означает — «Труд освобождает». Концлагерь освобожден 27 января 1945 года частями 100-й стрелковой дивизии генерала Федора Красавина. 1-й Украинский фронт. Фото: Борис Игнатович
Партизан Кузьма Захаров. 1943 год.
Мадам Н.Д.
Борис Кудояров (1898-1973)

Борис Павлович Кудояров родился в 1898 году в Ташкенте. Окончил дореволюционную гимназию. В 1917-1920 годах служил в Красной Армии. Будучи фотолюбителем, стал активно снимать спортивные соревнования. В 1925 году начал работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт», с 1926 года трудился в агентстве Руссфото, впоследствии — Унионфото, с 1931 года — фотокорреспондент агентства Союзфото. Специализировался на спортивных сюжетах, а также создавал «фотолетопись индустриализации и коллективизации страны». В 1932 во время празднования Первого мая с самолёта П-5 фотографировал Красную площадь с колоннами демонстрантов, оформление Метростроя, Дворец труда, Свердловскую площадь с портретами-гигантами посередине. В том же году в служебной поездке по предприятиям Нижегородского края сделал фотографии Нижегородского автомобильного завода, Сормова, Выксинского завода, порта и других объектов.
В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом «Комсомольской правды» в блокадном Ленинграде, сделал за это время около 3000 кадров, многие из которых вошли в золотой фонд советской журналистики и фотоискусства. Ленинградский цикл Б. Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа. В послевоенные годы трудился фотокорреспондентом «Комсомольской правды». Погиб в творческой командировке в Среднюю Азию в 1973 году в автокатастрофе.



Раненые дети в палате Ленинградского государственного педиатрического института. Фото: Борис Кудояров
Девушки-бойцы МПВО несут боевое дежурство на крыше дома № 4 по улице Халтурина в Ленинграде. 1942 год. Фото: Борис Кудояров
Божья КоровкаВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Борис Кудояров (1898-1973)

Борис Павлович Кудояров родился в 1898 году в Ташкенте. Окончил дореволюционную гимназию. В 1917-1920 годах служил в Красной Армии. Будучи фотолюбителем, стал активно снимать спортивные соревнования. В 1925 году начал работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт», с 1926 года трудился в агентстве Руссфото, впоследствии — Унионфото, с 1931 года — фотокорреспондент агентства Союзфото. Специализировался на спортивных сюжетах, а также создавал «фотолетопись индустриализации и коллективизации страны». В 1932 во время празднования Первого мая с самолёта П-5 фотографировал Красную площадь с колоннами демонстрантов, оформление Метростроя, Дворец труда, Свердловскую площадь с портретами-гигантами посередине. В том же году в служебной поездке по предприятиям Нижегородского края сделал фотографии Нижегородского автомобильного завода, Сормова, Выксинского завода, порта и других объектов.
В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом «Комсомольской правды» в блокадном Ленинграде, сделал за это время около 3000 кадров, многие из которых вошли в золотой фонд советской журналистики и фотоискусства. Ленинградский цикл Б. Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа. В послевоенные годы трудился фотокорреспондентом «Комсомольской правды». Погиб в творческой командировке в Среднюю Азию в 1973 году в автокатастрофе.



Раненые дети в палате Ленинградского государственного педиатрического института. Фото: Борис Кудояров
Девушки-бойцы МПВО несут боевое дежурство на крыше дома № 4 по улице Халтурина в Ленинграде. 1942 год. Фото: Борис Кудояров
Сердце разрывается, когда на деток смотришь...
Солнышки! Им бы бегать, играть, веселиться, счастливо жить...
Мадам Н.Д.
Марк Марков-Гринберг (1907-2006)

Марк Борисович Марков-Гринберг в 1925 году стал фотокорреспондентом Ростовской газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонёк». И в 1926 переехал в Москву. Работал для журнала «Смена». С 1930 года работал в ТАСС, а в сентябре 1941 года был отправлен на фронт просто рядовым. Только в июле 1943 года был направлен политотделом армии корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».
После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в газете «Красноармейская иллюстрированная газета». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете».
Почётный член Союза фотохудожников России. М. Марков-Гринберг не дожил всего год до своего столетия.



Человеческие останки в печи крематория концлагеря Штутгоф. Место съемки: окрестности Данцига (ныне Гданьск, Польша). Фото: Марк Марков-Гринберг. Это фото потрясает до глубины души!
Красноармейцы слушают игру на фисгармонии на берегу залива Фришес-Хафф (ныне Калининградский залив). 1945 год. Фото: Марк Марков-Гринберг
Божья КоровкаВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Марк Марков-Гринберг (1907-2006)

Марк Борисович Марков-Гринберг в 1925 году стал фотокорреспондентом Ростовской газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонёк». И в 1926 переехал в Москву. Работал для журнала «Смена». С 1930 года работал в ТАСС, а в сентябре 1941 года был отправлен на фронт просто рядовым. Только в июле 1943 года был направлен политотделом армии корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».
После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в газете «Красноармейская иллюстрированная газета». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете».
Почётный член Союза фотохудожников России. М. Марков-Гринберг не дожил всего год до своего столетия.



