Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Когда-то давно Надым был просто точкой на географической карте Крайнего Севера, сегодня это многоэтажный индустриальный город. Осенью 2012 года ему исполнилось 40 лет. Но его история этим не ограничивается, а уходит корнями намного дальше этой даты.
Есть разные версии происхождения имени города: 1. От ненецкого «нядэйм» — мшистое место 2. От ненецкого «няда ям» — «ягельная река» 3. От старого русского слова «надым», что означает «сугроб» (это название более вероятно, потому что слова "надым" в ненецком языке нет, но есть в русском разговорном. От слов: "дым", "надымленный".
По данным института археологии Российской академии наук, история современного Надыма очень древняя. Первое упоминание в летописи о Надыме произошло в 1146 году, на русских картах он появляется с конца XVII века. В 14 веке эти земли называли Лукоморьем, позже — западной окраиной Мангазеи. Найденные на раскопках Надымского городища серебряные украшения, керамика, утварь относятся к 9 веку.
С давних времен здесь кочевали оленеводы — ненцы и ханты. Впервые о них упоминается в письменных источниках 17 века. Именно в это время с Тобольского Севера поступило сообщение о том, что в походе восставшей бедноты на Обдорск (ныне Салехард) принимали участие надымские ненцы.
В 17–19 веках этот край, как, впрочем, и вся территория обдорского Севера, оставался забытой окраиной России. И только в 20 веке этот регион стал "просыпаться".
В 1922 году начался энергичный поиск оптимальных форм административного устройства северных районов. В 1925 году правительство отменило налог (ясак) с коренного населения. В 1929 году был создан первый на Обском Севере оленеводческий совхоз «Надымский». Вскоре начали свою деятельность два колхоза — «Промышленник» и «Новая жизнь». Постепенно Север становился объектом интенсивного изучения. Многочисленные экспедиции исследовали недра, почвы, леса, животный мир, реки, озера, хозяйства, быт, изучали язык северных народов. С этого года на правом берегу реки стоял поселок Надым. Однако рельеф местности не позволял устроить там большой населенный пункт и одну из крупнейших станций на всем протяжении железнодорожной трассы от Полярного Урала до Енисея. Поэтому с началом навигации грузы были в первую очередь направлены на ту площадку, где сегодня стоит наш город.
Уже в 1951 году здесь стояло 55 двух- и четырехэтажных жилых домов, паровозное и вагонное депо, электростанция, два магазина, клуб, столовая, овощехранилище, хлебопекарня, детский сад, школа, интернат, больничный городок и т.д. А к 1953 году на станции Надым было возведено дополнительно двадцать три различных (в основном – жилых) здания.
С открытием в мае 1967 года на Ямальском Севере уникального газового месторождения Медвежье (в 75 км к северо-востоку от города) началось создание промышленной базы строителей, трассовиков, газодобытчиков. Местом для неё был избран никому дотоле неизвестный посёлочек Надым, расположенный в 12 километрах от берега одноимённой реки. Из полузабытого, затерянного в тундре посёлка Надым стал первым в Ямало-Ненецком автономном округе базовым городом для освоения топливно-энергетических ресурсов страны.
6 июня 1967 года приказом по Главтюменьгеологии была организована хозрасчетная на самостоятельном балансе Надымская нефтегазоразведочная экспедиция.
8 июля 1969 года на базе комсомольско-молодежного строительно-монтажного управления треста «Шаимгазстрой» в Надыме создан комсомольско-молодежный монтажный трест «Севергазстрой» (ныне - ОАО «Севергазстрой»). 17 ноября 1969 года геологи передали месторождение Медвежье в эксплуатацию. В 1970 году началось строительство газопровода Надым – Пунга.
За зиму 1970-1971 гг. население поселка выросло в десять раз. «Надым» на правом берегу реки получил название «Старый Надым», а «Новый Надым» стал называться «Надым». Город рос очень быстро, строились новые дома, старые дома 501-й стройки сносились. Железная дорога, проходившая через территорию города, все станционные пути и сооружения, включая депо и вокзал, были снесены.
