Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Русские иллюстраторы: Иван Билибин

КапсЮль
Театральный оформитель, преподаватель Академии художест, Билибин создал неповторимый авторский стиль, который позже назвали «билибинским». Работы художника отличало обилие орнаментов и узоров, сказочность образов при точном следовании историческому облику русского костюма и предметов быта. Первую иллюстрацию Билибин нарисовал еще в 1899 году к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». На протяжении сорока лет художник обращался к русским народным сказкам и былинам. Его рисунки жили и на страницах детских книг, и на театральных площадках Петербурга, Праги, Парижа.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
224
ИренКа, 1 ребенокВ ответ на Жить хорошо!
Жить хорошо!
Не знаю как называется этот прием, но у него удивительная четкость деталей.Напоминает мандалы.
История переписки3
У него тонкой черной линией обведены все силуэты. Мультики так рисуют
Жить хорошо!В ответ на ИренКа
ИренКа
У него тонкой черной линией обведены все силуэты. Мультики так рисуют
История переписки4
Это я понимаю,)))теории мне не хватает. Наверняка же есть этому название.
Мурзик, 2 ребенкаВ ответ на ИренКа
ИренКа
У него тонкой черной линией обведены все силуэты. Мультики так рисуют
История переписки4
А ведь верно. Работы этого художника ни с кем не спутать.
Ivana LenovaВ ответ на Жить хорошо!
Жить хорошо!
Не знаю как называется этот прием, но у него удивительная четкость деталей.Напоминает мандалы.
История переписки3
Это, как уже автор темы написала, символизм+ардеко. Мистические сюжеты, много растительных орнаментов, графичность. В тот период это был, тск, тренд в искусстве иллюстрации. Для примера - Лев Бакст или австрийский иллюстратор Альфонс Муха. Очень люблю этот период))
КапсЮль, 2 ребенка
В 1901 году Иван Билибин работал над книгой Экспедиции: написал иллюстрации к сказкам «Марья Маревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка». В следующем году художник закончил «Княгиню на теремной башне». В картине Билибин впервые применил прием разных точек зрения: зритель видел башни города и корабли сверху, а саму княгиню — как если бы находился снизу. Художник обрамлял иллюстрации в декоративную рамку: по краям листа были широкие полосы с геометрическим узором. Книга сказок, выпущенная Экспедицией заготовления государственных бумаг, сделала Билибина знаменитым: у художника появились подражатели — Эрнест Лисснер и Борис Зворыкин.

В 1902 году Иван Билибин женился на Марии Чемберс. Девушка тоже была художницей и оформляла книги: они вместе ходили в мастерскую на занятия к Репину. В браке родилось двое детей.
НатальяВ ответ на КапсЮль
КапсЮль
В 1901 году Иван Билибин работал над книгой Экспедиции: написал иллюстрации к сказкам «Марья Маревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка». В следующем году художник закончил «Княгиню на теремной башне». В картине Билибин впервые применил прием разных точек зрения: зритель видел башни города и корабли сверху, а саму княгиню — как если бы находился снизу. Художник обрамлял иллюстрации в декоративную рамку: по краям листа были широкие полосы с геометрическим узором. Книга сказок, выпущенная Экспедицией заготовления государственных бумаг, сделала Билибина знаменитым: у художника появились подражатели — Эрнест Лисснер и Борис Зворыкин.

В 1902 году Иван Билибин женился на Марии Чемберс. Девушка тоже была художницей и оформляла книги: они вместе ходили в мастерскую на занятия к Репину. В браке родилось двое детей.
Судя по фамилии супруга была иностранного рода?
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на Наталья
Наталья
Судя по фамилии супруга была иностранного рода?
История переписки2
Родилась 1 марта 1874 г в Санкт-Петербурге в семье ирландца Джеймса Стивена Чемберса и Елизаветы Мэри Пейдж.
В 1900–1910-е оформляла книги для петербургских издательств, рисовала открытки для Общины св. Евгении, исполняла экслибрисы, занималась станковой графикой и живописью. Исполнила иллюстрации к собранию сочинений М. Ю. Лермонтова (М.: Печатник, 1914–1915). Участвовала в выставках Нового общества художников (СПб., 1909, 1913), СРХ (М., СПб., Киев, 1909–1910), «Мир искусства» (СПб., 1912, 1913; М., 1912; Киев, 1913), «Салоне» В. А. Издебского (1909/1910) и др.
В мае 1914 выехала в Швейцарию для лечения старшего сына, страдавшего полной потерей слуха, и осталась за границей из-за войны. С 1917 жила в Англии. Продолжала заниматься живописью. В 1931 участвовала в выставке живописи Русской группы в галерее Prince Vladimir Galitzine. Работы хранятся в семейной коллекции.
Похоронена на церковном кладбище в Кидмор Энд (Kidmore End), графство Оксфордшир.
КапсЮль, 2 ребенка
Во время работы над иллюстрациями Билибин задумал поездку на Север. Летом 1902 года он поехал в Вологодскую и Архангельскую губернии. В своем эссе «Народное творчество Севера» художник писал: «Это — край бесконечных лесов и больших и спокойных рек, катящих свои воды на север». Иван Билибин повторил свою экспедицию в 1903 и 1904 году, но уже с заданием от Русского музея: собрать для этнографической коллекции старинные вещи и национальную одежду. После поездок художник стал документально точно относиться к деталям — терема, костюмы теперь выписывались им с опорой на исторические книги. Под впечатлением от Севера он взялся за иллюстрации к былине «Вольга» и одновременно выполнял небольшие заказы от частных издательств: рисовал открытки с видами Архангельской губернии.
МаркизаВ ответ на КапсЮль
КапсЮль
Во время работы над иллюстрациями Билибин задумал поездку на Север. Летом 1902 года он поехал в Вологодскую и Архангельскую губернии. В своем эссе «Народное творчество Севера» художник писал: «Это — край бесконечных лесов и больших и спокойных рек, катящих свои воды на север». Иван Билибин повторил свою экспедицию в 1903 и 1904 году, но уже с заданием от Русского музея: собрать для этнографической коллекции старинные вещи и национальную одежду. После поездок художник стал документально точно относиться к деталям — терема, костюмы теперь выписывались им с опорой на исторические книги. Под впечатлением от Севера он взялся за иллюстрации к былине «Вольга» и одновременно выполнял небольшие заказы от частных издательств: рисовал открытки с видами Архангельской губернии.
Даже здесь тот же стиль
КапсЮль, 2 ребенка
И вот таким-то углом, где еще теплится, загасая, последняя искра древних русских укладов, и является наш Север. Для всякого русского исторического художника непосредственное ознакомление с Севером имеет громадное значение. Это — его Рим, это — главное место его специального художественного образования.