Человеческие останки в печи крематория концлагеря Штутгоф. Место съемки: окрестности Данцига (ныне Гданьск, Польша). Фото: Марк Марков-Гринберг. Это фото потрясает до глубины души!
Красноармейцы слушают игру на фисгармонии на берегу залива Фришес-Хафф (ныне Калининградский залив). 1945 год. Фото: Марк Марков-Гринберг
Жуткое фото... Истинное отражение войны...
Мадам Н.Д.
Марк Редькин (1908-1987)

Марк Степанович Редькин родился в городе Астрахани в 1908 году в семье моряка. В юности работал на судоремонтном заводе сварщиком. В 1932 году окончил Ленинградский кинофототехникум. В 1933 году был призван на военную службу. С 1934 года начал заниматься снятием фотографий для газет. С 1934 по 1941 год работал в газете «Красная звезда». Во время войны был фотокорреспондент ТАСС, а также газеты «Фронтовая иллюстрация». Был знаком с А. С. Шайхетом и Я. Н. Халипом.
В 1934–1941 годах был фотокорреспондентом газеты Ленинградского военного округа и Балтийского флота «Красная звезда», фотохроники ТАСС. Снимал на многих фронтах. После победы над Германией снимал войну с Японией. В послевоенное время — корреспондент фотохроники ТАСС, журнала «Советский Союз», издательства «Планета».



Советские солдаты со знаменем на крыше Рейхстага. Фото: Марк Редькин
Советский солдат встретился с матерью. Оригинальное название фото: «Здравствуй, сынок!». Лето 1943 года. Фото: Марк Редькин
Божья КоровкаВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Марк Редькин (1908-1987)

Марк Степанович Редькин родился в городе Астрахани в 1908 году в семье моряка. В юности работал на судоремонтном заводе сварщиком. В 1932 году окончил Ленинградский кинофототехникум. В 1933 году был призван на военную службу. С 1934 года начал заниматься снятием фотографий для газет. С 1934 по 1941 год работал в газете «Красная звезда». Во время войны был фотокорреспондент ТАСС, а также газеты «Фронтовая иллюстрация». Был знаком с А. С. Шайхетом и Я. Н. Халипом.
В 1934–1941 годах был фотокорреспондентом газеты Ленинградского военного округа и Балтийского флота «Красная звезда», фотохроники ТАСС. Снимал на многих фронтах. После победы над Германией снимал войну с Японией. В послевоенное время — корреспондент фотохроники ТАСС, журнала «Советский Союз», издательства «Планета».



Советские солдаты со знаменем на крыше Рейхстага. Фото: Марк Редькин
Советский солдат встретился с матерью. Оригинальное название фото: «Здравствуй, сынок!». Лето 1943 года. Фото: Марк Редькин
Душевное фото!!! Трогательное очень!!!
Мадам Н.Д.
Яков Рюмкин (1913-1986)

Родился в 1913 году в Харькове. Окончил рабочий факультет Харьковского университета; сотрудничал с харьковской газетой «Вечернее радио». С 1936 года — фотокорреспондент республиканской газеты «Коммунист», органа ЦК Компартии Украины.
С начала Великой Отечественной войны являлся фотокорреспондентом газеты «Правда» на Юго-Западном фронте. В дальнейшем снимал на разных фронтах, наиболее известны его фотографии, сделанные в битве за Сталинград. Участвовал в качестве фоторепортера в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии. Снимал боевые действия в Берлине.
В послевоенные годы работал в газетах «Правда», «Советская Россия», в журнале «Огонек», издательстве «Колос». Издал несколько авторских фотоальбомов. Награжден орденами и медалями.
Умер в Москве в 1986 году.



Две советские женщины идут по улице разрушенного Сталинграда. Фото: Яков Рюмкин
Советские солдаты атакуют в бою под Полтавой. На заднем плане горящая немецкая САУ. Фо
Мадам Н.Д.
Михаил Савин (1915-2006)

Михаил Иванович Савин родился в 1915 году. С 1939 года работал в Фотохронике ТАСС. В действующей армии с июня 1941 года. Военный фотокорреспондент, старший лейтенант. В качестве фронтового фотокорреспондента прошел всю войну с первого до последнего дня. Во время войны награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией». С 1946 по 1992 год один из ведущих фотокорреспондентов журнала «Огонек».
Автор фотоальбомов, участник многих выставок фотографий, особенно посвященных Великой Отечественной войне. Увлекался живописью. Живет в Москве. с марта 1941 года работал в газете Западного военного округа «Красноармейская правда».
Снимал отступление в Белоруссии, бои под Смоленском, битву за Москву, на Курской дуге, освобождение Литвы, наступление в Восточной Пруссии. Снимал капитуляцию немецких войск в Восточной Пруссии и на Балтике. С 1945 года Михаил Савин работал фотокорреспондентом в журнале «Огонек».



Атака советской конницы. Фото: Михаил Савин
Дети освобожденного города Жиздра — Рая и Гена Щегловы. 1943 год. Фото: Михаил Савин