Численность населения с 19,6 тысяч в 1975 году [/
Когда-то давно Надым был просто точкой на географической карте Крайнего Севера, сегодня это многоэтажный индустриальный город. Осенью 2012 года ему исполнилось 40 лет. Но его история этим не ограничивается, а уходит корнями намного дальше этой даты.
Есть разные версии происхождения имени города: 1. От ненецкого «нядэйм» — мшистое место 2. От ненецкого «няда ям» — «ягельная река» 3. От старого русского слова «надым», что означает «сугроб» (это название более вероятно, потому что слова "надым" в ненецком языке нет, но есть в русском разговорном. От слов: "дым", "надымленный".
По данным института археологии Российской академии наук, история современного Надыма очень древняя. Первое упоминание в летописи о Надыме произошло в 1146 году, на русских картах он появляется с конца XVII века. В 14 веке эти земли называли Лукоморьем, позже — западной окраиной Мангазеи. Найденные на раскопках Надымского городища серебряные украшения, керамика, утварь относятся к 9 веку.
С давних времен здесь кочевали оленеводы — ненцы и ханты. Впервые о них упоминается в письменных источниках 17 века. Именно в это время с Тобольского Севера поступило сообщение о том, что в походе восставшей бедноты на Обдорск (ныне Салехард) принимали участие надымские ненцы.
В 17–19 веках этот край, как, впрочем, и вся территория обдорского Севера, оставался забытой окраиной России. И только в 20 веке этот регион стал "просыпаться".
В 1922 году начался энергичный поиск оптимальных форм административного устройства северных районов. В 1925 году правительство отменило налог (ясак) с коренного населения. В 1929 году был создан первый на Обском Севере оленеводческий совхоз «Надымский». Вскоре начали свою деятельность два колхоза — «Промышленник» и «Новая жизнь». Постепенно Север становился объектом интенсивного изучения. Многочисленные экспедиции исследовали недра, почвы, леса, животный мир, реки, озера, хозяйства, быт, изучали язык северных народов. С этого года на правом берегу реки стоял поселок Надым. Однако рельеф местности не позволял устроить там большой населенный пункт и одну из крупнейших станций на всем протяжении железнодорожной трассы от Полярного Урала до Енисея. Поэтому с началом навигации грузы были в первую очередь направлены на ту площадку, где сегодня стоит наш город.
Уже в 1951 году здесь стояло 55 двух- и четырехэтажных жилых домов, паровозное и вагонное депо, электростанция, два магазина, клуб, столовая, овощехранилище, хлебопекарня, детский сад, школа, интернат, больничный городок и т.д. А к 1953 году на станции Надым было возведено дополнительно двадцать три различных (в основном – жилых) здания.
С открытием в мае 1967 года на Ямальском Севере уникального газового месторождения Медвежье (в 75 км к северо-востоку от города) началось создание промышленной базы строителей, трассовиков, газодобытчиков. Местом для неё был избран никому дотоле неизвестный посёлочек Надым, расположенный в 12 километрах от берега одноимённой реки. Из полузабытого, затерянного в тундре посёлка Надым стал первым в Ямало-Ненецком автономном округе базовым городом для освоения топливно-энергетических ресурсов страны.
6 июня 1967 года приказом по Главтюменьгеологии была организована хозрасчетная на самостоятельном балансе Надымская нефтегазоразведочная экспедиция.
8 июля 1969 года на базе комсомольско-молодежного строительно-монтажного управления треста «Шаимгазстрой» в Надыме создан комсомольско-молодежный монтажный трест «Севергазстрой» (ныне - ОАО «Севергазстрой»). 17 ноября 1969 года геологи передали месторождение Медвежье в эксплуатацию. В 1970 году началось строительство газопровода Надым – Пунга.
За зиму 1970-1971 гг. население поселка выросло в десять раз. «Надым» на правом берегу реки получил название «Старый Надым», а «Новый Надым» стал называться «Надым». Город рос очень быстро, строились новые дома, старые дома 501-й стройки сносились. Железная дорога, проходившая через территорию города, все станционные пути и сооружения, включая депо и вокзал, были снесены.
Численность населения с 19,6 тысяч в 1975 году [/