Иван Билибин, эссе «Остатки искусства в русской деревне»
КапсЮль, 2 ребенка
«Имя Билибина говорит за себя»: книги, театральные декорации и карикатуры
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на КапсЮль
КапсЮль
«Имя Билибина говорит за себя»: книги, театральные декорации и карикатуры
Эскиз декораций к опере М.Мусоргского "Борис Годунов" 1930 г.
КапсЮль, 2 ребенка

"Осел" Журнал "Жупел" №3, 1906 г.
Жить хорошо!В ответ на КапсЮль
КапсЮль

"Осел" Журнал "Жупел" №3, 1906 г.
Тоже очень тонко.
КапсЮль, 2 ребенка

Эскиз декораций к спектаклю Н.Евреинова "Действо о Теофиле", 1907 г.
КапсЮль, 2 ребенка
В 1904 году Иван Билибин проиллюстрировал «Сказку о царе Салтане» Александра Пушкина. Художник работал медленно. Сначала он наносил на бумагу эскиз, потом, уже на кальке, дорабатывал все детали и переводил на ватман. Сложнее всего было провести скошенной кистью тонкие контуры фигур — за четкость линий друзья называли его «Иван — железная рука». Живописец Николай Радлов дал иллюстратору еще одну характеристику: «первый профессионал книги».

Иван Билибин выбирал цвета, исходя из особенности типографских станков, и продумывал толщину бумаги, поэтому после печати иллюстрации не теряли своего качества. Книга вышла в 1905 году и сразу же получила высокую оценку критиков: через несколько месяцев Русский музей Александра III приобрел оригиналы графического цикла.
КапсЮль, 2 ребенка
Параллельно Иван Билибин брался за мелкую работу: оформлял обложки книг и журналов, рисовал открытки и афиши, рекламные плакаты для акционерных обществ, разрабатывал новые шрифты.

Художник поддержал революцию 1905 года. Либерал и антимонархист, Билибин рисовал карикатуры для сатирического журнала «Адская почта» и «Жупел». Самой известной стала «Осел» — художник изобразил осла с императорскими регалиями. В обрамлении картины Билибин использовал грифонов — символ дома Романовых. Карикатура вызвала общественный резонанс, и вскоре журнал «Жупел» был закрыт. Гравер Анна Остроумова-Лебедева вспоминала: «К Билибину на квартиру явились жандармы и после тщательного обыска арестовали его... Редакция была разгромлена и весь материал увезен. Так кончил свои дни «Жупел». Через несколько дней Билибина отпустили.
КапсЮль, 2 ребенка
КапсЮль, 2 ребенка
КапсЮль, 2 ребенка
КапсЮль, 2 ребенка
В 1907 году драматург Николай Евреинов предложил Ивану Билибину выполнить эскиз декораций для Старинного театра. Художник оформил религиозную драму «Действо о Теофиле», события которой развивались в Средневековье. Билибин разбил сцену на три яруса: рай, земля и ад — так он объединил сразу несколько мест действия.

Вскоре после премьеры художника позвали в дягилевскую антрепризу. Билибин разработал дизайн костюмов к опере Мусоргского «Борис Годунов». Постановка с Шаляпиным в главной роли на сцене парижской Гранд-Опера принесла славу не только певцу и Сергею Дягилеву, но и Билибину: теперь его знали еще и как театрального художника.
КапсЮль, 2 ребенка
КапсЮль, 2 ребенка
КапсЮль, 2 ребенка
В 1908 году Иван Билибин нарисовал эскизы декораций к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок». Затем были заказы на постановки «Садко», «Руслан и Людмила», а в 1910 году Билибин нарисовал костюмы для танцовщицы Анны Павловой к балету «Дочь фараона».

Имя Билибина достаточно говорит за себя. Фантастический характер оперы нашел в талантливом художнике действительно тонкого и смелого интерпретатора… <...> Сочетание красок, ослепительная в самой мягкости своей их гамма, порождают впечатление редкой гармонии и переносят восхищенного зрителя в настоящее волшебное царство.
Журнал «Обозрение театров» об опере «Руслан и Людмила» (1903)
КапсЮль, 2 ребенка
Несмотря на большую занятость в театре, Билибин продолжал иллюстрировать литературные произведения. В 1910 году Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила самое известное издание художника — «Сказку о золотом петушке». Всю серию зарисовок сразу же приобрела Третьяковская галерея. При оформлении книги Иван Билибин использовал эскизы, сделанные им ранее для одноименной оперы. Яркие цвета, гротескные образы, тщательно проработанные детали — художник выдержал единый стиль на протяжении всего издания. Главный акцент был на иллюстрациях: текст сказки был лишь в верхней части страниц.